Решение №09/4588 от 20.05.2016г. Решение по делу № 130/Р-2015 в отношении ООО «РусЭнергоУчет» от 20 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«10» мая 2016г.                                                                                                  г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Акатьевой И.С. -

 

 

 

 

Даниловой М.И. -

 

 

 

 

 

главного специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 130/Р-2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «РусЭнергоУчет» (юридический адрес: 185000, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 64 А, оф. 18, ИНН 1001269609,  далее – ООО «РусЭнергоУчет»)  по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»   (далее - ФЗ «О рекламе),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 4356э от 05.11.2015г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в виде листовки о коллективном переводе жителей дома на цифровые технологии эфирного вещания. Из заявления следует, что на территории г. Кемерово распространяется реклама в виде листовки о коллективном переводе жителей дома на цифровые технологии эфирного вещания следующего содержания: «Цифровое Эфирное Телевещание. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009г. № 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» Вниманию жильцов! Обращаем Ваше внимание, что в ВАШЕМ доме с 12 октября по 12 ноября 2015г. будут проводиться работы по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания согласно Федеральной Целевой программе. Это – крупнейший в современной российской истории инфраструктурный проект отрасли связи. Цифровое эфирное телевизионное вешание позволяет существенно повысить качество изображения и звука, расширить число доступных населению телеканалов, а также не предполагает никакой абонентской платы. Для согласования даты и времени подключения Вашей квартиры к цифровому телевещанию Вам необходимо позвонить по телефону: <…>».

Из заявления следует, что позвонив по телефонному номеру, указанному в листовке, заявителю ответили, что данную приставку можно купить за 3500 руб.

Кемеровским УФАС России установлено, что телефонный номер <…> зарегистрирован на ООО «РусЭнергоУчет» (федеральный аналог <…>) (ответ ПАО «МТС» (вх. № 8682 от 24.12.2015г.).

30.12.2015г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 130/Р-2015 в отношении ООО «РусЭнергоУчет» и назначено к рассмотрению на 22.01.2016г. в 08 часов 50 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «РусЭнергоУчет» заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомительная карточка о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

В адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 8404 от 14.12.2015г.), а также обращения Администрации Кемеровской области Управления по работе с обращениями граждан (вх. № 8563 от 21.12.2015г., вх. № 8619 от 22.12.2015г.) о рассмотрении заявлений <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламной листовки аналогичного содержания по адресу г. Кемерово, <…>.

22.01.2016г. состоялось рассмотрение дела № 130/Р-2015 в отсутствие представителя ООО «РусЭнергоУчет», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 22.01.2016г. рассмотрение дела № 130/Р-2015 было отложено на 18.02.2016г. в 08 часов 50 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «РусЭнергоУчет» заказным письмом с уведомлением о вручении.

11.02.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «РусЭнергоУчет» (исх. № 5 от 05.02.2016г.), из которых следует, что ООО «РусЭнергоУчет» имеет на балансе предприятия основные средства – аппаратно – программный комплекс. ООО «РусЭнергоУчет» использует основные средства в коммерческих целях, осуществляет деятельность по предоставлению услуг хозяйствующим субъектам по приему и обработке входящих телефонных вызовов (call – центра).

Единственным хозяйствующим субъектом, по заявке которого ООО «РусЭнергоУчет» имеет обязательства на обработку входящих вызовов с Кемеровской области, в рамках договора на оказание услуг  call – центра, является индивидуальный предприниматель <…> (далее по тексту – ИП <…>) ИНН <…>.

18.02.2016г. состоялось рассмотрение дела № 130/Р-2015 в отсутствие представителя ООО «РусЭнергоУчет», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла  к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 18.02.2016г. рассмотрение дела № 130/Р-2015 было отложено на 21.03.2016г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «РусЭнергоУчет» заказным письмом с уведомлением о вручении.

10.03.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «РусЭнергоУчет» (исх. № 12 от 09.03.2016г.), из которых следует, что ООО «РусЭнергоУчет» на территории Кемеровской области деятельность не осуществляет. К письменным пояснениям ООО «РусЭнергоУчет» также прикладывает копию договора на оказание услуг центра обработки вызовов № 144/2015, заключенного с  ИП <…>. В соответствии с пунктом 1.1 приложения № 3 к указанному договору, ООО «РусЭнергоУчет» обязуется оказывать услуги согласно поручению ИП <…>, по согласованному порядку обработки вызовов в период действия договора. Пунктом 2.1 данного приложения установлено, что оператор ООО «РусЭнергоУчет» принимает входящие вызовы, представляется от имени ИП <…>, предоставляет информацию о ИП <…>.

21.03.2016г. состоялось рассмотрение дела № 130/Р-2015 в отсутствие представителя ООО «РусЭнергоУчет», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла  к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО «РусЭнергоУчет»), надлежащим (ИП <…>, ИНН <…>).

Определением от 21.03.2016г. рассмотрение дела № 130/Р-2016 было отложено на 07.04.2016г. в 08 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, ООО «РусЭнергоУчет» заказными письмами с уведомлением о вручении.

07.04.2016г. на рассмотрение дела № 130/Р-2015 ИП <...> не явился, представителя не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 07.04.2016г. рассмотрение дела № 130/Р-2015 было отложено на 10.05.2016г. в 08 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

06.05.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. № 16-с от 05.05.2016г.), из которых следует, что любую интересующую информацию об исполнителе и видах работ потребитель может получить по телефону, указанному в информационных материалах. Указание номера телефона сделано для того, чтобы желающие могли уточнить данные, указанные в информационных материалах, телефонный номер является неотъемлемой частью информационного материала и без звонка по указанному номеру получить полную информацию невозможно. В связи с изложенным, ИП <…> не указывает в информационных материалах реквизиты и наименования исполнителя, так как данную информацию потребитель может получить по телефону или из договора, заключаемого с потребителем.

Из письменных пояснения ИП <…> следует, что информация должна быть предоставлена до совершения, либо в момент совершения сделки, договор ИП <…>заключает с каждым лицом, которое желает присоединиться к событию по монтажу бытового оборудования для приема цифрового сигнала.

Также ИП <…>, поясняет, что лингвистическое заключение о смысле и содержании листовке дано не специалистом в данной сфере, все суждения о том, как выглядит рекламный макет субъективны. В определении об отложении дела № 130/Р-2015 не указано, кто проводил данные исследования.

Информационные уведомления ИП <…> изготавливал сам, с помощью бытовых приборов, распространял своими силами, договоров по изготовлению и размещению рекламных материалов не заключал. Информационные уведомление не распространяются с 01.01.2016г.

           10.05.2016г. состоялось рассмотрение дела № 130/Р-2015 в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 4356э от 05.11.2015г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в виде листовки о коллективном переводе жителей дома на цифровые технологии эфирного вещания. Из заявления следует, что на территории г. Кемерово распространяется реклама в виде листовки о коллективном переводе жителей дома на цифровые технологии эфирного вещания следующего содержания: «Цифровое Эфирное Телевещание. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009г. № 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» Вниманию жильцов! Обращаем Ваше внимание, что в ВАШЕМ доме с 12 октября по 12 ноября 2015г. будут проводиться работы по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания согласно Федеральной Целевой программе. Это – крупнейший в современной российской истории инфраструктурный проект отрасли связи. Цифровое эфирное телевизионное вешание позволяет существенно повысить качество изображения и звука, расширить число доступных населению телеканалов, а также не предполагает никакой абонентской платы. Для согласования даты и времени подключения Вашей квартиры к цифровому телевещанию Вам необходимо позвонить по телефону: <…>».

Из заявления следует, что позвонив по телефонному номеру, указанному в листовке, заявителю ответили, что данную приставку можно купить за 3500 руб.

Кемеровским УФАС России установлено, что телефонный номер <…> зарегистрирован на ООО «РусЭнергоУчет» (федеральный аналог <…>) (ответ ПАО «МТС» (вх. № 8682 от 24.12.2015г.).

ООО «РусЭнергоУчет» в рекламных листовках ссылается на Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009г. № 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2015 годы».

          В соответствии с частью 4 указанного постановления одним из мероприятий, обеспечивающих успешное и планомерное внедрение цифрового эфирного телерадиовещания в Российской Федерации, является массовая информационно-разъяснительная кампания среди населения страны. В рамках мероприятия разъясняются необходимость внедрения и преимущества цифрового эфирного телерадиовещания, приобретения цифровых абонентских приемных устройств, осуществляется информирование о сроках, об этапах и о порядке перехода на цифровое эфирное телерадиовещание в каждом регионе, а также консультирование по техническим вопросам. Для этих целей задействуются все основные центральные средства массовой информации, обеспечивающие доступ к максимальному числу жителей каждого региона, включая телевидение (рекламные и информационные блоки), радио, печатные издания, а также портал Программы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

         Согласно части 6 Постановления мероприятия по управлению реализацией Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают методическое, организационно-техническое, экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и результатов их выполнения) и контроль за ходом ее выполнения.

  Для обеспечения эффективного управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования, маркетинговые исследования и другие виды работ).

  В представленной заявителем листовке не указано сведений о том, что стоимость оборудования (цифровая приставка к телевизору) составляет 3500 рублей, указано только что услуги цифрового эфирного телевизионного вещания не предполагает никакой абонентской платы.

  Пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В нарушение данной правовой нормы в рекламной листовке ООО «РусЭнергоУчет» содержатся не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, так как заявителю по телефону <…>, указанному в листовке, пояснили, что стоимость цифровой приставки к телевизору составляет 3500 рублей.

Кроме того, ООО «РусЭнергоУчет», информируя потребителей об оказываемых услугах общества, именует себя «Цифровое Эфирное Телевещание».

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с подпунктом 1 и 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.  Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.  Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, информация об организации «Цифровое Эфирное Телевещание» на территории Кемеровской области отсутствует. Использование обозначений «Цифровое Эфирное Телевещание», без ссылки на ООО «РусЭнергоУчет», вводит потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: «Цифровое Эфирное Телевещание», что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги, поскольку фраза «Цифровое Эфирное Телевещание» не содержит указания на организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта.

Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009г. № 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» побуждает потребителя в обязательном порядке совершить действия по установке цифрового эфирного телевизионного вещания.

  Кроме того, при буквальном, дословном восприятии спорной рекламы (Вниманию жильцов! Обращаем Ваше внимание, что в ВАШЕМ доме с 12 октября по 12 ноября 2015г. будут проводиться работы по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания согласно Федеральной Целевой программе. Это – крупнейший в современной российской истории инфраструктурный проект отрасли связи. Цифровое эфирное телевизионное вешание позволяет существенно повысить качество изображения и звука, расширить число доступных населению телеканалов, а также не предполагает никакой абонентской платы) потребитель, имеющий необходимость в установке цифрового телевизионного вещания, понимает, что  для этого необходимо обратиться в организацию «Цифровое Эфирное Телевещание». В связи с тем, что фраза «Цифровое Эфирное Телевещание» у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом осуществляющим бесплатное установку цифрового эфирного телевизионного вещания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2009г. № 985  «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», то есть некоммерческой структурой основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде установки цифрового эфирного телевещания.

Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности установки цифрового эфирного телевещания гарантированно бесплатно.

ИП <…> ссылается на то, что Кемеровским УФАС России не проведено лингвистического исследования рекламной листовки, вместе с тем, Комиссия Кемеровского УФАС России поясняет, что в соответствии с абзацем 3 пункта 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель. 

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП <…> (<…>) нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при распространении рекламных листовок в г. Кемерово.

2.Предписание ИП <…> не выдавать в связи с  устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

И.С. Акатьева

 

М.И. Данилова

Связанные организации

Связанные организации не указаны