Решение №09/5083 от 03.06.2016г. Решение по делу № 39/Р-2016 от 6 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«24» мая 2016г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Акатьевой И.С. -
Даниловой М.И. - |
главного специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
рассмотрев дело № 39/Р-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Трейд» (юридический адрес: 650023, г.Кемерово, пр.Октябрьский, 73 - 104, ИНН 420513005706, ОГРН 1144205016977, далее – ООО «Трейд») по признакам нарушения пункта части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе) в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) – <…> по доверенности б/н от 18.04.2016г. (далее – <…>),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления по работе с обращениями граждан Администрации Кемеровской области и прокуратуры г.Кемерово о рассмотрении заявления <…>о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе», выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г.Кемерово без разрешения органов местного самоуправления, в том числе по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85 следующего содержания:
«-20% OKTOBERFEST скидка на все напитки честно».
Администрацией г. Кемерово 14.04.2015г. в адрес лица осуществившего самовольное размещение рекламной конструкции было направлено предписание № 15/51 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, также администрацией г.Кемерово в адрес Управления МВД России по г.Кемерово были направлены материалы для принятия мер административного реагирования в отношении хозяйствующего субъекта, допустившего самовольное размещение рекламной конструкции.
Частью 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
При этом исходя из содержания части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
15.02.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 17/Р-2016 в отношении ООО «Трейд» и назначено к рассмотрению на 24.03.2016г. в 11 часов 40 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Трейд» заказным письмом с уведомлением о вручении.
24.03.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Трейд» (исх. б/н от 21.03.2016г.), из которых следует, что по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85 в период с 01.06.2016г. ООО «Трейд» самостоятельно осуществляло деятельность. 01.10.2015г. ООО «Трейд» заключило договор оказания услуг по размещению наружной рекламы б/н с ИП <…>. Пунктом 2.1 договора установлено, что ИП <…> принимает на себя обязательства по размещению и распространению рекламной информации Заказчика на рекламоносителе в соответствии с приложением к договору. В соответствии с пунктом 2.2 данного договора основанием для размещения и распространения рекламной информации на рекламоносителе является оригинал – макет, распечатанный в цвете и согласованный в местных исполнительных органах управления.
24.03.2016г. состоялось рассмотрение дела № 17/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Трейд» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения и добавила, что все полученные от Администрации г. Кемерово предписания о демонтаже рекламных конструкций ООО «Трейд» не рассматривались, а направлялись непосредственно арендатору помещений.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
24.03.2016г. определением о выделении дела в отдельное производство из дела № 17/Р-2016 выделено дело № 39/Р-2016. Лицом, участвующим в деле, выделенном в отдельное производство, был признан ИП <…>. (адрес: <…>), в действиях которого содержатся признаки нарушения ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела № 39/Р-2016 было назначено на 28.04.2016г. в 10 часов 40 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.
28.04.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <…> –<…>, из которых следует, что ИП <…> на основании договора б/н от 01.10.2015г., заключенного с ООО «Трейд» разместил в оконных проемах остекления крыльца баннер, содержащий следующую информацию: «-20% OKTOBERFEST скидка на все напитки честно» (период размещения рекламы, согласно Приложению № 1 к договору с 01.10.2015г. по 30.11.2015г.). Данная информация не являлась средством продвижения какого – либо определенного товара и информировала покупателей только о порядке оплаты и размере скидок при приобретении товаров, относящихся к различным ассортиментным группам и поэтому не является рекламой, а относится к сведениям информационного характера. В связи с тем, что основным признаком рекламной конструкции является стационарное размещение именно рекламы – средство размещения информационных материалов не может быть отнесено к рекламной конструкции.
28.04.2016г. состоялось рассмотрение дела № 39/Р-2016 в присутствии представителя ИП <…> – <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 28.04.2016г. рассмотрение дела № 39/Р-2016 было отложено на 24.05.2016г. в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
23.05.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила запрашиваемая информация от Управления городского развития Администрации г. Кемерово (исх. № 06-01-09/1300 от 19.05.2016г.) о том, что по состоянию на май 2016г. рекламная конструкция, расположенная по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85 не демонтирована (фотография рекламной конструкции прилагается).
24.05.2016г. состоялось рассмотрение дела № 39/Р-2016 в присутствие представителя ИП <…> – <…>, которая поддержала представленные ранее письменные пояснения о том, что «OKTOBERFEST» заказчик по вышеуказанному договору назвал проводимую акцию, по которой покупателям всех напитков, реализуемых магазином «Мир пива» по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, предоставлялась скидка в размере 20% от их стоимости. Пиво под названием «OKTOBERFEST» в магазине «Мир пива» не реализуется и никогда не реализовывалось.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления по работе с обращениями граждан и прокуратуры г.Кемерово Администрации Кемеровской области о рассмотрении заявления <…>о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе», выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г.Кемерово без разрешения органов местного самоуправления, в том числе по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85.
Администрацией г.Кемерово 14.04.2015г. в адрес лица осуществившего самовольное размещение рекламной конструкции было направлено предписание № 15/51 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, также администрацией г.Кемерово в адрес Управления МВД России по г.Кемерово были направлены материалы для принятия мер административного реагирования в отношении хозяйствующего субъекта, допустившего самовольное размещение рекламной конструкции.
Частью 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
При этом исходя из содержания части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статья 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.
Доведение до потребителя информации о скидках не является обязательным, такая информация может расцениваться в качестве сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром и имеющих своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования. Реклама следующего содержания: «-20% OKTOBERFEST скидка на все напитки честно» направлена на привлечение внимания к магазину «Мир пива», поддерживает интерес неопределенного круга лиц к данному магазину. Размещенная на конструкции информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном магазине.
Вышеуказанная реклама привлекает неопределенный круг лиц к условиям приобретения товара со скидкой, формирует интерес как к продавцу товара, так и к реализуемой продукции путем предоставления скидки, что способствует увеличению объема продаж в данном магазине. Рекламная конструкция расположена по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, в поле зрения магазина «Мир пива». Таким образом, учитывая специфику магазина «Мир пива», имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент алкогольной продукции, информация, распространенная на баннере о скидках, проходящих в данном магазине, является рекламой магазина «Мир пива».
В нарушение части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» ИП <…> разместил рекламную конструкцию по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, без соответствующего разрешения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».
В данном случае рекламораспространителем является ИП <…>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ИП <…> (<…>) нарушившим требования части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе.
2.Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела № 39/Р-2016 для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Управление МВД России по г. Кемерово по подведомственности.
Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
И.С. Акатьева
М.И. Данилова
|