Определение №09/12057 от 27.12.2017г. Определение о прекращении производства по делу № 60/Р-2017 от 10 января 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 60/Р-2017
«27» декабря 2017г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
<…> -
<…> -
<…> -
заместителя руководителя управления;
начальника отдела рекламы недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;
специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,
рассмотрев дело № 60/Р-2017, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Студия телевидения – городской информационный центр» (ИНН 4230005265, ОГРН 1024202004463, КПП 423001001, дата регистрации: 30.12.2002г., юридический адрес: 652050, г. Юрга, ул. Московская, 35, далее – ООО «Студия ТВ – ГИЦ») при распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), в отсутствие представителя ООО «Студия ТВ – ГИЦ», в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛА:
06.06.2017г. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. № 4230 от 06.06.2017г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в составе телеканала «Юргинская студия телевидения», допущенное телерадиовещательной организацией ООО «Студия ТВ-ГИЦ», выразившихся в превышении продолжительности распространяемой рекламы в течение часа.
Кемеровским УФАС России были просмотрены представленные записи эфиров ООО «Студия ТВ-ГИЦ» и было установлено, что 15.05.2017г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 16,81%, 19.05.2017г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 28,78% (расчеты прилагаются).
Частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» установлено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
26.06.2017г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 60/Р-2017 в отношении ООО «Студия ТВ – ГИЦ» и назначено к рассмотрению на 27.07.2017г. на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
10.07.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Студия ТВ – ГИЦ» (исх. № 52 от 06.07.2017г.), по мнению ООО «Студия ТВ – ГИЦ» Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области при подсчете времени вещания рекламы в течение часа в категорию «реклама» были включены социальные программы информационного характера: «ГИБДД Кузбасс представляет», «Полиция Кузбасса предупреждает», «Против терроризма», которые не являются рекламой.
Просмотрев записи эфиров, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» была установлена следующая продолжительность вещания рекламы в течение часа:
15.05.2017г. с 06:00 до 07:00 объем рекламы составил 5,8%;
19.05.2017г. с 06:00 до 07:00 – 5,2%.
27.07.2017г. состоялось рассмотрение дела № 60/Р-2017 в присутствии директора – главного редактора ООО «Студия ТВ – ГИЦ» <…>, а также <…>, которые поддержали представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определение от 27.07.2017г. рассмотрение дела № 60/Р-2017 было отложено на 05.09.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
14.08.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (исх. № 6450-03/42 от 09.08.2017г.), из которых следует, что согласно пункту 11 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Видеоролики «ГИБДД Кузбасса представляет», «Полиция Кузбасса предупреждает», «Против терроризма» в данном случае посвящены вопросам профилактики и предупреждения травматизма на дорогах и дорожно – транспортных происшествий, включая травматизм пешеходов и детей, телефонного мошенничества, террористических акций.
Указанные видеоролики адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, то есть на предупреждение мошеннических действий, на соблюдение правил дорожного движения, на предотвращение террористических акций, что является общественно полезными целями и обеспечивает интересы государства.
Следовательно, как следует из представленных письменных пояснений Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, указанные видеоролики являются социальной рекламой и подлежат включению в общий объем рекламы, распространяемой в течение часа в эфире телеканала.
05.09.2017г. состоялось рассмотрение дела № 60/Р-2017 в присутствии представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, который поддержал представленные письменные пояснения. Директор – главный редактор ООО «Студия ТВ – ГИЦ» <…> пояснил, что ролики «ГИБДД Кузбасса представляет», «Полиция Кузбасса предупреждает», «Против терроризма» являются не социальной рекламой, а информационными сюжетами.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 05.09.2017г. рассмотрение дела № 60/Р-2017 было отложено на 23.10.2017г. в 14 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
23.10.2017г. состоялось рассмотрение дела № 60/Р-2017 в присутствии представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области <…> Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 23.10.2017г. рассмотрение дела № 60/Р-2017 было отложено на 27.11.2017г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
27.11.2017г. состоялось рассмотрение дела № 60/Р-2017 в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 23.10.2017г. рассмотрение дела № 60/Р-2017 было отложено на 27.11.2017г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
Определением от 27.11.2017г. рассмотрение дела № 60/Р-2017 было отложено на 27.12.2017г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, ООО «Студия ТВ – ГИЦ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
06.12.2017гю в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные разъяснения Федеральной антимонопольной службы России (исх. № АК/82881/17 от 28.11.2017г.) из которых следует, что:
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ « О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц - рекламу и социальную рекламу.
При этом при распространении указанных видов информации преследуются различные цели, при распространение рекламы преследуется цель продвижения товара на рынке, распространение социальной рекламы направлено на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
По мнению специалистов ФАС России, указанные видеоролики «ГИБДД Кузбасса представляет», с разъяснением некоторых опасных ситуаций на дороге с целью соблюдения Правил дорожного движения, «Полиция Кузбасса предупреждает» с информацией о противоправных мошеннических схемах и необходимых действиях для их пресечения, «Против терроризма» о необходимости борьбы с терроризмом, направлены на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, соответственно является социальной рекламой.
В соответствии с письмом ФАС России от 16.04.2013г. № АК/14957/13 «О социальной рекламе», поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются требования статей ФЗ «О рекламе», устанавливающие требования к рекламе (но не к социальной рекламе), в частности не распространяются нормы статьи 14 ФЗ «О рекламе», в связи с чем, при подсчете объема рекламы в телепрограммах социальная реклама в данном объеме не учитывается.
27.12.2017г. состоялось рассмотрение дела № 60/Р-2017 в отсутствие представителя ООО «Студия ТВ – ГИЦ», в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
06.06.2017г. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. № 4230 от 06.06.2017г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в составе телеканала «Юргинская студия телевидения», допущенное телерадиовещательной организацией ООО «Студия ТВ-ГИЦ», выразившихся в превышении продолжительности распространяемой рекламы в течение часа.
Кемеровским УФАС России были просмотрены представленные записи эфиров ООО «Студия ТВ-ГИЦ» и было установлено, что 15.05.2017г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 16,81%, 19.05.2017г. в период с 06 часов 00 минут по 07 часов 00 минут продолжительность рекламы составила 28,78% (расчеты прилагаются).
Частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» установлено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
В нарушение данной правовой нормы общая продолжительность рекламы ООО «Студия ТВ-ГИЦ» в составе телеканала «Юргинская студия телевидения» осуществлялось с превышением установленной 15% нормы времени вещания рекламы в течение часа.
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «Студия ТВ - ГИЦ».
Вместе с тем, в рамках рассмотрения данного дела, в соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы России, ролики «ГИБДД Кузбасса представляет», «Полиция Кузбасса предупреждает», «Против терроризма» являются социальной рекламой, которая направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В соответствии с письмом ФАС России от 16.04.2013г. № АК/14957/13 «О социальной рекламе», поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются требования статей ФЗ «О рекламе», устанавливающие требования к рекламе (но не к социальной рекламе), в частности не распространяются нормы статьи 14 ФЗ «О рекламе», в связи с чем, при подсчете объема рекламы в телепрограммах социальная реклама в данном объеме не учитывается.
Таким образом, признаки нарушения части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.
Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 60/Р-2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Студия телевидения – городской информационный центр» (ИНН 4230005265, ОГРН 1024202004463, КПП 423001001, дата регистрации: 30.12.2002г., юридический адрес: 652050, г. Юрга, ул. Московская, 35) прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заместитель председателя Комиссии: <…>
Члены Комиссии:
<…>
<…>