Решение №09/5247 от 09.06.2016г. Решение по делу № 8/Р-2016 в отношении ООО «Парк-М» от 9 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«26» мая  2016г.                                                                                                 г. Кемерово

              

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Моисеевой Т.Ю. -

 

 

Даниловой М.И. -

главного специалиста – эксперта отдела судебной и правовой работы;

специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

рассмотрев дело № 8/Р-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Парк-М» (юридический адрес: 650000, г.Кемерово, ул. Красноармейская, 144 - 48, ИНН 4209030910, ОГРН 4209030910  далее – ООО «Парк-М») по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5,  пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе) в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>)  - <…>по доверенности б/н от 25.04.2016г. (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение администрации Кемеровской области Управления по работе с обращениями граждан и прокуратуры г. Кемерово о рассмотрении заявления <…>о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе», выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г. Кемерово без разрешения органов местного самоуправления и содержащих недостоверную информацию о скидках следующего содержания:

«честно – 20% все напитки -20%».

 Данная реклама размещалась по следующим адресам в г. Кемерово:

- ул. 40 лет Октября, 4, пр. Октябрьский, 46, ул. Инициативная, 98 А, б-р Строителей, 21, пр. Ленина, 3, пр. Ленинградский, 21, ул. Леонова, 8, ул. Ворошилова, 7, ул. Гагарина, 149, ул. Радищева, 11, пр. Ленинградский, 3, ул. Волгоградская, 23, ул. Патриотов, 27, б-р Строителей, 12, пр. Ленина, 51, пр. Ленина, 64, пр. Молодежный, 4.

Заявитель указывает, что реклама, размещенная на торговых объектах и содержащая информацию о предоставлении на все напитки скидок 20%, является недостоверной, поскольку при совершении покупки в магазине «Мир пива», принадлежащем ООО «Парк-М» по адресу: г.Кемерово, пр.Молодежный, 4, скидка была предоставлена не на все купленные напитки. В подтверждение в адрес Кемеровского УФАС России был представлен кассовый чек от 23.12.2015г. на покупку в указанном магазине, в котором пиво «Крюгер» было продано заявителю без скидки.

15.02.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 8/Р-2016 в отношении  ООО «Парк - М» и назначено к рассмотрению на 24.03.2016г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Парк - М» заказным письмом с уведомлением о вручении.

24.03.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Парк - М» (исх. б/н от 21.03.2016г.), из которых следует, что с декабря 2014г. ООО «Парк – М» не осуществляет деятельность по вышеуказанным адресам в г. Кемерово. По адресу г. Кемерово, пр. Молодежный, 4 ООО «Парк – М» осуществляет деятельность с 01.09.2015г. Помещения по указанным адресам предоставлены по договорам субаренды от 30.12.2014г. ИП <…> Пунктом 2.4.3 договоров установлено, что субарендатор вправе без согласования и дополнительной оплаты с арендатором производить оформление помещений объекта, проводить рекламные акции и маркетинговые мероприятия в помещениях объекта. В соответствии с пунктом 2.4.4 договоров субаренды субарендатор имеет право осуществлять размещение рекламы любыми не запрещенными законодательством РФ способами на внутренней и внешней территории объекта.

24.03.2016г. состоялось рассмотрение дела № 8/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Парк – М» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО «Парк - М») надлежащим (ИП <…> <…>).

Определением от 24.03.2016г. рассмотрение дела № 8/Р-2016 было отложено на 27.04.2016г. в 11 часов 20 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, ООО «Парк – М» заказными письмами с уведомлением о вручении.

27.04.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <…> –<…>, из которых следует, что при размещении вышеуказанных баннеров ИП <…> в помещении магазинов «Мир пива» были размещены условия акции «честно – 20% все напитки -20%», в которых было указано, что скидка предоставляется всем покупателям и распространяется на все напитки, различных ассортиментных групп, реализуемых в магазине. Надпись: «Свежее живое разливное» относится не к рекламе, а является частью вывески магазина «Мир пива». Кроме того, данная информация не являлась средством продвижения какого-либо определенного товара и служила средством информирования покупателей о порядке оплаты и размере скидок при приобретении товаров, относящихся к различным ассортиментным группам и поэтому рекламой не является, а относится к сведениям информационного характера.

27.04.2016г. состоялось рассмотрение дела № 8/Р-2016 в присутствии представителя ИП <…>, - <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 27.04.2016г. рассмотрение дела № 8/Р-2016 было отложено на 26.05.2016г. в 15 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

25.05.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <…> – <…> (исх. б/н, б/д), из которых следует, что при размещении вышеуказанного информационного баннера ИП <…> в помещении магазинов «Мир пива» были размещены условия акции «честно -20% все напитки -20%», в которых было указано, что скидка предоставляется всем покупателям и распространяется на все напитки различных ассортиментных групп, реализуемых в магазине. Случаев нарушения условий акции в магазинах «Мир пива» по вышеуказанным адресам выявлено не было.

            Также представитель ИП <…> – <…> ссылается на письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных», из которого следует, что в случае размещение на фасаде магазина каких-либо изображений без индивидуализирующих признаков товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

          Как следует из пояснений представителя ИП <…> – <…>, вышеуказанная информация относилась к обобщенной группе и категории товаров, без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещалась в месте реализации таких товаров и не содержала индивидуализирующих признаков товара, а информировала покупателей только о порядке оплаты и размере скидок при приобретении обобщенной группы товаров, а относилась к сведениям информационного характера, а данные действия не попадают под регулирование ФЗ «О рекламе» и средство размещения информационных материалов не может быть отнесено к рекламной конструкции.

          Также представителем ИП <…> – <…> была предоставлена копия Приказа № 18 от 27.11.2015г. о том, что с 30.11.2015г. по 30.12.2015г. о предоставлении барменами магазинов «Мир пива» скидки в размере 20% от розничной стоимости всем покупателям на все напитки из ассортимента, предлагаемого к реализации покупателям.

26.05.2016г. состоялось рассмотрение дела № 8/Р-2016 в присутствии представителя ИП <…> – <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.

         Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение администрации Кемеровской области Управления по работе с обращениями граждан и прокуратуры г. Кемерово о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе», выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г. Кемерово без разрешения органов местного самоуправления и содержащих недостоверную информацию о скидках следующего содержания:

           «честно – 20% все напитки -20%».

            Пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

            Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

             В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

             В вышеуказанной рекламе информация о продавце товара отсутствует, следовательно, потребители рекламы не могут быть введены в заблуждение, соответственно признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, при размещении рекламы отсутствуют.

             Также Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что скидка 20% должна была предоставляться всем покупателям при покупке любых напитков. Следовательно, реклама следующего содержания: «честно – 20% все напитки -20%» не содержит признаков нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Доведение до потребителя информации о скидках не является обязательным, такая информация может расцениваться в качестве сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром и имеющих своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования. Реклама следующего содержания: «честно – 20% все напитки -20%», поддерживает интерес неопределенного круга лиц к данному магазину. Размещенная на конструкции информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном магазине.

Вышеуказанная реклама привлекает неопределенный круг лиц к условиям приобретения товара со скидкой, формирует интерес как к продавцу товара, так  и к реализуемой продукции путем предоставления скидки, что способствует увеличению объема продаж в данном магазине. Рекламная конструкция расположена по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, в поле зрения магазина  «Мир пива». Таким образом, учитывая специфику магазина «Мир пива», имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент алкогольной продукции, информация, распространенная на баннере о скидках, проходящих в данном магазине, является рекламой магазина «Мир пива».

В нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 реклама о предоставлении скидок, размещенная в декабре 2015г. по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 4, содержит недостоверную информацию о предоставлении скидки на все напитки в размере 20%, поскольку заявителю, согласно представленному чеку была предоставлена скидка не на все купленные напитки, на пиво «Крюгер» скидка предоставлена не была.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Рекламодателем в данном случае является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,     

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП <…> (<…>)  нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе.

2.Предписание ИП <…> не выдавать в связи с устранения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

 

Т.Ю. Моисеева

 

 

М.И. Данилова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны