Решение №09/8610 от 13.09.2017г. Решение по делу № 85/Р-2017 от 14 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«11» сентября 2017г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя Председателя Комиссии:
<…> -
<…>;
Членов Комиссии: <…> -
<…> - <…>;
<…>,
рассмотрев дело № 85/Р-2017, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Алькорн» (ИНН 4246020318, ОГРН 1154246000609, КПП 424601001, дата регистрации: 08.09.2015г., юридический адрес: 652010, пгт. Яшкино, Кемеровская обл., ул. Мирная, д. 1, пом. 12, далее – ООО «Алькорн») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») в присутствии директора ООО «Алькорн» <…> (далее – <…>),
УСТАНОВИЛА:
14.07.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение <…> (вх. № 5089 от 14.07.2017г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции на стр. 24 в еженедельном информационном издании «Газета Яшкино» в № 27 (449).
20.07.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. № 5211 от 20.07.2017г.) о рассмотрении аналогичного обращения <…>.
При рассмотрении указанных обращений Кемеровским УФАС России установлено следующее:
На стр. 24, являющейся последней страницей еженедельного информационного издания «Газета Яшкино» в № 27 (449) размещена реклама магазина низких цен «Светофор» с изображением товаров и указанием цен на данные товары. В данной рекламе также присутствует изображение бутылки пива «Вольная Сибирь» 1,4л. с указанием цены – 59.90.
10.08.2017г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 85/Р-2017 в отношении ООО «Алькорн» и назначено к рассмотрению на 11.09.2017г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Алькорн» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП Почта России о вручении корреспонденции адресату имеется в материалах дела).
05.09.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Алькорн» (исх. № 18 от 30.08.2017г.), из которых следует, что в результате неисполнения главным редактором еженедельного информационного издания «Газета Яшкино» части своих должностных обязанностей, а именно контроля за содержанием публикуемой рекламы, в № 27 (449) от 05.07.2017г. была допущена публикация рекламы алкогольной продукции на последней странице издания. В связи с этим главному редактору объявлен выговор (копии объяснительной главного редактора и выговора прилагаются).
В соответствии с договором о размещении рекламы в еженедельном информационном издании «Газета Яшкино» между ООО «Алькорн» и ООО «Торгсервис – 342», рекламно – информационный материал размещается в 34 выпусках газеты на стр. 24, начиная с 09.05.2017.
Вместе с тем, содержание рекламно – информационного материала меняется каждую неделю в соответствии с устным соглашением с ООО «Торгсервис – 342». Для каждого номера изготавливался новый рекламный макет. Реклама алкогольной продукции (пиво «Вольная Сибирь») была размещена единожды в № 27 (449) (копии подтверждающих документов прилагаются).
11.09.2017г. состоялось рассмотрение дела № 85/Р-2107 в присутствии директора ООО «Алькорн» <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
14.07.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение <…> (вх. № 5089 от 14.07.2017г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции на стр. 24 в еженедельном информационном издании «Газета Яшкино» в № 27 (449).
20.07.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области (вх. № 5211 от 20.07.2017г.) о рассмотрении аналогичного обращения <…>.
При рассмотрении указанных обращений Кемеровским УФАС России установлено следующее:
На стр. 24 еженедельного информационного издания «Газета Яшкино» в № 27 (449) размещена реклама магазина низких цен «Светофор» с изображением товаров и указанием цен на данные товары. В данной рекламе также присутствует изображение бутылки пива «Вольная Сибирь» 1,4л. с указанием цены – 59.90.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведения о товаре (в том числе товарного знака).
Информация, размещенная в еженедельном информационном издании «Газета Яшкино» № 27 (449) по своему содержанию, способу распространения, размещена с целью привлечения внимания потребителей и формирования их интереса к конкретным объектам рекламирования – товары, в том числе пиво «Вольная Сибирь» и магазин низких цен «Светофор», осуществляющий реализацию указанных в рекламе товаров, тем самым, способствует их продвижению на рынке, следовательно, является рекламой.
Комплексный характер рекламы (наличие в ней нескольких объектов рекламирования) не исключает соблюдение нормативных требований в отношении каждого из таких объектов, не позволяет пренебрегать теми или иными требованиями ФЗ «О рекламе», отдавая предпочтение тому или иному объекту рекламирования. В данном случае по своему содержанию рекламная информация призвана продвинуть на рынке алкогольную продукцию (пиво «Вольная Сибирь») и привлечь в ней потребителя.
Таким образом, реклама, размещенная на стр. 24 еженедельного информационного издания «Газета Яшкино» № 27 (449) адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к определенному объекту (пиво «Вольная Сибирь»), формирование или поддержание интереса к нему, то есть привлекает внимание потребителей к алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
Кемеровским УФАС России установлено, что реклама была размещена на стр. 24 еженедельного информационного издания «Газета Яшкино» № 27 (449), которая является последней страницей печатного издания.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ42-00872 от 28.12.2016г. информационного издания «Газета Яшкино» № 27 (449) является периодическим печатным изданием, газетой, примерная тематика и (или) специализация издания: информационно – аналитическая, реклама не более 40%, территории распространения пгт. Яшкино и Яшкинский район (Кемеровская область).
На основании изложенного, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» информационного издания «Газета Яшкино» № 27 (449) на странице 24, являющейся последней страницей издания, размещена реклама алкогольной продукции.
Из ответа еженедельного информационного издания «Газета Яшкино» (исх. № 63 от 25.07.2017г.), представленного в адрес Кемеровского УФАС Росси следует, что данная реклама была размещена на основании договора на размещение рекламы в еженедельном информационном издании «Газета Яшкино» № <…> от 05.05.2017г., заключенного между ООО «Алькорн» (исполнитель) и ООО «Торгсервис – 342» (заказчик).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО «Алькорн» обязуется разместить рекламно – информационный материал ООО «Торгсервис – 342» в еженедельном информационном издании «Газета Яшкино». Пунктом 1.2 договора установлено, что рекламно – информационный материал размещается в 34 выпусках газеты на стр. 24, начиная с 09.05.2017г.
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «Алькорн».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ООО «Алькорн» (ИНН 4246020318, ОГРН 1154246000609, КПП 424601001, дата регистрации: 08.09.2015г., юридический адрес: 652010, пгт. Яшкино, Кемеровская обл., ул. Мирная, д. 1, пом. 12) нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции на последней странице еженедельного информационного издания «Газета Яшкино».
2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе ООО «Алькорн» не выдавать в связи с устранением нарушения.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.