Постановление №ТМ/8950/23 Постановление по делу № 042/04/9.21-656/2023 от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.07.2023 N АКПИ23-402Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

Генеральному директору

АО «Электросеть»

<...>

 

<...>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном

правонарушении

 

Резолютивная часть объявлена «27» сентября 2023 г. г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

Постановление изготовлено в полном объеме «29» сентября 2023 г.

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <...> (далее также – должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Акционерного общества «Электросеть» (652873, Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск, пр-д Горького, 25; ИНН/КПП 7714734225/421401001; ОГРН 1087746413468, дата регистрации юридического лица 24.03.2008) (далее — АО «Электросеть»), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления <...> (далее – Заявитель) исх. № б/н от 27.04.2023 (вх. № 4058-ЭП/22 от 28.04.2023) в действиях АО «Электросеть» выявлены признаки нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), выразившихся в установлении необоснованной высокой стоимости по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, 28 (далее также — объект Заявителя),

24.05.2023 Определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 042/04/9.21-656/2023 и проведении административного расследования (исх. № АД/4880/23) в отношении АО «Электросеть» возбуждено производство по делу по признакам нарушения требований, установленных Правилами технологического присоединения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

В определении от 24.05.2023 указано, что законному представителю АО «Электросеть» надлежит явиться 20.06.2023 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, для составления и подписания протокола об административном правонарушении, а также предоставить сведения (документы), необходимые для рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении.

В результате анализа поступивших от АО «Электросеть» сведений установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 042/04/9.21- 656/2023 об административном правонарушении необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 20.06.2023 (исх. № НК/5629/23 от 20.06.2023) срок проведения административного расследования продлен до 24.07.2023, процедура составления и подписания протокола по делу № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении в отношении АО «Электросеть» была назначена на 20.07.2023.

20.07.2023 законный представитель АО «Электросеть» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления и подписания протокола не явился, защитника не направил.

20.07.2023 в отсутствие законного представителя и защитника АО «Электросеть» и Заявителя был составлен и подписан протокол по делу № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении (исх. №6708/23 от 20.07.2023).

Определением от 20.07.2023 (исх. № ТМ/6758/23 от 21.07.2023) рассмотрение дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении назначено на 02.08.2023.

Копия протокола и копия определения направлены в адрес АО «Электросеть», а также Заявителя.

02.08.2023 в назначенное время законный представитель АО «Электросеть», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направив защитников по доверенности № 86 от 26.07.2023 и № 85 от 26.07.2023, посредством ВКС.

От Заявителя поступило ходатайство (вх. № 7176-ЭП/23) о рассмотрении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении в его отсутствие.

В ходе рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, возникла необходимость получения дополнительной информации.

Определением от 02.08.2023 (исх. № ТМ/7139/23) срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении был продлен до 03.09.2023, рассмотрение дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении было назначено на 31.08.2023.

04.08.2023 от Заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении 31.08.2023 в его отсутствие.

31.08.2023 в назначенное время законный представитель АО «Электросеть», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направил защитника по доверенности № 85 от 26.07.2023.

В ходе рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должностное лицо Кемеровского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 31.08.2023 (исх. № ТМ/8092/23) срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении был продлен до 03.10.2023, рассмотрение дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении было назначено на 27.09.2023.

27.09.2023 в назначенное время законный представитель АО «Электросеть», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направил защитника по доверенности № 85 от 26.07.2023.

27.09.2023 от Заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении назначенное на 27.09.2023 в его отсутствие.

Изучив материалы дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

В марте 2023 Заявителем в адрес АО «Электросеть» была подана заявка на заключение договора технологического присоединение жилого дома, расположенного по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, дом 28 (далее также - объект Заявителя).

В ответ на вышеуказанную заявку АО «Электросеть» направило в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения (письмо исх. № 806/02-06/07 от 30.03.2023).

В соответствии с пунктом 3.1 вышеуказанного проекта договора размер платы за технологическое присоединение составил 990 379 рублей 34 копейки. Указанная плата была рассчитана исходя из необходимости строительства сетевой организацией ВЛ -0,4 кВ от РУ-0,4 кВ TП-237 до границы участка, что следует из пункта 10.2 Технических условий, приложенный проекту Договора.

05.04.2023 Заявитель направил в адрес АО «Электросеть» письмо исх. № б/н (12:30) с просьбой предоставить смету и (или) калькуляцию работ и затрат, расчетно подтверждающую указанную в договоре сумму, а также предоставить план расположения сетей электроснабжения АО «Электросеть» и переключательных пунктов понижения напряжения до 0,4 кВ. 13.04.2023 АО «Электросеть» направило в адрес Заявителя, скорректированный проект Договора.

Согласно новой редакции проекта Договора об осуществлении технологического присоединения объекта Заявителя (далее – проект Договора) в материалы заявления максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя составляет 25 кВт, категория надежности электроснабжения – третья.

Пунктом 3.1 проекта договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение по настоящему договору определяется в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссией Кузбасса № 947 от 29.11.2022 и составляет: 893 531,62 (восемьсот девяносто три тысячи пятьсот тридцать один) рубль 62 копейки.

Пунктом 10 Технических условий (далее – ТУ), которые являются неотъемлемой частью проекта Договора, предусмотрены мероприятия, которые осуществляет сетевая организация. В том числе сетевая организация берет на себя обязанность по строительству ВЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-237 до границы участка заявителя (п. 10.2. ТУ).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливноэнергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Пунктом 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом или физически лицом, в сроки, установленные данными Правилами.

В соответствии с п. 13(5) Правил технологического присоединения Заявитель относится к категории заявителей - физических лиц, обратившихся с заявкой в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 в энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации.

Стоимость мероприятий по технологическому присоединению рассчитывается в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения.

13.04.2023 АО «Электросеть» направило в адрес Заявителя пояснения о размере платы за технологическое подключение, в которых указано, что плата за технологическое подключение рассчитана на основе стандартизированных тарифных ставок в соответствии с Постановлением РЭК Кузбасса № 947 от 29.11.2022, указав, что наименьшее расстояние от ближайших электросетевых объектов, принадлежащих АО «Электросеть» составляет 440 м. 03.05.2023 Кемеровским УФАС России был направлен запрос в адрес Администрации Междуреченского городского округа (исх. № ТМ/4204/23) о предоставлении сведений об электросетевых объектах, находящихся на наименьшем расстоянии от энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке от объекта Заявителя.

Согласно ответу Администрации Междуреченского городского округа, поступившему в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 4419-ЭП/23 от 12.05.2023) относительно объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 42:28:2102013:48 по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, д. 28, электрические сети ОАО «РЖД» с уровнем напряжения 0,4 кВ находятся на расстоянии около 15 м, а АО «Электросеть» напряжением 0,4 кВ находятся на расстоянии около 150 м (на наименьшем расстоянии - «по прямой»).

Для осуществления подключения объекта по указанному адресу к сетям ОАО «РЖД» отсутствует необходимость строительства объектов электросетевого хозяйства. Возможность реконструкции не исключена.

Для подключения объекта, расположенного по вышеуказанному адресу к сетям АО «Электросеть» необходимо осуществить строительство воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 440 м.

Вместе с тем в своем обращении Заявитель указывает, что ВЛ-0,4 кВ, КЛ0,4 кВ от TП — 237 в сторону участка Заявителя частично проложена, в частности, линия 0,4 кВ проложена на опорах № 303 Ф28-№ 312 Ф28. Расстояние от ближайшей опоры до объекта Заявителя ориентировочно составляет 150 метров.

Следовательно, по мнению Заявителя размер платы за технологическое присоединение, указанный в договоре в размере 893 531,62 рублей является необоснованным.

22.08.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ Региональной энергетической комиссии (письмо исх. №М-8-38/2367-01 от 21.08.2023) (далее — РЭК Кузбасса) о том, что возражения на представленный расчет платы АО «Электросеть» за технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, д. 28, с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств 25 кВт, категории надежности - 3, напряжением электрических сетей - 0,4 кВ отсутствуют.

В части выбора способа технологического присоединения РЭК Кузбасса сообщило, что разработка технических решений при технологическом присоединении отнесена к компетенции электросетевых организаций.

В процессе рассмотрения дела № 042/04/9.21-656/2023 об административном правонарушении должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что расчет платы за технологическое присоединение объекта Заявителя, расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Притомская, д. 28 был выполнен на основании ведомости объема работ АО «Электросеть» и материалов, предусматривающей выполнение строительства ВЛ-0,4 кВ протяженностью 440 метров.

В соответствии с п. 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, в связи с присоединением новых мощностей (включая строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения, компенсации реактивной мощности для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, компенсации реактивной мощности, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии).

С учетом данных требований АО «Электросеть» были разработаны и направлены в адрес Заявителя технические условия как неотъемлемое приложение к договору об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с существующей схемой электрических сетей АО «Электросеть» (поопорная схема ВЛ-0,4 кВ от ТП 237) относительно объекта Заявителя, расположенного по вышеуказанному адресу, электрические сети напряжением 0,4 кВ расположены на расстоянии около 150 метров (на наименьшем расстоянии — «по прямой»), однако для осуществления подключения объекта необходимо строительство воздушной линии 0,4 кВ протяженностью 440 метров, исходя из расположения земельного участка на местности и оптимальной трассы прокладки ВЛ 0,4 кВ с учетом рельефа местности. Присоединение заявителя в указанной точке (опоре ВЛ-6кВ № 303 Ф28 - № 312 Ф216) невозможно, поскольку в соответствии с подп. «а» п. 28 Правил технологического присоединения не позволит сохранить условия электроснабжения прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки <...> присоединены к электрическим сетям АО «Электросеть», а также приведут к ухудшению условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства.

К вышеуказанной линии 0,4 кВ подключены объекты суммарной мощностью 75 кВт. Для всех присоединенных объектов мероприятиями по технологическому присоединения было предусмотрено строительство ВЛ 0,4 кВ. Потери напряжения в воздушной линии 0,4 кВ, к которой присоединены данные объекты не позволяют выполнить присоединение нового Заявителя.

Пунктом 28 Правил технологического присоединения установлено, что критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Вместе с тем из п. 29 Правил технологического присоединения следует, что случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

На основании п. 28 Правил технологического присоединения в случае присоединения объекта <...> допустимые параметры электроэнергетического режима энергосистемы не обеспечиваются

Таким образом, в соответствии с п. 29 Правил техническая возможность технологического присоединения в данной точке присоединения отсутствует.

В соответствии с п. 13.5 Правил технологического присоединения заявка на технологическое присоединение подается заявителем физическим лицом в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 В энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации.

Заявка, поданная <...> не относится к вышеуказанному пункту Правил, поскольку объекты микрогенерации у Заявителя отсутствуют, и заявка подана на общих основаниях в соответствии с п. 9 Правил технологического присоединения.

Правительство Российской Федерации в п. 17 Правил технологического присоединения, исходя из принципов экономической обоснованности и достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленных в п. 2 и п. 3 ст. 23 Закона об электроэнергетике, установило минимальные и максимальное значения стоимости мероприятий по технологическому присоединению, а также льготное значение стоимости для специальной категории граждан.

Расчет стоимости технологического присоединения был произведен АО «Электросеть» с использованием стандартизированных тарифных ставок, утвержденных Постановлением РЭК Кузбасса от 29.1 1.2022 № 947

Из указанного следует, что с учетом того, что заявка <...> не относится к льготной категории потребителей правовых оснований применения п. 17 Правил технологического присоединения для расчета льготной стоимости технологического присоединения по данной заявке у сетевой организации отсутствовали. В связи с чем, в действиях АО «Электросеть» отсутствует нарушение Правил технологического присоединения, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.9. КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23.48, п. 1 ч.1 ст. 24.5, ч. 1 ст. 28.9, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области,

ПОСТАНОВИЛА:

Дело об административном правонарушении № 042/04/9.21-656/2023, возбужденное в отношении Акционерного общества «Электросеть» (652873, Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск, пр-д Горького, 25; ИНН/КПП 7714734225/421401001; ОГРН 1087746413468, дата регистрации юридического лица 24.03.2008) прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления

<...>

 

 

Связанные организации

АО "Электросеть"
ИНН 7714734225, ОГРН 1087746413468