Решение №09/8663 от 23.09.2016г. Решение по делу № 83/Р-2016 от 26 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«16» сентября 2016г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Хохолковой М.И. -
|
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело № 83/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015, ОГРН 1134205027526, КПП 420501001, дата регистрации: 26.12.2013г., юридический адрес: 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, стр. 41, оф. 27, далее по тексту – ООО «МФО «Микрокоммерц») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ООО «МФО «Микрокоммерц» <…> по доверенности № 01/2016 от 12.09.2016г. (далее – <…>),
УСТАНОВИЛА:
10.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 1813э от 10.05.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41 следующего содержания:
«ФинКасса МФО «Микрокоммерц» срочные займы от 0,5% до 25000 руб. без отказов и скрытых комиссий *по паспорту *жителям области т. 44-66-33 т. <...> www.финкасса.рф».
По мнению заявителя, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Из ответа ПАО «Вымпел-Ком», представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. № 00135/16-ИСБ-КМР от 20.05.2016г.), следует, что абонентский номер <...> выделен ООО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015) на основании договора № 571871859 от 28.08.2015г. Также из письменных пояснений следует, что абоненту <...> подключена дополнительная услуга «Городской номер» и выделен номер <...> -66-33.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий
Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
27.06.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 83/Р-2016 в отношении ООО «МФО «Микрокоммерц» и назначено к рассмотрению на 03.08.2016г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «МФО «Микрокоммерц» заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
03.08.2016г. состоялось рассмотрение дела № 83/Р-2016 в отсутствие представителя ООО «МФО «Микрокоммерц», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 03.08.2016г. рассмотрение дела № 83/Р-2016 было отложено на 16.09.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «МФО «Микрокоммерц» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
16.09.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «МФО «Микрокоммерц» (исх. № 001/16 от 15.09.2016г.), из которых следует, что вышеуказанная реклама содержит полную и достоверную информацию о предлагаемой услуге, раскрывает все существенные условия, оказывающие влияние на сумму расходов, которые могут понести потребители, воспользовавшись услугами ООО «МФО «Микрокоммерц», а также отражает дополнительные условия кредитования и сообщает о способах получения дополнительной информации об услуге. ООО МФО «Микрокоммерц», действуя в рамках закона, размещает добросовестную и достоверную рекламу и не имеет цели введения потенциальных потребителей в заблуждение.
Реклама ООО «МФО «Микрокоммерц», распространяемая на территории г. Кемерово, адресована неопределенному кругу лиц. Основной задачей указанной рекламы является информирование потребителей о предоставлении ООО «МФО «Микрокоммерц» кредитов. Указанная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса со стороны потребителей.
В рекламе ООО «МФО «Микрокоммерц» указаны контактные телефоны, а также WEB – страница ООО «МФО «Микрокоммерц», что подразумевает, в случае заинтересованности в получении и/или ознакомлении с условиями кредита, потребителям необходимо изучить, а также ознакомиться с интересующей информацией через WEB – ООО «МФО «Микрокоммерц» или позвонить по указанным в рекламе телефонам.
16.09.2016г. состоялось рассмотрение дела № 83/Р-2016 в присутствии представителя ООО «МФО «Микрокоммерц» <…>, который пояснил, что в настоящее время вышеуказанная реклама демонтирована, ООО «МФО «Микрокоммерц» также не размещает рекламу иного содержания.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
10.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 1813э от 10.05.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41 следующего содержания:
«ФинКасса МФО «Микрокоммерц» срочные займы от 0,5% до 25000 руб. без отказов и скрытых комиссий *по паспорту *жителям области т. 44-66-33 т. <...> www.финкасса.рф».
По мнению заявителя, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Из ответа ПАО «Вымпел-Ком», представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. № 00135/16-ИСБ-КМР от 20.05.2016г.), следует, что абонентский номер <...> выделен ООО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015) на основании договора № 571871859 от 28.08.2015г. Также из письменных пояснений следует, что абоненту <...> подключена дополнительная услуга «Городской номер» и выделен номер <...> -66-33.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы указано условие только о сумме займа и процентной ставке. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения, такие как срок займа и полная стоимость кредита в процентах годовых в тексте рекламы отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий
Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с письмом с ФАС России от 31.07.2014г. № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.
В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы отсутствуют условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), такие как сроки потребительского кредита (займа), процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ООО «МФО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015).
Доказательств устранения нарушений ФЗ «О рекламе» ООО «МФО «МИкрокоммерц» представлено не было.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ООО «МФО «Микрокоммерц» (ИНН 4205279015, ОГРН 1134205027526, КПП 420501001, дата регистрации: 26.12.2013г., юридический адрес: 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, стр. 41, оф. 27), нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 41.
2.Выдать ООО «МФО «Микрокоммерц» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
Е.Б. Каминская
М.И. Хохолкова |