Решение №05/4764 по делу от 6 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 38/А-10-2018

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2019 г.                               г. Кемерово                

В полном объеме решение изготовлено «06» мая 2019 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

 

Членов Комиссии:

 

                                                                                                                   

 

 

 

         рассмотрев дело № 38/А-10-2018, возбужденное по признакам нарушения Государственным бюджетным  учреждением здравоохранения Кемеровской области «Междуреченская городская больница» (652878, г. Междуреченск, Кемеровской области,  пр. 50 лет Комсомола, д. 39; ИНН 4214003334) (далее - ГБУЗ КО «МГБ», Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ     «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

По результатам рассмотрения обращения филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Росгвардии по Кемеровской области (далее – ФГУП «Охрана» Росгвардии) о наличии в действиях ГБУЗ КО «МГБ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, приказом Кемеровского УФАС России от 17.08.2018 г. № 130 возбуждено дело № 38/А-10-2018 по признакам нарушения ГБУЗ КО «МГБ» пункта 1 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции»,  выразившихся в установлении, поддержании монопольно высокой стоимости (цены) на платную медицинскую услугу по проведению обязательного предварительного и периодического медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного химико-токсикологического исследования (далее – ХТИ) на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. 

Приказом Кемеровского УФАС России от 17.08.2018 г. № 130 создана Комиссия по рассмотрению дела № 38/А-10-2018 о нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 31.08.2018 г. рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 18 октября 2018 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5.

Копии определения были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ» и филиала федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Росгвардии по Кемеровской области (далее – ФГУП «Охрана» Росгвардии) заказными письмами.

Надлежащее уведомление лиц, участвующих в рассмотрении дела о назначении времени и места рассмотрения дела № 38/А-10-2018, подтверждается материалами дела.

18.10.2018 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства представители ГБУЗ КО «МГБ» и ФГУП «Охрана» Росгвардии не явились.

17.10.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС  России поступило ходатайство от ФГУП «Охрана» Росгвардии с просьбой о рассмотрении данного дела по существу в отсутствие представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии (вх. № 4969 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

В Кемеровское УФАС  России 18.10.2018 г. поступило ходатайство от ГБУЗ КО «МГБ» с просьбой о рассмотрении данного дела в отсутствие представителей Ответчика (вх. № 282-ф). Данное ходатайство было удовлетворено.

К заседанию Комиссии Ответчик представил документы и сведения, ранее запрошенные в определении о назначении дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, не в полном объеме. 

18.10.2018 г. по результатам рассмотрения дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения данного дела.

Определением от 18.10.2018 г. рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 20.11.2018 г. на 14 часов 00 минут.

Копии определения об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018 были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ» и ФГУП «Охрана» Росгвардии заказными письмами.

Надлежащее уведомление ГБУЗ КО «МГБ» и ФГУП «Охрана» Росгвардии о назначении времени и места рассмотрения дела № 38/А-10-2018, подтверждается материалами дела.

19.11.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС  России поступило ходатайство от ФГУП «Охрана» Росгвардии с просьбой о рассмотрении дела № 38/А-10-2018 по существу в отсутствие представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии (вх. № 5562 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018 (исх. № 05/10320 от 22.10.2018 г.) ГБУЗ КО «МГБ» должно было представить в срок до 06.11.2018 г. ряд документов и сведений, необходимых для дальнейшего рассмотрения данного дела.

К заседанию Комиссии 20.11.2018 г. ответчик не представил документы и сведения, ранее запрошенные в вышеназванном определении об отложении рассмотрения дела  № 38/А-10-2018. 

20.11.2018 г. состоялось рассмотрение дела № 38/А-10-2018 в отсутствии представителей сторон.

Рассмотрев материалы дела 20.11.2018 г., Комиссия пришла к выводу о необходимости отложения данного дела для получения дополнительных доказательств и привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:  Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее – ДОЗН КО).

Определением от 20.11.2018 г. рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 20.12.2018 г. на 14 часов 00 минут. Определением от 20.11.2018 г. о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к  рассмотрению дела № 38/А-10-2018 был привлечен ДОЗН КО.

Копии определений: об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018 и о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ», ФГУП «Охрана» Росгвардии и ДОЗН КО заказными письмами.

Надлежащее уведомление лиц участвующих в рассмотрении дела  о назначении времени и места рассмотрения дела № 38/А-10-2018,  подтверждается материалами дела.

Определением от 30.11.2018 г. (исх. № 05/11862) срок рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства был продлен до 30 мая 2019 года.

Копии определения о продлении срока рассмотрения дела от 30.11.2018 г.  были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ», ФГУП «Охрана» Росгвардии и ДОЗН КО заказными письмами.

20.12.2018 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства представители ГБУЗ КО «МГБ» и ФГУП «Охрана» Росгвардии не явились.

19.12.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС  России поступило ходатайство от ФГУП «Охрана» Росгвардии с просьбой о рассмотрении данного дела по существу в отсутствие представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии (вх. № 6231 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

В Кемеровское УФАС  России 20.12.2018 г. поступило ходатайство от ГБУЗ КО «МГБ» с просьбой о рассмотрении данного дела в отсутствие представителей Ответчика (вх. № 331-ф). Данное ходатайство было удовлетворено.

К заседанию Комиссии Ответчик и ДОЗН КО представили документы и сведения, ранее запрошенные в определении о назначении дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства и определении о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах к рассмотрению, не в полном объеме. 

На рассмотрении дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства 20.12.2018 г. представители ДОЗН КО представили дополнительные материалы и сведения по делу, которые были приобщены к материалам данного дела.

20.12.2018 г. по результатам рассмотрения дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения данного дела. Определением от 20.12.2018 г. рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 12.02.2019 г. на 14 часов 00 минут.

Копии определения об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018 были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ», ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии заказными письмами.

Надлежащее уведомление ГБУЗ КО «МГБ», ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии о назначении времени и места рассмотрения дела № 38/А-10-2018, подтверждается материалами дела.

11.02.2019 г. в адрес Кемеровского УФАС  России поступило ходатайство от ФГУП «Охрана» Росгвардии с просьбой о рассмотрении дела № 38/А-10-2018 по существу в отсутствие представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии  (вх. № 650 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

В Кемеровское УФАС  России 12.02.2019 г. поступило ходатайство от ГБУЗ КО «МГБ» с просьбой об отложении рассмотрения данного дела для предоставлении дополнительных доказательств по данному делу (вх. № 27-ф). Данное ходатайство было удовлетворено.

12.02.2019 г. в адрес Кемеровского УФАС  России поступило ходатайство от ДОЗН КО с просьбой об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018  в связи с подготовкой дополнительной информации по рассматриваемому делу (вх. № 677 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

К заседанию Комиссии Ответчик и ДОЗН КО представили документы и сведения, ранее запрошенные в определении о назначении дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, не в полном объеме. 

12.02.2019 г. по результатам рассмотрения дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения данного дела. Определением от 12.02.2019 г. рассмотрение дела  № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 18.03.2019 г. на 14 часов 00 минут.

Копии определения об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018 были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ», ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии заказными письмами.

Надлежащее уведомление ГБУЗ КО «МГБ», ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии о назначении времени и места рассмотрения дела № 38/А-10-2018, подтверждается материалами дела.

18.03.2019 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства представители ГБУЗ КО «МГБ» и ФГУП «Охрана» Росгвардии не явились.

06.03.2019 г. в адрес Кемеровского УФАС  России поступило ходатайство от ГБУЗ КО «МГБ» с просьбой о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ГБУЗ КО «МГБ» (вх. № 1134 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

В Кемеровское УФАС России 18.03.2019 г. поступило ходатайство от  ФГУП «Охрана» Росгвардии с просьбой о рассмотрении дела № 38/А-10-2018   по существу в отсутствие представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии  (вх. № 1359 э). Данное ходатайство было удовлетворено.

К заседанию Комиссии ДОЗН КО и ГБУЗ КО «МГБ» представили документы и сведения, ранее запрошенные в определении от 12.02.2019 г. о назначении дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства.

На рассмотрении дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства 19.07.2018 г. представители ДОЗН КО каких-либо дополнительных материалов и сведений по делу не представили.

На заседании Комиссии, состоявшемся 18.03.2019 г., принято заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 18.03.2019 г. рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 17.04.2019 г. на 14 часов 00 минут.

Копии определения об отложении рассмотрения дела № 38/А-10-2018 были направлены в адреса ГБУЗ КО «МГБ», ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии заказными письмами.

Надлежащее уведомление ГБУЗ КО «МГБ», ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии о назначении времени и места рассмотрения дела № 38/А-10-2018, подтверждается материалами дела.

17.04.2019 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 38/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства представители сторон, участвующих в рассмотрении данного дела не явились. ДОЗН КО и ФГУП «Охрана» Росгвардии представили в адрес Кемеровского УФАС России ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.  Данные ходатайства были удовлетворены. ГБУЗ КО «МГБ» не направило в адрес Кемеровского УФАС России ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.  

К заседанию Комиссии 17.04.2019 г. ГБУЗ КО «Междуреченская городская больница», Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области и филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Кемеровской области не представили каких-либо доказательств, не привели доводы в письменном форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, ранее направленном в адреса участников данного дела.  

По результатам заседания Комиссии, состоявшейся 17.04.2019 г., была оглашена резолютивная часть решения по делу № 38/А-10-2018.

Изучив материалы дела № 38/А-10-2018, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

ГБУЗ КО «МГБ», осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области (далее – ДОЗН КО) (решение № 375-16 от 20.12.2016 г.) и согласованного с Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

На основании пункта 1.1. Устава ГБУЗ КО «МГБ» Учреждение является некоммерческой организацией.

Пунктом 2.1. Устава установлено, что предметом деятельности Учреждения является, в том числе, обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании.

В соответствии с пунктом 2.4. Устава ГБУЗ КО «МГБ» Учреждение может осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности, в том числе, платные медицинские услуги.

Согласно абзацу 21 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-Ф3) были внесены изменения, обязывающие медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, проводить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов при проведении врачом-психиатром-наркологом медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

На основании абзаца 21 статьи 13 Закона об оружии Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Следовательно, Порядок проведения медицинского наркологического осмотра (медицинского освидетельствования) с проведением химико-токсикологических исследований на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием относится исключительно к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав РФ).

В рамках антимонопольного регулирования Кемеровское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Для установления факта наличия либо отсутствия нарушения хозяйствующим субъектом вышеуказанной правовой нормы, антимонопольному органу необходимо установить, занимает ли данный    хозяйствующий субъект доминирующее положение на определенном товарном рынке.

Кемеровским УФАС России по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке медицинской услуги в виде медицинского осмотра  (освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ  на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в Междуреченском городском округе было установлено, что ГБУЗ КО «МГБ» (652878, г. Междуреченск, пр. 50 лет Комсомола, д.39) занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке вышеназванной услуги в пределах географических границ муниципального образования Междуреченский городской округ, с долей на данном товарном рынке составляющей 100%.

На основании информации Ответчика (письмо от 20.12.2018 г. вх. № 6238 э) установлено, что всего за 2017 год в ГБУЗ КО «МГБ» было проведено 1674 медицинских осмотров (освидетельствований) врачом психиатром-наркологом с проведением предварительного ХТИ. Общее количество проведенных в ГБУЗ КО «МГБ» предварительных ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием  за 2017 год составило 1031.

По сведениям, представленным  ГБУЗ КО «МГБ» в адрес Кемеровского УФАС России (письмо от 11.07.2018 г. исх. № 4548), в границах  территории Междуреченского городского округа нет других государственных, муниципальных медицинских учреждений, кроме ГБУЗ КО «МГБ», имеющих право осуществлять и фактически осуществляющих медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом с проведением предварительного ХТИ, в том числе сотрудников Росгвардии. 

Также, по информации, указанной в письме ДОЗН КО от 14.08.2018 г. исх. № П - 211, на территории города Междуреченск медицинской организацией, оказывающей услугу осмотра врачом психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и ХТИ является только Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Междуреченская городская больница»,   г. Междуреченск, пр. 50 лет Комсомола, д.39.

Таким образом, на данном товарном рынке отсутствует конкурентная среда, а ГКУЗ КО «МГБ» занимает доминирующее положение в границах исследуемого локального рынка.

Комиссией установлено, что в 2018 году медицинский осмотр (медицинское освидетельствование) с проведением предварительного ХТИ лиц, включая сотрудников Росгвардии, на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществлялся на основании следующих нормативных правовых актов: Приказа Минздрава РФ от 30.06.2016 г. № 441н  «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико ­токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее - Порядок), Приказа Минздрава РФ от 30.12.2015 г. № 1034 «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология» (далее – Приказ № 1034), Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.01.2006 г. № 40 «Об организации проведения  химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (далее – Приказ № 40).

Порядок, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. № 441н, четко регламентирует порядок обследования лиц на наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В соответствии с пунктом 8 Порядка ХТИ проводятся в наркологических диспансерах (наркологических больницах) или иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «клинической лабораторной диагностике» или «судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико­криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно­гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико­токсикологической)».

В силу пункта 10 Порядка ХТИ проводятся в два этапа:

- предварительные химико-токсикологические исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой;

-  подтверждающие химико-токсикологические исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.

На основании пункта 13 Порядка, ХТИ в обязательном порядке проводится на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин и метадон, бензодиазепины, барбитураты.

В соответствии с пунктом 18 Порядка, по окончании предварительного ХТИ  в случае отсутствия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, подтверждающее ХТИ не проводится.

По окончании предварительного ХТИ в случае наличия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и вне зависимости от их концентрации проводится подтверждающее химико-токсикологическое исследование.

Таким образом, вышеназванный Порядок четко определил этапы проведения ХТИ и 10 групп веществ, на которые в обязательном порядке должны проводиться предварительные и подтверждающие ХТИ.

Согласно абзаца 21 статьи 13 Закона об оружии медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются за счет средств граждан.

Взимание платы производится в соответствии с утвержденным прейскурантом цен на медицинские услуги, оказываемые на платной основе, сверх территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Расчет цены на медицинскую услугу производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету цен на медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Кемеровской области (всех типов) на платной основе», утвержденными в соответствии с Приказом ДОЗН КО от 19.04.2012 г.  № 498 (далее – Методические рекомендации по расчету цен). 

Кемеровским УФАС России было установлено, что на момент возбуждения дела № 38/А-10-2018 в отношении ГБУЗ КО «МГБ» стоимость платной медицинской услуги под кодом В01.036.001.001.01 в виде медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ лиц на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в ГБУЗ КО «МГБ» составляла 2000 руб. Стоимость медицинского наркологического осмотра с проведением ХТИ лиц на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, включая стоимость медицинского осмотра (освидетельствования) врачом-психиатром, составляла 2152 руб.

Вышеуказанная стоимость медицинских услуг подтверждается прейскурантом цен ГБУЗ КО «МГБ» на медицинские услуги, оказываемые на платной основе сверх территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2018 г. (далее – Прейскурант от 21.02.2018 г.), утвержденным 21.02.2018 г. главным врачом ГБУЗ КО «МГБ» и согласованным с ДОЗН КО. Также, фактическое установление данной стоимости вышеуказанной услуги подтверждается  предоставленными в адрес Кемеровского УФАС России копиями договоров на оказание платных медицинских услуг, а именно, договоров с сотрудниками отдела г. Междуреченска филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии:  № 1585 ПНД от 26.02.2018,  № 2662 ПНД от 30.03.2018, № 3423 ПНД от 25.04.2018, № 4156 ПНД от 23.05.2018, № 5338 ПНД от 28.06.2018, а также копиями квитанций об оплате данной услуги, соответствующих вышеуказанным договорам.

По данным, представленным ГБУЗ КО «МГБ», медицинский наркологический осмотр (медицинское освидетельствование) с проведением предварительного ХТИ лиц на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием (код услуги В01.036.001.001.01), проводимый на основании Приказа Минздрава РФ от 30.06.2016 г.     № 441н, состоит из следующих услуг: медицинского наркологического осмотра граждан на владение оружием и проведения ХТИ биологической жидкости (мочи) на наличие в организме человека наркотических и психотропных веществ и их метаболитов.

Стоимость медицинского осмотра (освидетельствования) врачом психиатром – наркологом граждан на наличие противопоказаний к владению оружием, на момент возбуждения дела  № 38/А-10-2018 в отношении ГБУЗ КО «МГБ», составляла 622 руб., что подтверждается Прейскурантом от 21.02.2018 г. Стоимость проведения предварительного ХТИ биологической жидкости (мочи) иммунохимическим методом на наличие в организме человека 10 групп  психоактивных веществ (код услуги А09.28.055) в ГБУЗ КО «МГБ» составляла 1378 руб. за одно исследование, что подтверждается Прейскурантом от 21.02.2018 г., а также Приказом главного врача ГБУЗ КО «МГБ» от 19.02.2018 г. № 176/1.

Следует отметить, что медицинский осмотр (освидетельствование) врачом психиатром включен в стоимость вышеуказанной услуги, в связи с проведением данного медицинского осмотра на базе психоневрологического диспансера ГБУЗ КО «МГБ», основной специализацией которого является психиатрия. Стоимость платной услуги (код В01.035.001) в виде медицинского осмотра (освидетельствования) врачом-психиатром в 2018 году составляла 152 руб.

Комиссией был проведен сравнительный анализ цен, которые были установлены на аналогичную платную медицинскую услугу в психоневрологических и наркологических диспансерах других городов Кемеровской области, а также в наркологических диспансерах других регионов Сибирского Федерального округа Российской Федерации (далее – СФО РФ).

На основании имеющейся информации, Комиссией было установлено, что в ГБУЗ КО «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ КО «КОКНД») и в ГБУЗ КО «Новокузнецкий наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ КО «ННД») в состав вышеуказанной платной услуги не входит стоимость медицинского осмотра (освидетельствование) врачом психиатром, т.к. данная услуга этими хозяйствующими субъектами не оказывается. Стоимость медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ в ГБУЗ КО «КОКНД» составляет 1673 руб., в ГБУЗ КО «ННД» - 1670 руб.

Состав платной медицинской услуги в виде медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (на 10 групп веществ), в том числе, на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в ГКУЗ КО «МГБ» является аналогичным с ГБУЗ КО «Калтанская психиатрическая больница» (далее -  ГБУЗ КО «КПБ»), ГБУЗ КО «Прокопьевский наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ КО «ПНД»),  ГБУЗ КО «Ленинск-Кузнецкая психиатрическая больница» (далее -  ГБУЗ КО «ЛКПБ»), ГБУЗ КО «Беловский психоневрологический диспансер» (далее - ГБУЗ КО «БПНД», т.к. включает в себя медицинский осмотр (освидетельствование) врачом психиатром.

Информация о стоимости медицинского наркологического осмотра (освидетельствования) с проведением предварительного ХТИ на наличие противопоказаний к владению оружием в ряде медицинских учреждений Кемеровской области в 2018 году, представлены в Приложении № 1. 

Анализ сведений, приведенных в вышеуказанном приложении, позволил установить, что общая стоимость услуги медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, включая стоимость осмотра врача психиатра в ГБУЗ КО «МГБ» в 2018 году, превышала стоимость аналогичной услуги в психоневрологических и наркологических диспансерах городов Кемеровской области перечисленных в таблице в пределах от 10,4% до 26,7% в сопоставимом  временном периоде.

Кроме того, в результате анализа информации, содержащейся в вышеназванном приложении, выявлено, что стоимость услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога, входящая в общую стоимость медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (на 10 групп веществ) и составляющая в ГБУЗ КО «МГБ» 443,5 руб., значительно превышала стоимость аналогичной услуги, оказываемой в ГБУЗ КО «КПБ», ГБУЗ КО «ПНД» и ГБУЗ КО «ЛКПБ» в сопоставимом временном  периоде, а именно: в 1,3 раза, в 2,6 раза и 3,2 раза соответственно.

Информация о стоимости медицинского наркологического осмотра (освидетельствования) с проведением предварительного ХТИ на наличие противопоказаний к владению оружием в наркологических диспансерах других регионов СФО РФ, а именно: Новосибирской, Томской областей, Красноярского и Алтайского краев, Республики Хакассия в 2018 году, представлены в Приложении № 2. 

В результате проведения сравнительного анализа общей стоимости услуги медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ  (10 групп веществ) на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, включая стоимость осмотра врача психиатра в ГБУЗ КО «МГБ», с ценами 2018 года на аналогичную медицинскую услугу в вышеперечисленных регионах СФО Комиссией было определено, что стоимость данной медицинской услуги в ГБУЗ КО «МГБ» значительно превышает стоимость аналогичной услуги в наркологических диспансерах вышеперечисленных регионов СФО РФ, а именно: в пределах от 1,2 раза до 2,4 раза в сопоставимом  временном периоде.

Анализ информации, содержащейся в вышеназванном приложении, позволил определить, что стоимость услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога, входящая в общую стоимость медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (на 10 групп веществ) и составляющая в ГБУЗ КО «МГБ» 443,5 руб., превышала стоимость аналогичной услуги, оказываемой в наркологических диспансерах вышеуказанных  регионов СФО РФ в аналогичном периоде, в пределах от 9,8% в ГБУЗ НСО «НОКНД» (г. Новосибирск) до 121,8% в ККБУЗ «ККНД № 1»   (г. Красноярск).

По информации, представленной ГБУЗ КО «МГБ» в адрес Кемеровского УФАС России (письмо от 02.07.2018 г. исх. № 1439), с 30.10.2017 г. по настоящее время в ГБУЗ КО «МГБ» проводится только предварительное ХТИ с использованием анализатора  IK 200609. Подтверждающее ХТИ в ГБУЗ КО «МГБ» не проводится.

В случае получения положительного результата в ходе проведения предварительного ХТИ дальнейшее исследование, а именно, подтверждающее ХТИ проводится на базе ГБУЗ КО «Новокузнецкий наркологический диспансер».

Следует отметить, что в цену предварительного ХТИ лиц на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводимого в ГБУЗ КО «МГБ», не входит цена подтверждающего ХТИ, проводимого в ГБУЗ КО «Новокузнецкий наркологический диспансер».

 

 

Комиссией определено, что предварительное ХТИ с использованием анализатора IK 200609 на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием,  в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-Ф3 и с Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 № 441н, ГБУЗ КО «МГБ» проводит на 10 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а именно: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин и метадон, бензодиазепины, барбитураты, посредством иммунохимического метода, что соответствует требованиям Порядка, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. № 441н.

Медицинский осмотр (медицинское освидетельствование) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ в ГБУЗ КО «МГБ» осуществляется в соответствии с действующей лицензией на осуществление данного вида деятельности и проводится в соответствии с Приказом ДОЗН КО от 10.04.2014 г. № 637 (с изменениями согласно Приказу ДОЗН КО от 29.06.2015 г. № 918 «Об организации проведения медицинских наркологических осмотров, медицинских освидетельствований в медицинских наркологических организациях и наркологических подразделениях медицинских организаций Кемеровской области»).

В соответствии с письмом ГБУЗ КО «МГБ» от 02.07.2018 г. исх. № 1439   процедура проведения медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ на наличие противопоказаний к владению оружием в ГБУЗ КО «МГБ» включает  в себя следующие этапы: информирование гражданина в регистратуре психоневрологического диспансера о перечне медицинских осмотров врачами-специалистами и о необходимости прохождения ХТИ, проверка освидетельствуемого в регистратуре психоневрологического диспансера по базам учёта (психиатрической и наркологической), оформление договора на оказание платных медицинских услуг и выписка квитанции об оплате, опрос и осмотр врачом - психиатром-наркологом, выдача направления на прохождение ХТИ, отбор биологического объекта-мочи, проведение предварительного ХТИ иммунохимическим методом с применением анализатора, оформление результатов ХТИ о наличии (отсутствии) наркотических, психотропных средств, выдача справки о результатах ХТИ - учетная форма № 454/у-06, повторное посещение врача психиатра-нарколога с результатами предварительного ХТИ, опрос и осмотр врачом-психиатром, выдача медицинского заключения.

Согласно представленным сведениям, перед направлением свидетельствуемого лица на предварительное ХТИ, обязательно проводится проверка лица по базе данных и процедура осмотра врачом - психиатром-наркологом с отметками о приеме лекарственных средств.

Порядок осуществления медицинского осмотра с проведением ХТИ на наличие противопоказаний к владению оружием в 2017 г., 2018 г. оставался без изменений.

Из вышеизложенного следует, что порядок проведения процедуры медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ на наличие противопоказаний к владению оружием, в ГБУЗ КО «МГБ» соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании пункта 1.4. Методических рекомендации по расчету цен основными принципами ценообразования на платные медицинские услуги являются окупаемость затрат на их оказание, обеспечение рентабельной работы учреждений и уплата налогов и сборов  согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 2.3. Методических рекомендаций по расчету цен ДОЗН КО, цена на платную медицинскую услугу (Ц) определяется по формуле: Ц = Рс + Пр + Н, где:

 

Рс - себестоимость услуги;

Пр - прибыль;

Н - налоги на услугу (налог на добавленную стоимость определяется согласно действующему законодательству Российской Федерации).

По данным представленным ГБУЗ КО «МГБ» на рассматриваемую платную услугу НДС не закладывается.

В соответствии с представленной ГБУЗ КО «МГБ» в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцией на платную медицинскую услугу под  кодом А09.28.055 (определение наличия наркотических и психоактивных веществ при проведение предварительного ХТИ (на 10 групп веществ) иммунохимическим методом на анализаторе) себестоимость услуги (расходы учреждения) в 2018 году составляла <…>, в том числе, прямые расходы на единицу оказанных услуг составляли <…> и косвенные расходы - <…>. Себестоимость услуги (Рс) рассчитывается как сумма прямых расходов (Рпр) и косвенных расходов (Ркосв).

В прямые расходы (Рпр) по вышеуказанной услуге были включены: расходы на заработную плату основного персонала непосредственно оказывающего данную услугу - 14,34 руб.,  начисления на фонд оплаты труда - 4,33 руб., амортизация оборудования -     1,04 руб., медикаменты (диагностические реагенты) - 917,55 руб.

Размер косвенных расходов (Р косв) ГБУЗ КО «МГБ» на оказание данной платной услуги составил 181,64 руб. и был рассчитан как произведение прямых расходов (Рпр) - 937,26 руб. и коэффициента косвенных расходов (Кк.р.) - 0,193, который в свою очередь был рассчитан как соотношение всех косвенных расходов учреждения за отчетный период (2017 г.) и всех прямых расходов учреждения за отчетный период (2017 г.).

Рентабельность медицинской услуги представляет собой соотношение прибыли (Пр) и себестоимости медицинской услуги (Рс).

Общая прибыль учреждения от оказания одной платной услуги - проведение предварительного ХТИ  в 2018 году составляла <…>.  Всего общая стоимость данной платной услуги с учетом общей прибыли на момент возбуждения дела № 38/А-10-2018 составляла 1378,0 руб.

В ходе рассмотрения дела № 38/А-10-2018 о нарушения антимонопольного законодательства Комиссия установила, что услуга медицинского осмотра (освидетельствования) врачом психиатром - наркологом граждан на наличие противопоказаний к владению оружием в ГБУЗ КО «МГБ» включает в себя собственно медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом (наркологическое освидетельствование) и забор биологического материала (мочи) для  ХТИ.

Согласно представленной ГБУЗ КО «МГБ» калькуляции на вышеуказанную платную медицинскую услугу, на момент возбуждения дела № 38/А-10-2018 в отношении ГБУЗ КО «МГБ» стоимость медицинского осмотра врачом  психиатром-наркологом составляла – 443,5 руб., стоимость забора мочи для  ХТИ – 178,7 руб., при общей стоимости услуги – 622,2 руб.

Расчет  всех расходов  на проведение платной услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога, включая забор мочи для ХТИ, на наличие противопоказаний к владению оружием по цене, установленной  в ГБУЗ КО «МГБ» с 21.02.2018 года,  представлен в Приложении № 3. 

В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по расчету цен ДОЗН КО к прямым  расходам (Р пр.) относятся затраты, непосредственно технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе её оказания:

- оплата труда основного персонала;

- начисления на оплату труда основного персонала;

 

- материальные затраты: медикаменты, перевязочные средства, одноразовые медицинские принадлежности и др.;

- мягкий инвентарь по основным подразделениям;

- амортизация оборудования, используемого непосредственно при оказании медицинской услуги.

Согласно сведениям, указанным в Приложении № 3, ответчиком на момент возбуждения дела № 38/А-10-2018  в прямые расходы (Рпр) по услуге медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом и услуге забора мочи для  ХТИ были включены: расходы на заработную плату персонала непосредственно оказывающего данную услугу - <…>,  начисления на фонд оплаты труда - <…>, амортизация оборудования - <…>, коммунальные услуги - <…>, расходы на мягкий инвентарь - <…>, медикаменты - <…>.

Как следует из вышеуказанного приложения, наибольшую долю в прямых расходах на услугу, а также общей стоимости рассматриваемой платной услуги, составляли расходы на оплату труда основного персонала плюс начисления на фонд оплаты труда, в сумме  <…>, т.е. 75,8% и 51,1% соответственно. 

Вместе с тем, доля расходов на коммунальные услуги в стоимости услуги медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом составляла 5,9%, а в стоимости услуги забора мочи для ХТИ – 14,6%.

Доля расходов на медикаменты в стоимости услуги медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом составляла 2,5%, в стоимости услуги забора мочи для ХТИ – 20,0%.

Следует отметить, что ответчиком не был представлен расчет расходов на коммунальные услуги и расчет расходов на медикаменты, включая их детализацию и цены, при оказании платной услуги медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом.

В целом доля расходов на коммунальные услуги и расходов на медикаменты в сумме в прямых расходах на услугу медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, включая забор мочи для ХТИ, составляла 23,6%, а в общей стоимости рассматриваемой платной услуги - 15,9%.

Таким образом, Комиссия считает, что включение расходов на коммунальные услуги в состав затрат и стоимость медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом и процедуру забора мочи для ХТИ является неправомерным. Включение ответчиком расходов на медикаменты в сумму прямых расходов и общую стоимость осмотра врачом психиатром-наркологом является необоснованным.

В соответствии с пунктом 3.1.6. Методических рекомендаций по расчету цен ДОЗН КО к косвенным расходам (Р косв.) относятся затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:

- оплата труда общеучрежденческого персонала;

- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;

- хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);

- мягкий инвентарь в общеучрежденческих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;

- амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;

- прочие расходы.

 

Размер косвенных расходов (Р косв) ГБУЗ КО «МГБ» в 2018 году на оказание данной платной услуги составил 78,78 руб. и был рассчитан как произведение прямых расходов (Рпр) - 419,04 руб. и коэффициента косвенных расходов (Кк.р.) - 0,188, который в свою очередь был рассчитан как соотношение всех косвенных расходов учреждения за отчетный период (2017 г.) и всех прямых расходов учреждения за отчетный период (2017 г.).

В целом доля косвенных расходов на момент возбуждения дела № 38/А-10-2018  в стоимости медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, включая процедуру забора мочи для ХТИ составляла 12,7%.

Себестоимость услуги (Рс) рассчитывается как сумма прямых расходов (Рпр) и косвенных расходов (Ркосв). Согласно калькуляции себестоимость услуги (расходы учреждения) в 2018 году составляли <…>, в том числе, прямые расходы на единицу оказанных услуг составили <…> и косвенные расходы - <…>.

Пунктом 1.5. Методических рекомендаций по расчету цен ДОЗН КО определено, что прибыль от оказания медицинской услуги (расчетная) представляет собой превышение цены на медицинскую услугу над ее себестоимостью (без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость), размер прибыли не ограничивается и определяется учреждением самостоятельно в зависимости от колебаний спроса и предложения, наличия конкурентных услуг, влияния сезонных факторов.

Общая прибыль учреждения от оказания платной услуги - медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом, включая забор мочи для ХТИ, в 2018 году  составляла <…> или 20%. Прибыль ГБУЗ КО «МГБ» от каждой из составных частей вышеуказанной услуги, а именно: от наркологического осмотра  врачом психиатром-наркологом составляла 20% , от забора мочи ХТИ также - 20%.   

В ходе рассмотрения дела № 38/А-10-2018 о нарушения антимонопольного законодательства ГБУЗ КО «МГБ» был произведен перерасчет стоимости услуги медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ                  (10 групп веществ) на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием на 2019 год и предоставлен в ДОЗН КО для проверки в соответствии Приказом ДОЗН КО от 19.04.2012 г.  № 498.  

Стоимость медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) лиц на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 № 441н, без стоимости медицинского осмотра (освидетельствования) врачом-психиатром, с 13.02.2019 года составила 1818 руб.

Фактическое установление вышеуказанной стоимости на рассматриваемую медицинскую услугу подтверждается Приказом главного врача ГБУЗ КО «МГБ» от 13.02.2019 года № 153/1 и прейскурантом цен на платные медицинские услуги, оказываемые на платной основе сверх территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2019 г. (далее – Прейскурант от 13.02.2019 г.).

Вышеназванный Прейскурант от 13.02.2019 г. был согласован с ДОЗН КО, что подтверждается справкой согласования к проекту данного приказа.

Согласно представленной ГБУЗ КО «МГБ» калькуляции на вышеуказанную платную медицинскую услугу, стоимость медицинского осмотра врачом  психиатром-наркологом с 13.02.2019 года составила – 194,84 руб., стоимость забора мочи для  ХТИ – 137,43 руб., при общей стоимости услуги – 332,27 руб.

Расчет  всех расходов  на проведение платной услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога, включая забор мочи для ХТИ, на наличие противопоказаний к владению оружием по цене, установленной  в ГБУЗ КО «МГБ» с 13.02.2019 года,  представлен в Приложении № 4. 

Анализ информации показанной в Приложении № 4, позволил установить, что ответчик из суммы прямых расходов на единицу оказанной услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога исключил расходы на коммунальные услуги и расходы на медикаменты.

Из суммы прямых расходов на единицу оказанной услуги забора мочи для ХТИ  ГБУЗ КО «МГБ» исключило расходы на коммунальные услуги, а долю расходов на медикаменты снизило на 78,6%.

В целом доля расходов на медикаменты в прямых расходах на услугу медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, включая забор мочи для ХТИ, с 13.02.2019 года  составила 3,6%, а в общей стоимости рассматриваемой платной услуги - 2,3%.

Из анализа сведений, содержащихся в Приложении № 4 следует, что ответчик снизил расходы на единицу оказанной услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога, включая услугу забора мочи для ХТИ,  на оплату труда основного персонала и начисления на фонд оплаты труда, по сравнению с ранее установленными расходами по этим статьям, а именно: на 37,1% и 37,2% соответственно.

Также ГБУЗ КО «МГБ» с 13.02.2019 года значительно снизило доли расходов по  статьям прямых расходов на амортизацию оборудования и мягкий инвентарь в услуге медицинского осмотра врача психиатра-нарколога, включая услугу забора мочи для ХТИ. Так, снижение доли расходов на амортизацию оборудования, по сравнению с ранее установленным нормативом, составило 37,8%, а на мягкий инвентарь – 54,1%.

Комиссией установлено, что доля косвенных расходов в стоимости медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, включая процедуру забора мочи для ХТИ с 13.02.2019 года выросла и составила 20,8%.

Прибыль ГБУЗ КО «МГБ» от оказания услуги медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом после утверждения новой цены на услугу снизилась на 63,4% и составила <…> на единицу оказанной услуги.  

Прибыль  от оказания услуги забора мочи для ХТИ с 13.02.2019 года снизилась на 38,6% и составила <…> на единицу оказанной услуги.             

Расшифровка себестоимости, прибыли и цены платной услуги медицинского осмотра (медицинское освидетельствование) врачом-психиатром-наркологом с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) лиц на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, с Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 № 441н, в ГБУЗ КО «МГБ» за период 2018-2019 годов представлена в таблице.                                                                                                                  

 

                                                                                                                                  Таблица

Наименование услуги

с 21.02.2018 года

с 13.02.2019 года

Себестои-мость услуги, руб.

Прибыль, руб.

Цена услуги (руб.)

Себестои-мость услуги, руб.

Прибыль, руб.

Цена услуги (руб.)

Забор мочи для ХТИ

<…>

<…>

178,7

<…>

<…>

137,4

Проведение

предварительного  ХТИ

<…>

<…>

1378

<…>

<…>

1485,6

Медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом

<…>

<…>

443,5

<…>

<…>

194,8

Итого:

<…>

<…>

2000

<…>

<…>

1818

Медицинский осмотр врачом психиатром

 

 

152,0

 

 

177,0

Итого:

 

 

2152

 

 

1995

На основании данных, представленных в вышеуказанной таблице, Комиссия определила, что цена услуги медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) на наличие противопоказаний к владению оружием, проводимой в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 № 441н, без стоимости медицинского осмотра (освидетельствования) врачом-психиатром, в ГБУЗ КО «МГБ» с 13.02.2019 года снизилась на 9,1%, по сравнению с раннее установленной ценой на данную услугу и составила 1818 руб. При этом себестоимость вышеуказанной платной услуги  снизилась на 6,2%, а общая прибыль от оказанной услуги снизилась на 21,4%.

Согласно сведениям, приведенным в таблице, общее снижение цены на рассматриваемую платную услугу в целом, сопровождалось повышением цены на проведение ХТИ предварительным методом (на 10 групп веществ) на 7,8%. При этом, прибыль ГБУЗ КО «МГБ» от проведения ХТИ предварительным методом снизилась     на 4,8%.

Комиссией выявлено, что снижение стоимости услуги медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) на наличие противопоказаний к владению оружием у ответчика произошло в результате исключения из расходов на услугу медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом расходов на коммунальные услуги и медикаменты, исключения из расходов на услугу забора мочи расходов на коммунальные услуги.  Также причиной снижения общей стоимости на данную платную услугу явилась оптимизация расходов ГБУЗ КО «МГБ», а именно: снижение расходов на оплату труда основного персонала, уменьшение затрат на амортизацию оборудования и мягкий инвентарь, а также уменьшение накладных расходов.  

На основании анализа представленной информации Кемеровским УФАС России выявлено, что стоимость комплексной медицинской услуги в виде медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (на 10 групп веществ),     на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, включая стоимость медицинского осмотра врачом психиатром в ГБУЗ КО «МГБ», установленная с       21.02.2018 г. в размере 2152 руб. и действующая до момента утверждения с 13.02.2019 г. новой цены на данную услугу, является монопольно высокой, значительно превышающей стоимость на аналогичную платную медицинскую услугу в вышеуказанных медицинских учреждениях Кемеровской области и СФО РФ.

Согласно данным, представленным ФГУП «Охрана» Росгвардии (письмо от 26.09.2018 г. № 46/2684), в связи увеличением стоимости услуги медицинского наркологического осмотра с проведением предварительного ХТИ (на 10 групп веществ),     на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, с 21.02.2018 г. до   2152 руб., общая сумма ущерба, нанесенная филиалу ФГУП «Охрана» Росгвардии со стороны  ГБУЗ КО «МГБ» за проведение в первом полугодии 2018 года  25 работникам вышеназванной процедуры  составила 10 050,00 (десять тысяч пятьдесят) рублей.   

Комиссия по рассмотрению дела № 38/А-10-2018  о нарушения антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает доводы  ответчика об отсутствии в действиях ГБУЗ КО «МГБ» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой  цены на платную медицинскую услугу по проведению обязательного медицинского наркологического осмотра (освидетельствования) с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в географических границах Междуреченского городского округа, результатом чего явилось ущемление интересов неопределенно круга потребителей несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ГБУЗ КО «МГБ» по пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Признать Государственное бюджетное  учреждение здравоохранения Кемеровской области «Междуреченская городская больница»  (652878, г. Междуреченск, Кемеровской области,  пр. 50 лет Комсомола, д. 39; ИНН 4214003334) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания монопольно высокой цены на платную медицинскую услугу по проведению обязательного медицинского наркологического осмотра (освидетельствования) с проведением предварительного ХТИ (10 групп веществ) на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в географических границах Междуреченского городского округа, результатом чего явилось ущемление интересов неопределенно круга потребителей.

 

 

Председатель Комиссии:

    

 

 

Члены Комиссии:  

 

 

    

 

 

  

 

  

 

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"
ИНН 4214003334, ОГРН 1024201391884