Решение №09/3060 от 04.04.2016г Решение по делу № 7/Р-2016 в отношении публичного акционерно... от 5 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«21» марта 2016г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Даниловой М.И. -
|
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело № 7/Р-2016, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425, КПП 440101001, дата регистрации: 01.09.2014г., юридический адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46, далее по тексту –ПАО «Совкомбанк») по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе),
УСТАНОВИЛА:
12.01.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 30э от 12.01.2016г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы посредством смс – сообщения на мобильный телефон <…> следующего содержания:
- 12.01.2016г. в 12 часов 09 минут: «С нами кредит – это просто: на 12 месяцев от 12%. Тел. 88001000660» от абонента Sovcombank (смс – центр 8-903-701-11-11).
Из ответа ПАО «Вымпел-Ком» (исх. № 00008/16-ИСБ-КМ от 22.01.2016г.), направленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что отправителем указанного смс – сообщения является ПАО «Совкомбанк» на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 568212007 от 01.08.2015г., а также дополнительного соглашения № 1 от 01.08.2015г., заключенным с ПАО «Вымпел – Ком».
Согласно условиям дополнительного соглашения, ПАО «Совкомбанк» получило доступ к технологическому интерфейсу программно-аппаратного комплекса ПАО «Вымпел-Ком», посредством которого получило техническую возможность формирования и рассылки смс – сообщений пользователям, определенных ПАО «Совкомбанк», с использованием интерфейса услуги.
Согласно пункту 4.2 указанного соглашения, ПАО «Совкомбанк» осуществляет рассылку смс – сообщений на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили ПАО «Совкомбанк» и/или его партнерам свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки смс – сообщений.
01.02.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 7/Р-2016 в отношении ПАО «Совкомбанк» и назначено к рассмотрению на 21.03.2016г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ПАО «Совкомбанк» заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомительная карточка о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
14.03.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ПАО «Совкомбанк» (исх. № 33 от 11.03.2016г.), из которых следует, что смс – информирование производилось только клиентам банка, являющимися также клиентами партнера и держателями дисконтных карт программы Система Аптек «Аптечный Дом», в связи с чем, лица, которым будет произведено смс – информирование были заранее определены. Таким образом, при реализации данного распространения информации для рассылки используется определенная адресная база данных.
Получатель смс – рассылки заведомо известен ПАО «Совкомбанк», ввиду уникальности его идентификационных/персональных данных и контактного номера, на обработку которых клиентами дается предварительное согласие, а также возможности сохранения отправленных сообщений. Смс – рассылка всегда, и в данном случае, носит адресный, то есть персональный характер. Адресное распространение наиболее эффективное информирование клиентов, так как предложения получает целевая аудитория клиентов банка «Совкомбанк», то есть та, которая потенциально заинтересована в приобретении конкретного товара, работы или услуги (избирательное воздействие). Формирование различных адресных программ распространения производится под каждую конкретную задачу. Базы данных клиентов четко структурированы, постоянно пополняемые и обновляемые информацией о физических лицах, об их потребительских предпочтениях и потребностях – с целью последующей обработки данной информации и предложения конкретным потенциальным покупателям (клиентам) товаров, работ, услуг, соответствующих их запросам.
На основании изложенного, как следует из письменных пояснений ПАО «Совкомбанк», представленных в адрес Кемеровского УФАС России, вышеуказанное смс – сообщение не является рекламой, в связи с чем, в действиях ПАО «Совкомбанк» отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
21.03.2016г. состоялось рассмотрение дела № 7/Р-2016 в отсутствие представителя ПАО «Совкомбанк», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
12.01.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 30э от 12.01.2016г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы посредством смс – сообщения на мобильный телефон <…> следующего содержания:
- 12.01.2016г. в 12 часов 09 минут: «С нами кредит – это просто: на 12 месяцев от 12%. Тел. 88001000660» от абонента Sovcombank (смс – центр 8-903-701-11-11).
Из ответа ПАО «Вымпел-Ком» (исх. № 00008/16-ИСБ-КМ от 22.01.2016г.), направленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что отправителем указанного смс – сообщения является ПАО «Совкомбанк» на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» <…> а также дополнительного соглашения № 1 от 01.08.2015г., заключенным с ПАО «Вымпел – Ком».
Согласно условиям дополнительного соглашения, ПАО «Совкомбанк» получило доступ к технологическому интерфейсу программно-аппаратного комплекса ПАО «Вымпел-Ком», посредством которого получило техническую возможность формирования и рассылки смс – сообщений пользователям, определенных ПАО «Совкомбанк», с использованием интерфейса услуги.
Согласно пункту 4.2 указанного соглашения, ПАО «Совкомбанк» осуществляет рассылку смс – сообщений на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили ПАО «Совкомбанк» и/или его партнерам свое согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов путем рассылки смс – сообщений.
В связи с тем, что в адрес Кемеровского УФАС России были представлены документы, подтверждающие, что абонент выразил свое согласие на получение рекламных смс – сообщений, признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» в действиях ПАО «Совкомбанк» отсутствуют.
Вместе с тем, Кемеровским УФАС России в вышеуказанном тексте спорной рекламы установлены следующие признаки нарушения ФЗ «О рекламе»:
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита ПАО «Совкомбанк».
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий
Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее по тексту – ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе).
При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 ФЗ «О потребительском кредите (займе).
К условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения, виды и суммы иных платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа).
В нарушение данных правовых норм в вышеуказанной рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, реклама, будучи связанной с предоставлением кредита, не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита, а именно не содержит сведения о сумме кредита, сведения, которые могут повлиять на размер фактически затраченных средств потребителя, решившего воспользоваться данной услугой, а включает только срок предоставления кредита (12 месяцев) и процентную ставку (от 12%), что искажает смысл информации о предлагаемой услуге по предоставлению кредита, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность банка ПАО «Совкомбанк» по выдаче кредита на 12 месяцев от 12%.
Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться получением кредита на указанных в ней условиях, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.
Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Использование в смс – сообщении фразы «С нами кредит – это просто: на 12 месяцев от 12%» в совокупности с буквенным обозначением Sovcombank указывает на возможность воспользоваться финансовой услугой (кредитованием) предоставляемой ПАО «Совкомбанк», направлено на формирование у потенциальных потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой и на ее продвижение на рынке.
Рассылка смс – сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер <...> что позволяет говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в смс – сообщениях, как предназначенной для конкретного абонента.
Смс – сообщение, направленное ПАО «Совкомбанк» полностью отвечает понятию рекламы и призвано формировать и поддерживать интерес к обществу и оказываемым им финансовым услугам, способствовать продвижению их на рынке.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ПАО «Совкомбанк».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ПАО «Совкомбанк» (ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425, КПП 440101001, дата регистрации: 01.09.2014г., юридический адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46), нарушившим требования частью 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при распространении рекламы посредством смс - сообщения.
2.Выдать ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
Е.Б. Каминская
М.И. Данилова |