Решение №09/8663 от 23.09.2016г. Решение по делу № 83/Р-2016 от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«16» сентября 2016г.                                                                                        г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

 

Хохолковой М.И. -

 

 

 

 

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело №  83/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015, ОГРН 1134205027526, КПП 420501001, дата регистрации: 26.12.2013г., юридический адрес: 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, стр. 41, оф. 27, далее по тексту – ООО «МФО «Микрокоммерц»)  о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5,  части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ООО «МФО «Микрокоммерц» <…> по доверенности № 01/2016 от 12.09.2016г. (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

         10.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 1813э от 10.05.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41 следующего содержания:

          «ФинКасса МФО «Микрокоммерц» срочные займы от 0,5% до 25000 руб. без отказов и скрытых комиссий *по паспорту *жителям области  т. 44-66-33 т. <...> www.финкасса.рф».

            По мнению заявителя, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

            Из ответа ПАО «Вымпел-Ком», представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. № 00135/16-ИСБ-КМР от 20.05.2016г.), следует, что абонентский номер <...> выделен ООО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015) на основании договора № 571871859 от 28.08.2015г. Также из письменных пояснений следует, что абоненту <...> подключена дополнительная услуга «Городской номер» и выделен номер <...> -66-33.

   В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

   Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

   Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

    Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).     

     В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

   Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

27.06.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 83/Р-2016 в отношении ООО «МФО «Микрокоммерц» и назначено к рассмотрению на 03.08.2016г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «МФО «Микрокоммерц» заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

03.08.2016г. состоялось рассмотрение дела № 83/Р-2016 в отсутствие представителя ООО «МФО «Микрокоммерц», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 03.08.2016г. рассмотрение дела № 83/Р-2016 было отложено на 16.09.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «МФО «Микрокоммерц» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

16.09.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «МФО «Микрокоммерц» (исх. № 001/16 от 15.09.2016г.), из которых следует, что вышеуказанная реклама содержит полную и достоверную информацию о предлагаемой услуге, раскрывает все существенные условия, оказывающие влияние на сумму расходов, которые могут понести потребители, воспользовавшись услугами ООО «МФО «Микрокоммерц», а также отражает дополнительные условия кредитования и сообщает о способах получения дополнительной информации об услуге. ООО МФО «Микрокоммерц», действуя в рамках закона, размещает добросовестную и достоверную рекламу и не имеет цели введения потенциальных потребителей в заблуждение.

Реклама ООО «МФО «Микрокоммерц», распространяемая на территории г. Кемерово, адресована неопределенному кругу лиц. Основной задачей указанной рекламы является информирование потребителей о предоставлении ООО «МФО «Микрокоммерц» кредитов. Указанная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса со стороны потребителей.

В рекламе ООО «МФО «Микрокоммерц» указаны контактные телефоны, а также WEB – страница ООО «МФО «Микрокоммерц», что подразумевает, в случае заинтересованности в получении и/или ознакомлении с условиями кредита, потребителям необходимо изучить, а также ознакомиться с интересующей информацией через WEB – ООО «МФО «Микрокоммерц» или позвонить по указанным в рекламе телефонам.

16.09.2016г. состоялось рассмотрение дела № 83/Р-2016 в присутствии представителя ООО «МФО «Микрокоммерц» <…>, который пояснил, что в настоящее время вышеуказанная реклама демонтирована, ООО «МФО «Микрокоммерц» также не размещает рекламу иного содержания.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

          10.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 1813э  от 10.05.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41 следующего содержания:

          «ФинКасса МФО «Микрокоммерц» срочные займы от 0,5% до 25000 руб. без отказов и скрытых комиссий *по паспорту *жителям области т. 44-66-33 т. <...> www.финкасса.рф».

            По мнению заявителя, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            Из ответа ПАО «Вымпел-Ком», представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. № 00135/16-ИСБ-КМР от 20.05.2016г.), следует, что абонентский номер <...> выделен ООО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015) на основании договора № 571871859 от 28.08.2015г. Также из письменных пояснений следует, что абоненту <...> подключена дополнительная услуга «Городской номер» и выделен номер <...> -66-33.

   В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

   Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

   Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

    Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

             В нарушение данной правовой нормы  в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.

     В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,  об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

           В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы указано условие только о сумме займа и процентной ставке. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения, такие как срок займа и полная стоимость кредита в процентах годовых в тексте рекламы отсутствуют.

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий

   Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом     «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с письмом с ФАС России от 31.07.2014г. № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

           В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы отсутствуют условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), такие как сроки потребительского кредита (займа), процентная ставка в процентах годовых,  а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5,  частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО «МФО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015).

Доказательств устранения нарушений ФЗ «О рекламе» ООО «МФО «МИкрокоммерц» представлено не  было.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

 

1.Признать ООО «МФО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015, ОГРН 1134205027526, КПП 420501001, дата регистрации: 26.12.2013г., юридический адрес: 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, стр. 41, оф. 27), нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41.

2.Выдать ООО «МФО «Микрокоммерц» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

 

Е.Б. Каминская

 

 

М.И. Хохолкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны