Постановление №ТМ/8950/23 Постановление по делу № 042/04/9.21-656/2023 от 29 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.07.2023 N АКПИ23-402Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Генеральному директору АО «Электросеть» <...>
<...> |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном
правонарушении
Резолютивная часть объявлена «27» сентября 2023 г. г. Кемерово, ул. Ноградская, 5
Постановление изготовлено в полном объеме «29» сентября 2023 г.
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <...> (далее также – должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Акционерного общества «Электросеть» (652873, Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск, пр-д Горького, 25; ИНН/КПП 7714734225/421401001; ОГРН 1087746413468, дата регистрации юридического лица 24.03.2008) (далее — АО «Электросеть»), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления <...> (далее – Заявитель) исх. № б/н от 27.04.2023 (вх. № 4058-ЭП/22 от 28.04.2023) в действиях АО «Электросеть» выявлены признаки нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), выразившихся в установлении необоснованной высокой стоимости по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, 28 (далее также — объект Заявителя),
24.05.2023 Определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 042/04/9.21-656/2023 и проведении административного расследования (исх. № АД/4880/23) в отношении АО «Электросеть» возбуждено производство по делу по признакам нарушения требований, установленных Правилами технологического присоединения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В определении от 24.05.2023 указано, что законному представителю АО «Электросеть» надлежит явиться 20.06.2023 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, для составления и подписания протокола об административном правонарушении, а также предоставить сведения (документы), необходимые для рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении.
В результате анализа поступивших от АО «Электросеть» сведений установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 042/04/9.21- 656/2023 об административном правонарушении необходимо получение дополнительных доказательств.
Определением от 20.06.2023 (исх. № НК/5629/23 от 20.06.2023) срок проведения административного расследования продлен до 24.07.2023, процедура составления и подписания протокола по делу № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении в отношении АО «Электросеть» была назначена на 20.07.2023.
20.07.2023 законный представитель АО «Электросеть» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления и подписания протокола не явился, защитника не направил.
20.07.2023 в отсутствие законного представителя и защитника АО «Электросеть» и Заявителя был составлен и подписан протокол по делу № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении (исх. №6708/23 от 20.07.2023).
Определением от 20.07.2023 (исх. № ТМ/6758/23 от 21.07.2023) рассмотрение дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении назначено на 02.08.2023.
Копия протокола и копия определения направлены в адрес АО «Электросеть», а также Заявителя.
02.08.2023 в назначенное время законный представитель АО «Электросеть», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направив защитников по доверенности № 86 от 26.07.2023 и № 85 от 26.07.2023, посредством ВКС.
От Заявителя поступило ходатайство (вх. № 7176-ЭП/23) о рассмотрении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении в его отсутствие.
В ходе рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, возникла необходимость получения дополнительной информации.
Определением от 02.08.2023 (исх. № ТМ/7139/23) срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении был продлен до 03.09.2023, рассмотрение дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении было назначено на 31.08.2023.
04.08.2023 от Заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении 31.08.2023 в его отсутствие.
31.08.2023 в назначенное время законный представитель АО «Электросеть», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направил защитника по доверенности № 85 от 26.07.2023.
В ходе рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должностное лицо Кемеровского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 31.08.2023 (исх. № ТМ/8092/23) срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении был продлен до 03.10.2023, рассмотрение дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении было назначено на 27.09.2023.
27.09.2023 в назначенное время законный представитель АО «Электросеть», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направил защитника по доверенности № 85 от 26.07.2023.
27.09.2023 от Заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении назначенное на 27.09.2023 в его отсутствие.
Изучив материалы дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.
В марте 2023 Заявителем в адрес АО «Электросеть» была подана заявка на заключение договора технологического присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, дом 28 (далее также - объект Заявителя).
В ответ на вышеуказанную заявку АО «Электросеть» направило в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения (письмо исх. № 806/02-06/07 от 30.03.2023).
В соответствии с пунктом 3.1 вышеуказанного проекта договора размер платы за технологическое присоединение составил 990 379 рублей 34 копейки. Указанная плата была рассчитана исходя из необходимости строительства сетевой организацией ВЛ -0,4 кВ от РУ-0,4 кВ TП-237 до границы участка, что следует из пункта 10.2 Технических условий, приложенный проекту Договора.
05.04.2023 Заявитель направил в адрес АО «Электросеть» письмо исх. № б/н (12:30) с просьбой предоставить смету и (или) калькуляцию работ и затрат, расчетно подтверждающую указанную в договоре сумму, а также предоставить план расположения сетей электроснабжения АО «Электросеть» и переключательных пунктов понижения напряжения до 0,4 кВ. 13.04.2023 АО «Электросеть» направило в адрес Заявителя, скорректированный проект Договора.
Согласно новой редакции проекта Договора об осуществлении технологического присоединения объекта Заявителя (далее – проект Договора) в материалы заявления максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя составляет 25 кВт, категория надежности электроснабжения – третья.
Пунктом 3.1 проекта договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение по настоящему договору определяется в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссией Кузбасса № 947 от 29.11.2022 и составляет: 893 531,62 (восемьсот девяносто три тысячи пятьсот тридцать один) рубль 62 копейки.
Пунктом 10 Технических условий (далее – ТУ), которые являются неотъемлемой частью проекта Договора, предусмотрены мероприятия, которые осуществляет сетевая организация. В том числе сетевая организация берет на себя обязанность по строительству ВЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-237 до границы участка заявителя (п. 10.2. ТУ).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливноэнергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Пунктом 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом или физически лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
В соответствии с п. 13(5) Правил технологического присоединения Заявитель относится к категории заявителей - физических лиц, обратившихся с заявкой в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 в энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации.
Стоимость мероприятий по технологическому присоединению рассчитывается в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения.
13.04.2023 АО «Электросеть» направило в адрес Заявителя пояснения о размере платы за технологическое подключение, в которых указано, что плата за технологическое подключение рассчитана на основе стандартизированных тарифных ставок в соответствии с Постановлением РЭК Кузбасса № 947 от 29.11.2022, указав, что наименьшее расстояние от ближайших электросетевых объектов, принадлежащих АО «Электросеть» составляет 440 м. 03.05.2023 Кемеровским УФАС России был направлен запрос в адрес Администрации Междуреченского городского округа (исх. № ТМ/4204/23) о предоставлении сведений об электросетевых объектах, находящихся на наименьшем расстоянии от энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке от объекта Заявителя.
Согласно ответу Администрации Междуреченского городского округа, поступившему в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 4419-ЭП/23 от 12.05.2023) относительно объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 42:28:2102013:48 по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, д. 28, электрические сети ОАО «РЖД» с уровнем напряжения 0,4 кВ находятся на расстоянии около 15 м, а АО «Электросеть» напряжением 0,4 кВ находятся на расстоянии около 150 м (на наименьшем расстоянии - «по прямой»).
Для осуществления подключения объекта по указанному адресу к сетям ОАО «РЖД» отсутствует необходимость строительства объектов электросетевого хозяйства. Возможность реконструкции не исключена.
Для подключения объекта, расположенного по вышеуказанному адресу к сетям АО «Электросеть» необходимо осуществить строительство воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 440 м.
Вместе с тем в своем обращении Заявитель указывает, что ВЛ-0,4 кВ, КЛ0,4 кВ от TП — 237 в сторону участка Заявителя частично проложена, в частности, линия 0,4 кВ проложена на опорах № 303 Ф28-№ 312 Ф28. Расстояние от ближайшей опоры до объекта Заявителя ориентировочно составляет 150 метров.
Следовательно, по мнению Заявителя размер платы за технологическое присоединение, указанный в договоре в размере 893 531,62 рублей является необоснованным.
22.08.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ Региональной энергетической комиссии (письмо исх. №М-8-38/2367-01 от 21.08.2023) (далее — РЭК Кузбасса) о том, что возражения на представленный расчет платы АО «Электросеть» за технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, д. 28, с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств 25 кВт, категории надежности - 3, напряжением электрических сетей - 0,4 кВ отсутствуют.
В части выбора способа технологического присоединения РЭК Кузбасса сообщило, что разработка технических решений при технологическом присоединении отнесена к компетенции электросетевых организаций.
В процессе рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что расчет платы за технологическое присоединение объекта Заявителя, расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, д. 28 был выполнен на основании ведомости объема работ АО «Электросеть» и материалов, предусматривающей выполнение строительства ВЛ-0,4 кВ протяженностью 440 метров.
В соответствии с п. 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, в связи с присоединением новых мощностей (включая строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения, компенсации реактивной мощности для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, компенсации реактивной мощности, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии).
С учетом данных требований АО «Электросеть» были разработаны и направлены в адрес Заявителя технические условия как неотъемлемое приложение к договору об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с существующей схемой электрических сетей АО «Электросеть» (поопорная схема ВЛ-0,4 кВ от ТП 237) относительно объекта Заявителя, расположенного по вышеуказанному адресу, электрические сети напряжением 0,4 кВ расположены на расстоянии около 150 метров (на наименьшем расстоянии — «по прямой»), однако для осуществления подключения объекта необходимо строительство воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 440 метров, исходя из расположения земельного участка на местности и оптимальной трассы прокладки ВЛ 0,4 кВ с учетом рельефа местности. Присоединение заявителя в указанной точке (опоре ВЛ-6кВ № 303 Ф28 - № 312 Ф216) невозможно, поскольку в соответствии с подп. «а» п. 28 Правил технологического присоединения не позволит сохранить условия электроснабжения прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки <...> присоединены к электрическим сетям АО «Электросеть», а также приведут к ухудшению условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства.
К вышеуказанной линии 0,4 кВ подключены объекты суммарной мощностью 75 кВт. Для всех присоединенных объектов мероприятиями по технологическому присоединения было предусмотрено строительство ВЛ 0,4 кВ. Потери напряжения в воздушной линии 0,4 кВ, к которой присоединены данные объекты не позволяют выполнить присоединение нового Заявителя.
Пунктом 28 Правил технологического присоединения установлено, что критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
Вместе с тем из п. 29 Правил технологического присоединения следует, что случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
На основании п. 28 Правил технологического присоединения в случае присоединения объекта <...> допустимые параметры электроэнергетического режима энергосистемы не обеспечиваются
Таким образом, в соответствии с п. 29 Правил техническая возможность технологического присоединения в данной точке присоединения отсутствует.
В соответствии с п. 13.5 Правил технологического присоединения заявка на технологическое присоединение подается заявителем физическим лицом в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 В энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации.
Заявка, поданная <...> не относится к вышеуказанному пункту Правил, поскольку объекты микрогенерации у Заявителя отсутствуют, и заявка подана на общих основаниях в соответствии с п. 9 Правил технологического присоединения.
Правительство Российской Федерации в п. 17 Правил технологического присоединения, исходя из принципов экономической обоснованности и достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленных в п. 2 и п. 3 ст. 23 Закона об электроэнергетике, установило минимальные и максимальное значения стоимости мероприятий по технологическому присоединению, а также льготное значение стоимости для специальной категории граждан.
Расчет стоимости технологического присоединения был произведен АО «Электросеть» с использованием стандартизированных тарифных ставок, утвержденных Постановлением РЭК Кузбасса от 29.1 1.2022 № 947
Из указанного следует, что с учетом того, что заявка <...> не относится к льготной категории потребителей правовых оснований применения п. 17 Правил технологического присоединения для расчета льготной стоимости технологического присоединения по данной заявке у сетевой организации отсутствовали. В связи с чем, в действиях АО «Электросеть» отсутствует нарушение Правил технологического присоединения, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.21 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 28.9. КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23.48, п. 1 ч.1 ст. 24.5, ч. 1 ст. 28.9, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области,
ПОСТАНОВИЛА:
Дело об административном правонарушении № 042/04/9.21-656/2023, возбужденное в отношении Акционерного общества «Электросеть» (652873, Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск, пр-д Горького, 25; ИНН/КПП 7714734225/421401001; ОГРН 1087746413468, дата регистрации юридического лица 24.03.2008) прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления |
<...> |