Решение №09/9508 от 20.10.2016г. Решение по делу № 82/Р-2016 от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«18» октября 2016г.                                                                                         г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Акатьевой И.С. -

 

 

 

 

Хохолковой М.И. -

 

 

 

 

 

главного специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело №  82/Р-2016, возбужденное в отношении общества  с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» (ИНН 4205222957, ОГРН 1114205023679, дата регистрации: 01.06.2011г., юридический адрес: 650000,  г. Кемерово, ул. Красноармейская, 120, далее по тексту – ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 8,  части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее по тексту - ФЗ «О рекламе» в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…> по доверенности № 3 от 08.09.2016г. (далее по тексту – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.04.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы  по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2737  от 28.04.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в кабине лифта по адресу г.Кемерово,  пр. Молодежный, 10, размещается реклама следующего содержания:

– «Медицинский центр «Мир здоровья» частная клиника на южном. Мы открылись для Вас! Консультации опытных детских и взрослых специалистов, разного профиля…Вызов любого врача на дом…ЭКГ, УЗИ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭКГ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ АД…г. Кемерово, ул. В.Волошиной, д. 39, тел.: 8-923-504-9663 8(3842)38-40-17.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «Ростелеком» (исх. № 0705/05/4086-16/К от 26.05.2016г.) следует, что абонентский номер <...> (3842) 38-40-17 зарегистрирован на ООО «МЦ «Мир здоровья» на основании договора об оказании услуг связи № 436336.

Из ответа Управления лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (исх. № 04-03/579 от 24.05.2016г.) следует, что согласно требованиям к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико – санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно – курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н, вид работ (услуг) по функциональной диагностике (ЭКГ, суточный мониторинг ЭКГ, суточный мониторинг АД), ультразвуковой диагностике (УЗИ) подлежат обязательному лицензированию.

В едином государственном реестре выданных лицензий юридическим лицам   и индивидуальным предпринимателям имеются сведения о наличии лицензии  на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-003237 от 14.10.2014г.  у ООО «МЦ «Мир здоровья», по адресу г. Кемерово, ул. В. Волошиной, 39, в том числе на указанные в рекламе услуги.

  В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой  в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Также из заявления следует, что по вышеуказанному адресу размещается реклама следующего содержания:

- «Картофель Крупный и семенной. Доставка <…>».

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612  «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что «продажа  товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо предоставленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

       Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

           Указание в вышеуказанной рекламе сведений о возможности доставки свидетельствует о наличии дистанционного способа продажи товаров.

           В соответствии со статьей 8 ФЗ  «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи  о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

           Из ответа ПАО «Мегафон» (исх. № 5/3-01-DD-Исх-00078/16 от 31.05.2016г.) следует, что телефонный номер <…> выделен на основании договора об оказании услуг связи от 29.02.2016г. <…>.

27.06.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 82/Р-2016 в отношении ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и назначено  к рассмотрению на 02.08.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес  ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом    с уведомлением  о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

01.08.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» (исх. б/н, б/д), из которых следует, что ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» была проведена проверка вышеуказанной рекламы и было установлено, что менеджер по рекламе ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» самовольно внес изменения в макет рекламы. Данный сотрудник был привлечен   к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

По факту распространения рекламы Медицинского центра «Мир здоровья», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» поясняет, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует ввиду того, что законодатель при установлении части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» исходит из целей информированности потребителя о возможных рисках при получении медицинских услуг. Согласно статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительных условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя  на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. По сути, гражданин (потребитель медицинской услуги) до медицинского вмешательства в обязательном порядке получает консультацию специалиста и информируется, в том числе, о возможных противопоказаниях.

Таким образом, когда рекламодателем является медицинская организация, цель, из которой исходил законодатель при установлении требований части 7    статьи 24 ФЗ «О рекламе» - информированность потребителя о возможных рисках при получении медицинских услуг – будет достигнута за счет обязательного информирования врачом до начала медицинского вмешательства. В данном случае рекламодателем является медицинская организация, имеющая лицензию на оказание медицинских услуг, врачи которой неукоснительно соблюдают требования законодательства, в том числе, в части обязательного информирования пациентов до медицинского вмешательства, что исключает угрозу охраняемым общественным отношениям.

По факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения    статьи 8 ФЗ «О рекламе» ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» поясняет, что  в данном случае целью является информированность потребителя о наименовании организации, оказывающей рекламируемые услуги. В данной рекламе возможно установить лицо, оказывающее услуги.

02.08.2016г. состоялось рассмотрение дела № 82/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово»  <…>, который поддержал представленные письменные пояснения   и добавил, что в рекламе по доставке картофеля отсутствуют признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» в связи с тем, что в рекламе указано только о возможности доставки, покупка осуществляется на месте, о котором можно узнать, позвонив по указанному в рекламе телефону и при необходимости картофель доставляется покупателю.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя     ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…>, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 02.08.2016г. рассмотрение дела № 82/Р-2016 было отложено на 15.09.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом      с уведомлением о вручении.

15.09.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили запрошенные документы от ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» (исх. б/н, б/д): копию договора № 225/13 ПРО-К от 14.08.2014г., заключенного между     ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и обществом   с ограниченной ответственностью «Точка» (далее – ООО «Точка»), а также  приложение № 17/1 от 19.04.2016г. к указанному договору для размещения рекламы в мае 2016г., в котором макет рекламы не согласован и приложение № 17/2  от 22.04.2016г. к вышеуказанному договору для размещения рекламы в мае 2016г. с согласованным макетом рекламы, в котором имеется предупреждение «имеются противопоказания необходима консультация специалиста».

Также к письменным пояснениям ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» прикладывает объяснения <…> по факту распространения рекламы следующего содержания: «Картофель Крупный и семенной. Доставка  <…>». Из представленных пояснений следует, что <…>  не осуществляет доставку картофеля дистанционным способом. Картофель хранится в хранилище, куда покупатель может приехать выбрать и купить картофель. До момента совершения покупки картофель не доставляется. Доставка картофеля осуществляется лишь в том случае, если покупатель не имеет возможности самостоятельно отвезти купленный картофель.

15.09.2016г. состоялось рассмотрение дела № 82/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово», который пояснил, что должностное лицо «ПРОдвижение – Кемерово» по ошибке разместило макет, который не был согласован. Данному должностному лицу в соответствии  с Приказом от 28.07.2016г. был вынесен выговор.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 15.09.2016г. рассмотрение дела № 82/Р-2016 было отложено на 18.10.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

18.10.2016г. состоялось рассмотрение дела № 82/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» <…>, который поддержал все представленные ранее письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

28.04.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы  по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2737 от 28.04.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в кабине лифта по адресу г.Кемерово,  пр. Молодежный, 10, размещается реклама следующего содержания:

– «Медицинский центр «Мир здоровья» частная клиника на южном. Мы открылись для Вас! Консультации опытных детских и взрослых специалистов, разного профиля…Вызов любого врача на дом…ЭКГ, УЗИ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭКГ, СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ АД…г. Кемерово, ул. В.Волошиной, д. 39, тел.: 8-923-504-9663 8(3842)38-40-17.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «Ростелеком» (исх. № 0705/05/4086-16/К от 26.05.2016г.) следует, что абонентский номер <...> (3842) 38-40-17 зарегистрирован на ООО «МЦ «Мир здоровья» на основании договора об оказании услуг связи № 436336.

Из ответа Управления лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (исх. № 04-03/579 от 24.05.2016г.) следует, что согласно требованиям к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико – санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно – курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н, вид работ (услуг) по функциональной диагностике (ЭКГ, суточный мониторинг ЭКГ, суточный мониторинг АД), ультразвуковой диагностике (УЗИ) подлежат обязательному лицензированию.

В едином государственном реестре выданных лицензий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям имеются сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-003237 от 14.10.2014г. у ООО «МЦ «Мир здоровья», по адресу г. Кемерово, ул. В. Волошиной, 39, в том числе на указанные в рекламе услуги.

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

10.10.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России пришел ответ на запрос (исх. № 09/8781 от 28.09.2016г.) ООО «Точка» (исх. б/н, б/д), в котором были представлены копии следующих документов: агентский договор о привлечении клиентов б/н от 11.01.2016г., заключенный с ИП <…>. В соответствии с Приложением № 1 к указанному договору ИП <…> оказал  ООО «МЦ «Мир здоровья» услугу по изготовлению листовок в апреле 2016г.

Договор на размещение вышеуказанной рекламы был заключен между ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и ООО «Точка».  В соответствии с представленными приложениями к договору № 225/13 ПРО-К, ООО «Точка» был согласован макет для размещения рекламы с указанием предупреждения о наличии противопоказаний.

Из пояснений представителя ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» следует, что сотрудником ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» в нарушение должностной инструкции была размещена реклама, макет которой не был согласован с рекламодателем.

В нарушение данной правовой нормы в вышеуказанной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Также из заявления следует, что по вышеуказанному адресу размещается реклама следующего содержания:

- «Картофель Крупный и семенной. Доставка <…>».

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что «продажа  товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо предоставленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

       Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

           Указание в вышеуказанной рекламе сведений о возможности доставки свидетельствует о наличии дистанционного способа продажи товаров.

           В соответствии со статьей 8 ФЗ  «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

           Из ответа ПАО «Мегафон» (исх. № 5/3-01-DD-Исх-00078/16 от 31.05.2016г.) следует, что телефонный номер <…> выделен на основании договора об оказании услуг связи от 29.02.2016г. <…>.

В рамках рассмотрения данного дела Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в указанной рекламе отсутствует возможность доставки картофеля дистанционным способом. В данном случае доставка картофеля осуществляется лишь в том случае, если покупатель не имеет возможности самостоятельно отвезти купленный картофель. Следовательно, признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы о продаже картофеля в действиях ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» отсутствуют.

                В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

  В данном случае рекламораспространителем является ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,       

РЕШИЛА:

 

1.Признать ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» (ИНН 4205222957, ОГРН 1114205023679, дата регистрации: 01.06.2011г., юридический адрес: 650000,  г. Кемерово, ул. Красноармейская, 120), нарушившим требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы в кабине лифта по адресу г. Кемерово,  пр. Молодежный, 10.

2.Выдать ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

И.С. Акатьева

 

М.И. Хохолкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны