Решение №09/3060 от 04.04.2016г Решение по делу № 7/Р-2016 в отношении публичного акционерно... от 5 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«21» марта 2016г.                                                                                              г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

 

Даниловой М.И. -

 

 

 

 

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 7/Р-2016, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425, КПП 440101001, дата регистрации: 01.09.2014г., юридический адрес: 156000,   г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46, далее по тексту –ПАО «Совкомбанк»)  по признакам нарушения части 7 статьи 5,  части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.01.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 30э от 12.01.2016г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы посредством смс – сообщения на мобильный телефон  <…> следующего содержания:

- 12.01.2016г. в 12 часов 09 минут: «С нами кредит – это просто: на 12 месяцев от 12%. Тел. 88001000660» от абонента Sovcombank (смс – центр   8-903-701-11-11).

Из ответа ПАО «Вымпел-Ком» (исх. № 00008/16-ИСБ-КМ от 22.01.2016г.), направленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что отправителем указанного смс – сообщения является ПАО «Совкомбанк» на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 568212007 от 01.08.2015г., а также дополнительного соглашения № 1 от 01.08.2015г., заключенным с ПАО «Вымпел – Ком».

Согласно условиям дополнительного соглашения, ПАО «Совкомбанк» получило доступ к технологическому интерфейсу программно-аппаратного комплекса ПАО «Вымпел-Ком», посредством которого получило техническую возможность формирования и рассылки смс – сообщений пользователям, определенных ПАО «Совкомбанк», с использованием интерфейса услуги.

Согласно пункту 4.2 указанного соглашения, ПАО «Совкомбанк» осуществляет рассылку смс – сообщений на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили ПАО «Совкомбанк» и/или его партнерам свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки смс – сообщений.

01.02.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 7/Р-2016 в отношении ПАО «Совкомбанк» и назначено к рассмотрению на 21.03.2016г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ПАО «Совкомбанк»  заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомительная карточка о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

14.03.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ПАО «Совкомбанк» (исх. № 33 от 11.03.2016г.), из которых следует, что смс – информирование производилось только клиентам банка, являющимися также клиентами партнера и держателями дисконтных карт программы Система Аптек «Аптечный Дом», в связи с чем, лица, которым будет произведено смс – информирование были заранее определены. Таким образом, при реализации данного распространения информации для рассылки используется определенная адресная база данных.

Получатель смс – рассылки заведомо известен ПАО «Совкомбанк», ввиду уникальности его идентификационных/персональных данных и контактного номера, на обработку которых клиентами дается предварительное согласие, а также возможности сохранения отправленных сообщений. Смс – рассылка всегда, и в данном случае, носит адресный, то есть персональный характер. Адресное распространение наиболее эффективное информирование клиентов, так как предложения получает целевая аудитория клиентов банка «Совкомбанк», то есть та, которая потенциально заинтересована в приобретении конкретного товара, работы или услуги (избирательное воздействие). Формирование различных адресных программ распространения производится под каждую конкретную задачу. Базы данных клиентов четко структурированы, постоянно пополняемые и обновляемые информацией о физических лицах, об их потребительских предпочтениях и потребностях – с целью последующей обработки данной информации и предложения конкретным потенциальным покупателям (клиентам) товаров, работ, услуг, соответствующих их запросам.

На основании изложенного, как следует из письменных пояснений ПАО «Совкомбанк», представленных в адрес Кемеровского УФАС России, вышеуказанное смс – сообщение не является рекламой, в связи с чем, в действиях ПАО «Совкомбанк» отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

21.03.2016г. состоялось рассмотрение дела № 7/Р-2016 в отсутствие представителя ПАО «Совкомбанк», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

12.01.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 30э от 12.01.2016г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы посредством смс – сообщения на мобильный телефон <…> следующего содержания:

- 12.01.2016г. в 12 часов 09 минут: «С нами кредит – это просто: на 12 месяцев от 12%. Тел. 88001000660» от абонента Sovcombank (смс – центр 8-903-701-11-11).

Из ответа ПАО «Вымпел-Ком» (исх. № 00008/16-ИСБ-КМ от 22.01.2016г.), направленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что отправителем указанного смс – сообщения является ПАО «Совкомбанк» на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» <…>  а также дополнительного соглашения № 1 от 01.08.2015г., заключенным с  ПАО «Вымпел – Ком».

Согласно условиям дополнительного соглашения, ПАО «Совкомбанк» получило доступ к технологическому интерфейсу программно-аппаратного комплекса ПАО «Вымпел-Ком», посредством которого получило техническую возможность формирования и рассылки смс – сообщений пользователям, определенных ПАО «Совкомбанк», с использованием интерфейса услуги.

Согласно пункту 4.2 указанного соглашения, ПАО «Совкомбанк» осуществляет рассылку смс – сообщений на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили ПАО «Совкомбанк» и/или его партнерам свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки смс – сообщений.

В связи с тем, что в адрес Кемеровского УФАС России были представлены документы, подтверждающие, что абонент выразил свое согласие на получение рекламных смс – сообщений, признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» в действиях ПАО «Совкомбанк» отсутствуют.

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России в вышеуказанном тексте спорной рекламы установлены следующие признаки нарушения ФЗ «О рекламе»:

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

В нарушение данной правовой нормы  в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита ПАО «Совкомбанк».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее по тексту – ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе).
При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 ФЗ «О потребительском кредите (займе).
К условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения, виды и суммы иных платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа).

В нарушение данных правовых норм в вышеуказанной рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, реклама, будучи связанной с предоставлением кредита, не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита, а именно не содержит сведения о сумме кредита, сведения, которые могут повлиять на размер фактически затраченных средств потребителя, решившего воспользоваться данной услугой, а включает только срок предоставления кредита (12 месяцев) и процентную ставку (от 12%), что искажает смысл информации о предлагаемой услуге по предоставлению кредита, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность банка ПАО «Совкомбанк» по выдаче кредита на 12 месяцев от 12%.

Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться получением кредита на указанных в ней условиях, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Использование в смс – сообщении фразы «С нами кредит – это просто: на 12 месяцев от 12%» в совокупности с буквенным обозначением Sovcombank указывает на возможность воспользоваться финансовой услугой (кредитованием) предоставляемой ПАО «Совкомбанк», направлено на формирование у потенциальных потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой и на ее продвижение на рынке.

Рассылка смс – сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер <...> что позволяет говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в смс – сообщениях, как предназначенной для конкретного абонента.

Смс – сообщение, направленное ПАО «Совкомбанк» полностью отвечает понятию рекламы и призвано формировать и поддерживать интерес к обществу и оказываемым им финансовым услугам, способствовать продвижению их на рынке.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5,  частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ПАО «Совкомбанк».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии  с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ПАО «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425, КПП 440101001, дата регистрации: 01.09.2014г., юридический адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46), нарушившим требования частью 7 статьи 5,  части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при распространении рекламы посредством смс - сообщения.

2.Выдать ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

Е.Б. Каминская

 

М.И. Данилова

Связанные организации

Связанные организации не указаны