Решение №09/9508 от 20.10.2016г. Решение по делу № 82/Р-2016 от 21 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«18» октября 2016г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Акатьевой И.С. -
Хохолковой М.И. -
|
главного специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело № 82/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» (ИНН 4205222957, ОГРН 1114205023679, дата регистрации: 01.06.2011г., юридический адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 120, далее по тексту – ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 8, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе» в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…> по доверенности № 3 от 08.09.2016г. (далее по тексту – <…>),
УСТАНОВИЛА:
28.04.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2737 от 28.04.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».
Из заявления следует, что в кабине лифта по адресу г.Кемерово, пр. Молодежный, 10, размещается реклама следующего содержания:
– «Медицинский центр «Мир здоровья» частная клиника на южном. Мы открылись для Вас! Консультации опытных детских и взрослых специалистов, разного профиля…Вызов любого врача на дом…ЭКГ, УЗИ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭКГ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ АД…г. Кемерово, ул. В.Волошиной, д. 39, тел.: 8-923-504-9663 8(3842)38-40-17.
Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «Ростелеком» (исх. № 0705/05/4086-16/К от 26.05.2016г.) следует, что абонентский номер <...> (3842) 38-40-17 зарегистрирован на ООО «МЦ «Мир здоровья» на основании договора об оказании услуг связи № 436336.
Из ответа Управления лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (исх. № 04-03/579 от 24.05.2016г.) следует, что согласно требованиям к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико – санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно – курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н, вид работ (услуг) по функциональной диагностике (ЭКГ, суточный мониторинг ЭКГ, суточный мониторинг АД), ультразвуковой диагностике (УЗИ) подлежат обязательному лицензированию.
В едином государственном реестре выданных лицензий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям имеются сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-003237 от 14.10.2014г. у ООО «МЦ «Мир здоровья», по адресу г. Кемерово, ул. В. Волошиной, 39, в том числе на указанные в рекламе услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Также из заявления следует, что по вышеуказанному адресу размещается реклама следующего содержания:
- «Картофель Крупный и семенной. Доставка <…>».
Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо предоставленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Указание в вышеуказанной рекламе сведений о возможности доставки свидетельствует о наличии дистанционного способа продажи товаров.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из ответа ПАО «Мегафон» (исх. № 5/3-01-DD-Исх-00078/16 от 31.05.2016г.) следует, что телефонный номер <…> выделен на основании договора об оказании услуг связи от 29.02.2016г. <…>.
27.06.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 82/Р-2016 в отношении ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и назначено к рассмотрению на 02.08.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).
01.08.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» (исх. б/н, б/д), из которых следует, что ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» была проведена проверка вышеуказанной рекламы и было установлено, что менеджер по рекламе ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» самовольно внес изменения в макет рекламы. Данный сотрудник был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
По факту распространения рекламы Медицинского центра «Мир здоровья», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» поясняет, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует ввиду того, что законодатель при установлении части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» исходит из целей информированности потребителя о возможных рисках при получении медицинских услуг. Согласно статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительных условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. По сути, гражданин (потребитель медицинской услуги) до медицинского вмешательства в обязательном порядке получает консультацию специалиста и информируется, в том числе, о возможных противопоказаниях.
Таким образом, когда рекламодателем является медицинская организация, цель, из которой исходил законодатель при установлении требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» - информированность потребителя о возможных рисках при получении медицинских услуг – будет достигнута за счет обязательного информирования врачом до начала медицинского вмешательства. В данном случае рекламодателем является медицинская организация, имеющая лицензию на оказание медицинских услуг, врачи которой неукоснительно соблюдают требования законодательства, в том числе, в части обязательного информирования пациентов до медицинского вмешательства, что исключает угрозу охраняемым общественным отношениям.
По факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» поясняет, что в данном случае целью является информированность потребителя о наименовании организации, оказывающей рекламируемые услуги. В данной рекламе возможно установить лицо, оказывающее услуги.
02.08.2016г. состоялось рассмотрение дела № 82/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…>, который поддержал представленные письменные пояснения и добавил, что в рекламе по доставке картофеля отсутствуют признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» в связи с тем, что в рекламе указано только о возможности доставки, покупка осуществляется на месте, о котором можно узнать, позвонив по указанному в рекламе телефону и при необходимости картофель доставляется покупателю.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…>, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 02.08.2016г. рассмотрение дела № 82/Р-2016 было отложено на 15.09.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом с уведомлением о вручении.
15.09.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили запрошенные документы от ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» (исх. б/н, б/д): копию договора № 225/13 ПРО-К от 14.08.2014г., заключенного между ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и обществом с ограниченной ответственностью «Точка» (далее – ООО «Точка»), а также приложение № 17/1 от 19.04.2016г. к указанному договору для размещения рекламы в мае 2016г., в котором макет рекламы не согласован и приложение № 17/2 от 22.04.2016г. к вышеуказанному договору для размещения рекламы в мае 2016г. с согласованным макетом рекламы, в котором имеется предупреждение «имеются противопоказания необходима консультация специалиста».
Также к письменным пояснениям ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» прикладывает объяснения <…> по факту распространения рекламы следующего содержания: «Картофель Крупный и семенной. Доставка <…>». Из представленных пояснений следует, что <…> не осуществляет доставку картофеля дистанционным способом. Картофель хранится в хранилище, куда покупатель может приехать выбрать и купить картофель. До момента совершения покупки картофель не доставляется. Доставка картофеля осуществляется лишь в том случае, если покупатель не имеет возможности самостоятельно отвезти купленный картофель.
15.09.2016г. состоялось рассмотрение дела № 82/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово», который пояснил, что должностное лицо «ПРОдвижение – Кемерово» по ошибке разместило макет, который не был согласован. Данному должностному лицу в соответствии с Приказом от 28.07.2016г. был вынесен выговор.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 15.09.2016г. рассмотрение дела № 82/Р-2016 было отложено на 18.10.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
18.10.2016г. состоялось рассмотрение дела № 82/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…>, который поддержал все представленные ранее письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
28.04.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2737 от 28.04.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».
Из заявления следует, что в кабине лифта по адресу г.Кемерово, пр. Молодежный, 10, размещается реклама следующего содержания:
– «Медицинский центр «Мир здоровья» частная клиника на южном. Мы открылись для Вас! Консультации опытных детских и взрослых специалистов, разного профиля…Вызов любого врача на дом…ЭКГ, УЗИ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭКГ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ АД…г. Кемерово, ул. В.Волошиной, д. 39, тел.: 8-923-504-9663 8(3842)38-40-17.
Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «Ростелеком» (исх. № 0705/05/4086-16/К от 26.05.2016г.) следует, что абонентский номер <...> (3842) 38-40-17 зарегистрирован на ООО «МЦ «Мир здоровья» на основании договора об оказании услуг связи № 436336.
Из ответа Управления лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (исх. № 04-03/579 от 24.05.2016г.) следует, что согласно требованиям к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико – санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно – курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н, вид работ (услуг) по функциональной диагностике (ЭКГ, суточный мониторинг ЭКГ, суточный мониторинг АД), ультразвуковой диагностике (УЗИ) подлежат обязательному лицензированию.
В едином государственном реестре выданных лицензий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям имеются сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-003237 от 14.10.2014г. у ООО «МЦ «Мир здоровья», по адресу г. Кемерово, ул. В. Волошиной, 39, в том числе на указанные в рекламе услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
10.10.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России пришел ответ на запрос (исх. № 09/8781 от 28.09.2016г.) ООО «Точка» (исх. б/н, б/д), в котором были представлены копии следующих документов: агентский договор о привлечении клиентов б/н от 11.01.2016г., заключенный с ИП <…>. В соответствии с Приложением № 1 к указанному договору ИП <…> оказал ООО «МЦ «Мир здоровья» услугу по изготовлению листовок в апреле 2016г.
Договор на размещение вышеуказанной рекламы был заключен между ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и ООО «Точка». В соответствии с представленными приложениями к договору № 225/13 ПРО-К, ООО «Точка» был согласован макет для размещения рекламы с указанием предупреждения о наличии противопоказаний.
Из пояснений представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» следует, что сотрудником ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» в нарушение должностной инструкции была размещена реклама, макет которой не был согласован с рекламодателем.
В нарушение данной правовой нормы в вышеуказанной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Также из заявления следует, что по вышеуказанному адресу размещается реклама следующего содержания:
- «Картофель Крупный и семенной. Доставка <…>».
Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо предоставленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Указание в вышеуказанной рекламе сведений о возможности доставки свидетельствует о наличии дистанционного способа продажи товаров.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из ответа ПАО «Мегафон» (исх. № 5/3-01-DD-Исх-00078/16 от 31.05.2016г.) следует, что телефонный номер <…> выделен на основании договора об оказании услуг связи от 29.02.2016г. <…>.
В рамках рассмотрения данного дела Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в указанной рекламе отсутствует возможность доставки картофеля дистанционным способом. В данном случае доставка картофеля осуществляется лишь в том случае, если покупатель не имеет возможности самостоятельно отвезти купленный картофель. Следовательно, признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы о продаже картофеля в действиях ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» отсутствуют.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» (ИНН 4205222957, ОГРН 1114205023679, дата регистрации: 01.06.2011г., юридический адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 120), нарушившим требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы в кабине лифта по адресу г. Кемерово, пр. Молодежный, 10.
2.Выдать ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
И.С. Акатьева
М.И. Хохолкова |