Решение №09/5083 от 03.06.2016г. Решение по делу № 39/Р-2016 от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«24» мая  2016г.                                                                                      г. Кемерово

              

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Акатьевой И.С. -

 

 

 

 

Даниловой М.И. -

главного специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков

специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

рассмотрев дело № 39/Р-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Трейд» (юридический адрес: 650023, г.Кемерово, пр.Октябрьский, 73 - 104, ИНН 420513005706, ОГРН 1144205016977, далее – ООО «Трейд») по признакам нарушения пункта части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе) в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) – <…> по доверенности б/н от 18.04.2016г. (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления по работе с обращениями граждан Администрации Кемеровской области и прокуратуры г.Кемерово о рассмотрении заявления <…>о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе», выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г.Кемерово без разрешения органов местного самоуправления, в том числе по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85 следующего содержания:

«-20% OKTOBERFEST скидка на все напитки честно».

Администрацией г. Кемерово 14.04.2015г. в адрес лица осуществившего самовольное размещение рекламной конструкции было направлено предписание № 15/51 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, также администрацией г.Кемерово в адрес Управления МВД России по г.Кемерово были направлены материалы для принятия мер административного реагирования в отношении хозяйствующего субъекта, допустившего самовольное размещение рекламной конструкции.

  Частью 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

При этом исходя из содержания части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 10 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

15.02.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 17/Р-2016 в отношении  ООО «Трейд» и назначено к рассмотрению на 24.03.2016г. в 11 часов 40 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Трейд» заказным письмом с уведомлением о вручении.

24.03.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Трейд» (исх. б/н от 21.03.2016г.), из которых следует, что по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85 в период с 01.06.2016г. ООО «Трейд» самостоятельно осуществляло деятельность. 01.10.2015г. ООО «Трейд» заключило договор оказания услуг по размещению наружной рекламы б/н с ИП <…>. Пунктом 2.1 договора установлено, что ИП <…> принимает на себя обязательства по размещению и распространению рекламной информации Заказчика на рекламоносителе в соответствии с приложением к договору. В соответствии с пунктом 2.2 данного договора основанием для размещения и распространения рекламной информации на рекламоносителе является оригинал – макет, распечатанный в цвете и согласованный в местных исполнительных органах управления.

24.03.2016г. состоялось рассмотрение дела № 17/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Трейд» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения и добавила, что все полученные от Администрации г. Кемерово предписания о демонтаже рекламных конструкций ООО «Трейд» не рассматривались, а направлялись непосредственно арендатору помещений.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

24.03.2016г. определением о выделении дела в отдельное производство из дела № 17/Р-2016 выделено дело № 39/Р-2016. Лицом, участвующим в деле, выделенном в отдельное производство, был признан ИП <…>. (адрес: <…>),  в действиях которого содержатся признаки нарушения  ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела № 39/Р-2016 было назначено на 28.04.2016г. в 10 часов 40 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

28.04.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <…> –<…>, из которых следует, что ИП <…> на основании договора б/н от 01.10.2015г., заключенного с ООО «Трейд» разместил в оконных проемах остекления крыльца баннер, содержащий следующую информацию: «-20% OKTOBERFEST скидка на все напитки честно» (период размещения рекламы, согласно Приложению № 1 к договору с 01.10.2015г. по 30.11.2015г.). Данная информация не являлась средством продвижения какого – либо определенного товара и информировала покупателей только о порядке оплаты и размере скидок при приобретении товаров, относящихся к различным ассортиментным группам и поэтому не является рекламой, а относится к сведениям информационного характера. В связи с тем, что основным признаком рекламной конструкции является стационарное размещение именно рекламы – средство размещения информационных материалов не может быть отнесено к рекламной конструкции.

28.04.2016г. состоялось рассмотрение дела № 39/Р-2016 в присутствии представителя ИП <…> – <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 28.04.2016г. рассмотрение дела № 39/Р-2016 было отложено на 24.05.2016г. в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением                 о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

23.05.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила запрашиваемая информация от Управления городского развития Администрации г. Кемерово (исх. № 06-01-09/1300 от 19.05.2016г.) о том, что по состоянию на май 2016г. рекламная конструкция, расположенная по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85 не демонтирована (фотография рекламной конструкции прилагается).

24.05.2016г. состоялось рассмотрение дела № 39/Р-2016 в присутствие представителя ИП <…> – <…>, которая поддержала представленные ранее письменные пояснения о том, что «OKTOBERFEST» заказчик по вышеуказанному договору назвал проводимую акцию, по которой покупателям всех напитков, реализуемых магазином «Мир пива» по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, предоставлялась скидка в размере 20% от их стоимости. Пиво под названием «OKTOBERFEST» в магазине «Мир пива» не реализуется и никогда не реализовывалось.

         Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления по работе с обращениями граждан и прокуратуры г.Кемерово Администрации Кемеровской области о рассмотрении заявления <…>о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе», выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г.Кемерово без разрешения органов местного самоуправления, в том числе по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85.

         Администрацией г.Кемерово 14.04.2015г. в адрес лица осуществившего самовольное размещение рекламной конструкции было направлено предписание № 15/51 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, также администрацией г.Кемерово в адрес Управления МВД России по г.Кемерово были направлены материалы для принятия мер административного реагирования в отношении хозяйствующего субъекта, допустившего самовольное размещение рекламной конструкции.

        Частью 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

При этом исходя из содержания части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 10 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Доведение до потребителя информации о скидках не является обязательным, такая информация может расцениваться в качестве сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром и имеющих своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования. Реклама следующего содержания: «-20% OKTOBERFEST скидка на все напитки честно» направлена на привлечение внимания к магазину «Мир пива», поддерживает интерес неопределенного круга лиц к данному магазину. Размещенная на конструкции информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном магазине.

Вышеуказанная реклама привлекает неопределенный круг лиц к условиям приобретения товара со скидкой, формирует интерес как к продавцу товара, так  и к реализуемой продукции путем предоставления скидки, что способствует увеличению объема продаж в данном магазине. Рекламная конструкция расположена по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, в поле зрения магазина  «Мир пива». Таким образом, учитывая специфику магазина «Мир пива», имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент алкогольной продукции, информация, распространенная на баннере о скидках, проходящих в данном магазине, является рекламой магазина «Мир пива».

   В нарушение части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» ИП <…> разместил рекламную конструкцию по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85,  без соответствующего разрешения.

   В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

  Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

   В данном случае рекламораспространителем является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,     

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП <…> (<…>)  нарушившим требования части 9 статьи 19  ФЗ «О рекламе.

2.Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела № 39/Р-2016 для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Управление МВД России по г. Кемерово по подведомственности.

 

Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

 

И.С. Акатьева

 

 

М.И. Данилова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны