Решение №09/8896 от 16.09.2014 г. Решение по делу № 77/Р-2014 от 18 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

03  сентября  2014г.                                                                               г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

Клостер Е.А. -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

 Ромадиной Ю.Е. -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

рассмотрев дело № 77/Р-2014, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя  <…> (ИНН <…>, адрес: <…>, далее -  ИП <…>) по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее  – ФЗ «О рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.03.2014г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы «Соляной пещеры» (галокамеры) в сети интернет. 

По мнению заявителя, в рекламе об открытии соляной пещеры содержится недостоверная информация о лице, предоставляющем услуги.

05.05.2014г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 77/Р-2014 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 04.06.2014г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

04.06.2014г. состоялось рассмотрение дела № 77/Р-2014 в присутствии ИП <…>, который пояснил, что данная «Соляная пещера» действительно имеет размер превосходящий все аналогичные «Соляные пещеры». Его «Соляная пещера» имеет две зоны: зона для детей и взрослых, а также имеет угловую форму, поэтому данная «Соляная пещера» является самой большой и уникальной  в России.

Определением от 04.06.2014г. рассмотрение дела № 77/Р-2014 было отложено на 03.07.2014г. на 10 часов 45 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).  

02.07.2014г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство от <…> о рассмотрении дела № 77/Р-2014 в отсутствие ИП <…>.

03.07.2014г. состоялось  рассмотрение дела № 77/Р-2014 в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Рассмотрев заявленное ходатайство Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об его удовлетворении., а также приняла решение об отложении данного дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 03.07.2014г. рассмотрение дела № 77/Р-2014 было отложено на 07.08.2014г. на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>  заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

07.08.2014г. на рассмотрения дела № 77/Р-2014 ИП <…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, не явился, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение отложить рассмотрение данного дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 07.08.2014г. рассмотрение дела № 77/Р-2014 было отложено на 03.09.2014г. на 09 часов 50 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>  заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России»  «отсутствие адресата по указанному адресу» имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по адресу регистрации, согласно выписке ЕГРИП).

03.09.2014г.  состоялось рассмотрение дела № 77/Р-2014 в отсутствие ИП <…>. 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

В период с 03.03.2014г. по 13.03.2014г. в сети интернет по адресу: http://www.kemdetki.ru/news/2240/ была размещена реклама следующего содержания: «ВНИМАНИЕ! Скоро открытие самой большой и уникальной Соляной Пещеры в России! Жители нашего города смогут побывать в необычной пещере, увидеть из нее млечный путь и получить заряд энергии. Площадь пещеры ДОКТОР СОЛЬ на Ленинградском, 16  соотносится с натуральной – 38 квадратных метров. К слову, это самая большая искусственно созданная пещера в России!

Её размеры и полезные свойства соли позволяют ощутить лечебно-профилактический эффект и насыщенную гамму ощущений: от умиротворения до вдохновения. 

В пещере ДОКТОР СОЛЬ до тончайших деталей воссозданы асептическая среда и особый микроклимат. Ионный состав атмосферы соляных пещер отличатся повышенным содержанием легких ионов и соляных аэрозольных частиц. Важным фактором, определяющим терапевтический результат, является практически полное отсутствие в воздухе аллергенов и микробов.

Для восстановления сил достаточно зайти в уютную галокамеру, расслабиться в удобном кресле, окунувшись в атмосферу полумрака и мерцания небесных светил, благодаря новейшим технологиям создающих ощущение объемного пространства. Для детей же посещение Галоцентра на Ленинградском – настоящее приключение. Мало того, что даже одно слово пещера вызывает у них море ожиданий и восторга, так они еще сами могут строить свои пещеры из кристаллов соли, играть в различные игры. Ведь для этого для них отведена отдельная комната!

Поэтому 40-минутный сеанс в соляной пещере пролетит как мгновение, и у гостей обязательно появится желание посетить наш Галоцентр вновь. 

Итак, Друзья, «Доктор СОЛЬ» ждет вас по двум адресам:

33-20-60  ул.Карболитовская,18 (Фитнес-центр «Максимум»)

Весь март курс оздоровления для одного взрослого и ребенка 2500 руб.  33-70-60 пр. Ленинградский, 16 вход с торца со стороны детской Поликлиники №16. Открытие в середине марта».

Реклама размещалась на основании договора №26-1/14 возмездного оказания услуг от 02.03.2014г., заключенного между ООО «ИнтерКом» (исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <…> (заказчик), согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по размещению информации заказчика в электронном отраслевом каталоге в сети интернет по адресу: http:// kemdetki.ru.

Согласно приложению № 1 к вышеуказанному договору размещение новостного анонса на главной странице сайта было с 03.03.2014г. по 13.03.2014г.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Кемеровским УФАС России был направлен запрос в адрес Закрытого акционерного общества «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины»  (далее – ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины») о предоставлении документов, подтверждающих строительство ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины» самой большой по размерам  галокамеры на территории Российской Федерации, документы, подтверждающие строительство (при наличии объекта строительства) ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины» галокамеры, разделенной на две зоны (детская и взрослая), документы, подтверждающие строительство (при наличии объекта строительства) ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины» галокамеры угловой формы.

Из ответа ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины» (исх. № 156/9-14 от 01.09.2014г.) следует, что ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины» была смонтирована самая большая галокамера в санатории «Жемчужина моря» в 2013г. Площадь данной галокамеры составила 55 квадратных метров (план помещения и и фотографии имеются в материалах дела). Документального подтвержденных фактов явного деления галокамеры на зоны, а также строительства галокамеры угловой формы  ЗАО «Санкт – Петербургский институт профилактической медицины»  не имеет.

Следовательно, нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» частично подтвердились, так как  «Соляная пещера» ИП <…> (размер «Соляной пещеры»  ИП <…>  38 квадратных метров) не является самой большой «Соляной пещерой» в России.

В нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в вышеуказанной рекламе, размещенной ИП <…> в сети интернет, содержится некорректное сравнение рекламируемого товара и услуг («...самая большая Соляная Пещера в России!»), что подразумевает то, что другие хозяйствующие  субъекты на территории России предлагают услуги соляных пещер меньшего размера.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других продавцов - «...самая большая Соляная Пещера в России!».

Поскольку пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не указывает на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определенного товара, то ее положения применяются к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными аналоговыми товарами без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.

Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей.

Использование сравнительной характеристики «...самая большая Соляная Пещера в России!» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию. Таким образом, формулировка «...самая большая Соляная Пещера в России!» требуют фактического и документального обоснования.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать кто оказывает те или иные услуги. 

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, предоставляющего услуги соляной пещеры.

Частью 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В соответствии с Государственным Реестром новых медицинских технологий, который является официальным документом Министерства здравоохранения Российской Федерации, галокамера (соляная пещера) является медицинским оборудованием, а галотерапия - медицинской технологией профилактики, диагностики и лечения.

В соответствии с пунктом 3.4 (табл. 2) Методических указаний  4.3.1517-03 «Санитарно-эпидемиологическая оценка и эксплуатация аэроионизирующего оборудования. Методические указания. МУ 4.3.1517-03» галокамеры предназначены для использования в санитарно-эпидемиологических (для профилактики заболеваний) и лечебных целях.

В технических паспортах на галокамеру указано, что аппарат применяется для оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» и Сводом правил 35-116-2006 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями» галотерапия относится к физиотерапевтическому методу лечения.

В нарушение части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама Соляной пещеры размещена в сети интернет по адресу: http://www.kemdetki.ru/news/2240/.

С 30.06. 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.06.2014), исключающий из сферы регулирования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» рекламу медицинских услуг.

Учитывая изложенное, с 30.06.2014 г. размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 ФЗ «О рекламе», а также общих требований, предъявляемых к рекламе ФЗ «О рекламе».

Следовательно, признаков нарушения части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <…>, Комиссия Кемеровского УФАС России не усматривает. 

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП <…> (ИНН <…>, адрес: <…>) нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в сети интернет по адресу: http://www.kemdetki.ru/news/2240/ в период с 03.03.2014г. по 13.03.2014г.

2. Не выдавать предписание в связи с окончанием размещения рекламы.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Е.А. Клостер

 

Е.Б.Каминская

 

Ю.Е. Ромадина

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны