Определение №09/8761 от 18.09.2017г. Определение о возбуждении дела № 93/Р-2017 в отношении ООО М... от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«14» сентября 2017г.                                                                                   г. Кемерово

 

<…> Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, <…> управления, рассмотрев материалы о распространении обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Экстра Деньги» (ИНН 4212035732, ОГРН 1134212000911, КПП 420501001, дата регистрации: 24.09.2013г., юридический адрес: 650099, г. Кемерово, пр. Советский, д. 23, оф. 215, далее – ООО МКК «Экстра Деньги») рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.08.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение <…> (вх. № 3453э от 08.08.2017г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в здании по адресу г. Кемерово, пр. Советский, 23, следующего содержания:

- «Микро кредиты. Экспресс – деньги…Компания № 1 в Кузбассе. Нам доверяют 20500 клиентов. 5 лет на рынке. 26 филиалов. Телефон горячей линии <…>».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

В данной рекламе отсутствует подтверждение того, что компания «Экспресс деньги»  является «№ 1 в Кузбассе». Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной. 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.

В указанной рекламе присутствует информация, содержащая сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, без указания на конкретный критерий, по которому идет сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования – «компания № 1 в Кузбассе» над аналогичными компаниями иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иной компании по предоставлению микро кредита.

Общее восприятие рекламы не содержит соответствующие действительности сведения, вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемой компании перед аналогичными не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. 

Таким образом, в вышеуказанной рекламе присутствует информация сравнительной характеристики «№ 1 в Кузбассе» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также Кемеровским УФАС России установлено, что в данном случае в рекламе содержатся признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

   Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

   Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

   Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

   Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте  (услуге).

            В нарушение данной правовой нормы  в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению микро кредита в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из ответа ПАО «МТС», представленного в адрес Кемеровского УФАС России (исх. б/н, б/д), следует, что абонентский номер <…>, указанный в рекламе принадлежит ООО МКК «Экстра деньги». В соответствии с дополнительным соглашением от 17.02.2016г. к договору об оказании услуг связи № 142394195064 от 17.02.2016г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований,  установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1  части статьи 5, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель. 

В данном случае рекламодателем является ООО МКК «Экстра деньги».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 93/Р-2017 в отношении ООО МКК «Экстра Деньги» (ИНН 4212035732, ОГРН 1134212000911, КПП 420501001, дата регистрации: 24.09.2013г., юридический адрес: 650099, г. Кемерово, пр. Советский, д. 23, оф. 215) по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Назначить дело № 93/Р-2017 к рассмотрению на 16 октября 2017 года на 14 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309 (регистрация участников дела состоится в 13 часов 50 минут в каб. 316).

3. ООО МКК «Экстра Деньги» необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 13 октября 2017 года копии следующих документов:

- свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

- свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;

- договоров (иных документов) на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы (со всеми приложениями и указанием периода размещения данной рекламы);

- согласованного макета на размещение вышеуказанной рекламы;

В случае изготовления макетов сторонней организацией представить договор на данный вид услуги с этой организацией;

- платежных документов (счетов - фактур, платежных поручений и иных документов), подтверждающих факт оплаты на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы;

- типового договора о предоставлении микро кредита (с приложением 2 – 3 копий договоров);

- доказательства того, что ООО МКК «Экстра Деньги» является «компанией № 1  в Кузбассе».

Дополнительно ООО МКК «Экстра Деньги» необходимо представить письменное пояснение по поводу размещения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Явка представителя ООО МКК «Экстра Деньги» с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.       

Связанные организации

Связанные организации не указаны