Решение №09/3110 от 10.04.2017г. Решение по делу № 3/Р-2017 от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«04» апреля 2017г.                                                                                 г. Кемерово

              

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

 

 <…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

рассмотрев дело № 3/Р-2017, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…>  (<…>,  далее – ИП <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.11.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение <…> (вх. № 7342 от 21.11.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы ресторана «Alles» в эфире радиостанции «Европа плюс» в г. Кемерово следующего содержания:

- «Встречай, большие пенные каникулы в самом мужском ресторане «Alles». 16 сентября грандиозное открытие Октоберфеста. Специальные гости трибьют – группа «Скайф». Отметь немецкий праздник с русским размахом по адресу  ул. Тухачевского, 31 Б, ресторан «Alles». Подробности по телефону 31-21-31. Возрастное ограничение 21+».

Кемеровским УФАС России была прослушана запись рекламного ролика, представленного ООО «Медиа - агентство» (исх. б/н, б/д) и установлено следующее:

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.

18.01.2017г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 3/Р-2017 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 01.03.2017г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом  с уведомлением о вручении.

01.03.2017г. на рассмотрение дела № 3/Р-2017 ИП <…>   не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.  

Определением от 01.03.2017г. рассмотрение дела № 3/Р-2017 было отложено на 04.04.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом  с уведомлением о вручении (распечатка  с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

31.03.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. б/н от 28.03.2017г.),  из которых следует,  что ИП <…> признает свою вину в нарушении требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении вышеуказанного рекламного ролика, в настоящее время рекламный ролик не распространяется. Также ИП <…> представляет в адрес Кемеровского УФАС России копии запрашиваемых документов: договор № 700-МА/14-РИО  на рекламно – информационное обслуживание от 01.09.2014г. с приложениями к данному договору, дополнительное соглашение № 1-С/14 «на поставку сувенирной продукции» к договору на рекламно – информационное обслуживание № 700-МА/14-РИО от -1.09.2014г., платежные поручения за размещение рекламно – информационных материалов.

В соответствие с приложением № 7 от 09.09.2016г. к указанному дополнительному соглашению, ООО «Медиа – агентство» оказало ИП <…> услуги по размещению рекламно – информационных материалов на радиоканале «Ди FM Кемерово», «Европа Плюс Кузбасс» в рекламном блоке с 12.09.2016г. по 15.09.2016г.                     

04.04.2017г. состоялось рассмотрение дела № 3/Р-2017 в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

         Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

          21.11.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы  по Кемеровской области поступило обращение <…> (вх. № 7342 от 21.11.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы ресторана «Alles» в эфире радиостанции «Европа плюс» в г. Кемерово следующего содержания:

            - «Встречай, большие пенные каникулы в самом мужском ресторане «Alles». 16 сентября грандиозное открытие Октоберфеста. Специальные гости трибьют – группа «Скайф». Отметь немецкий праздник с русским размахом по адресу  ул. Тухачевского, 31 Б, ресторан «Alles». Подробности по телефону 31-21-31. Возрастное ограничение 21+».

           Кемеровским УФАС России была прослушана запись рекламного ролика, представленного ООО «Медиа - агентство» (исх. б/н, б/д) и установлено следующее:

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

В данной рекламе отсутствует подтверждение того, что ресторан «Alles»  является «самым мужским рестораном». Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.

В указанной рекламе присутствует информация, содержащая сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, без указания на конкретный критерий, по которому идет сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования – «самый мужской ресторан» над такими же ресторанами иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иного ресторана.

Общее восприятие рекламы не содержит соответствующие действительности сведения, вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого ресторана перед аналогичными не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «самый» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «самый» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

Из информации, представленной ООО «Медиа - агентство» следует, что указанная реклама размещалась в период с 12.09.2016г. по 15.09.2016г. на основании договора № 700-МА/14-РИО на рекламно – информационное обслуживание от 01.09.2014г., а также в соответствии с дополнительным соглашением № 1-РР/15 на оказание услуг по изготовлению и/или размещению рекламно – информационных материалов в эфире электронных СМИ (радиоканалов) от 10.06.2015г., заключенных  с ИП <…>.

В соответствие с приложением № 7 от 09.09.2016г. к указанному дополнительному соглашению, ООО «Медиа – агентство» оказало ИП <…> услуги по размещению рекламно – информационных материалов на радиоканале «Ди FM Кемерово», «Европа Плюс Кузбасс» в рекламном блоке с 12.09.2016г. по 15.09.2016г.                    

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований,  установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

           В материалы дела представлены документы, подтверждающие распространение спорного рекламного ролика в период с 12.09.2016г. по 15.09.2016г., в настоящее время рекламный ролик не распространяется.

          Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,   

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП <…> (<…>)  нарушившим требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в эфире радиостанции «Европа плюс» в г. Кемерово.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2017 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны