Решение №09/6461 по делу от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«23» июля 2020г.                                                                                             г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/8-765/2020, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Редакция газеты «Шахтерская правда» (далее – ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда», юридический адрес: 653000, г. Прокопьевск, ул. Космонавта Волынова, 11а, ИНН 4223036880, ОГРН 1044223006300, дата присвоения ОГРН 19.08.2004, КПП 422301001) по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                              

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 23.03.2020 № 1569э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в газете «Шахтерская правда» № 12 (20856) за 19-25 марта на стр. 20. размещена реклама следующего содержания: «Защити себя от вируса. Закажи продукты на дом. <…>» с изображением корзины с продуктами, а также человека в красной рубашке, кепке, в медицинской маске с пакетами продуктов в руках.

21.05.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/8-765/2020 в отношении ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» и назначено к рассмотрению на 17.06.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

16.06.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» (исх. от 09.06.2020 № 28), из которых следует, что в соответствии с объяснительной начальника отдела маркетинга ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» <…>, принимая заказ на размещение рекламного макета ООО «Брудер М», начальник отдела маркетинга поняла, что в данном случае рекламируется предложение заказать услугу доставки продуктов из магазина. Если бы речь шла о дистанционном способе продажи, то рекламодатель должен был указать конкретный ассортимент предлагаемого товара. Указание на продажу товара и его описание в макете отсутствовали, а также не было ссылок, где можно ознакомиться с ассортиментом и описанием товаров. Начальник отдела маркетинга посчитала, что речь идет не о дистанционной продаже конкретных товаров, а о предоставлении услуги по доставке продуктов из магазина.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации                       от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» договор розничной купли – продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом термин «Продажа товара дистанционным способом» определен как продажа товаров по договору розничной купли – продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В рассматриваемой рекламе не предлагается «продажа дистанционным способом», так как рекламодателем не предложено потенциальному потребителю описание конкретного предлагаемого товара, отсутствуют ссылки на каталоги, проспекты, буклеты, фотоснимки, иные способы ознакомления с описанием товара, не предложен конкретный ассортимент товара.

Несмотря на то, что в рекламном макете изображены абстрактные продукты питания с акцентом на слове «Продезинфицировано» на корзине, а также человек с пакетами абстрактных продуктов в руках с акцентом на медицинскую маску, нельзя сделать вывод о наличии в рекламном объявлении предложения продажи товаров дистанционным способом.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при объявлении режима самоизоляции и повсеместного объявления карантина в целых подъездах многоквартирных домов реклама доставки продуктов стала как никогда актуальной. Однако, данная реклама призывает не к покупке продуктов дистанционным способом, напротив, она предлагает воспользоваться услугами доставки на дом не конкретного товара, а абстрактных продуктов питания (возможно из различных магазинов) по заявкам жителей города, не имеющим возможности в условиях самоизоляции и карантина выйти из дома и принести продукты питания самостоятельно. При этом, если заказывать доставку на дом, известных продуктов питания, то у потребителя отпадает необходимость не только ознакомления с товаром непосредственно, но и при покупке его по предложенному продавцом описанию

Ввиду того, что в рассматриваемом рекламном объявлении не предлагается продажа товаров дистанционным способом, следовательно, оно не содержит признаков нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

Также из представленных пояснений следует, что вышеуказанная реклама была размещена в газете «Шахтерская правда» однократно в № 12 (20856) за 19-25 марта 2020 по разовому договору. Впоследствии аналогичная реклама от рекламодателя – ООО «Брудер М» не размещалась.

17.06.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/8-765/2020 в присутствии представителя ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» <…> (доверенность б/н от 15.06.2020), которая поддержала представленные письменные пояснения).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 17.06.2020 рассмотрение дела № 042/05/8-765/2020 было отложено на 23.07.2020 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

21.07.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство   ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда» (исх. от 16.07.2020 № 30) о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда».

          Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

          В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 23.03.2020 № 1569э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

          Из заявления следует, что в газете «Шахтерская правда» № 12 (20856) за 19-25 марта на стр. 20. размещена реклама следующего содержания: «Защити себя от вируса. Закажи продукты на дом. <…>» с изображением корзины с продуктами, а также человека в красной рубашке, кепке, в медицинской маске с пакетами продуктов в руках.

          Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда», реклама вышеуказанного содержания была размещена в газете «Шахтерская правда» № 12 (20856) за 19-25 марта 2020 на стр. 20 на основании договора от 11.03.2020, № <…> на размещение рекламно – информационных материалов, заключенного с ООО «Брудер М» (копия согласованного сторонами макет рекламы от 11.03.2020 прилагается).

          В соответствии с письменными пояснениями рекламодателя спорной рекламы -  ООО «Брудер М» (исх. от 20.07.2020 б/н), представленными в адрес Кемеровского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 042/05/8-764/2020, возбужденного в отношении ООО «Брудер М» по факту размещения рекламы вышеуказанного содержания, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, на фоне обстановки с карантином и рекомендациями властей оставаться дома и воздерживаться от посещения общественных заведений, магазинов, руководством ООО «Брудер М» было принято решение осуществить доставку продуктов питания на дом, с соблюдением необходимых мер защиты. Целью доставки была помощь людям, особенно находившимся в зоне риска. Услуга доставки продуктов осуществлялась абсолютно бесплатно, по ценам магазина. Единственным условием было сумма покупки от 500 рублей и доставка с 15:00 до 17:00 часов. Ассортимент и цены на товар предоставляли каждому звонившему покупателю лично в виде прайса по мессенджерам. После заказа товара покупателем, товар пробивался на кассе, каждому покупателю выдавался чек с магазина. Курьер доставлял товар до дверей квартиры. Также для удобства расчета у курьера с собой был мобильный терминал Сбербанк.

  В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

  Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

  Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

  В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

 Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

 Согласно пункту 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

 В силу пункту 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

 Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в                  статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

 В пункте 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

  Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

   Пунктом 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

   В соответствии с пунктом 17 Правил, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

    Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в данном случае отсутствует непосредственной контакт потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения прайса, который, как следует из пояснений  рекламодателя спорной рекламы - ООО «Брудер М» направляется покупателям по мессенджерам, который содержит информацию о наличии того или иного наименования товара, его стоимости.

   Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является реклама товара при дистанционном способе продажи.

    В нарушение данной правовой нормы, в тексте вышеуказанной рекламы сообщается о дистанционной продаже товара, однако отсутствует информация, обязательная для распространения такой рекламы – о местонахождении юридического лица.

   В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является ОАО «Редакция газеты «Шахтерская правда».

  Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу открытого акционерного общества «Редакция газеты «Шахтерская правда» (юридический адрес: 653000, г. Прокопьевск, ул. Космонавта Волынова, 11а, ИНН 4223036880, ОГРН 1044223006300, дата присвоения ОГРН 19.08.2004, КПП 422301001), распространенную в газете «Шахтерская правда» № 12 (20856) за 19-25 марта на стр. 20 о дистанционной продаже товара с отсутствием информации, обязательной для размещения такой рекламы – о местонахождении юридического лица ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание не выдавать в связи с окончанием срока распространения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «24»  июля 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Связанные организации

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "ШАХТЕРСКАЯ ПРАВДА"
ИНН 4223036880, ОГРН 1044223006300