Определение №09/5204 о возбуждении дела от 16 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«16»  мая  2019г.                                                                                                       г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении Обществом с ограниченной ответственностью «НефроМед» (далее – ООО «НефроМед», 143432, Московская область, город Красногорск, Рабочий поселок Нахабино, улица Институтская, дом 4, офис 301, ОГРН: 1175024029256, дата присвоения ОГРН: 16.10.2017, ИНН: 5024179941, КПП: 502401001) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту –    ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение физического лица (вх. от 22.03.2019 № 1792) о  наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на фасаде здания по адресу: г. Кемерово, пр-т <…>, <…>, следующего содержания: «центр амбулаторного гемодиализа НефроМед выбирая лучшее».

Кемеровским УФАС России была проведена проверка наружной рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам проверки составлен акт № 3 от 27.03.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки).

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования  - товар,  средства  индивидуализации  юридического  лица  и  (или)  товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль,  основанные  на  риске  игры,  пари),  на  привлечение  внимания  к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым  к  вывеске  Законом  Российской  Федерации «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том  числе  несовпадающего  с  наименованием  организации,  также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Учитывая  изложенное  указание  на  здании  в  месте  нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно,  на  такую  информацию  не  распространяются  требования ФЗ «О рекламе».

Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «НефроМед выбирая лучшее» является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Хозяйственную деятельность по адресу: г. Кемерово, пр-т <…>, <…> осуществляет ООО «НефроМед».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ  «О рекламе»,  несёт  рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «НефроМед».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 042/05/5-768/2019  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «НефроМед» (143432, Московская область, город Красногорск, Рабочий поселок Нахабино, улица Институтская, дом 4, офис 301, ОГРН: 1175024029256, дата присвоения ОГРН: 16.10.2017, ИНН: 5024179941, КПП: 502401001) по признакам нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.   Назначить  дело  № 042/05/5-768/2019   к  рассмотрению на 04 июля  2019 года на 10 часов 30 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309 (регистрация участников дела состоится в 10 часов 20 минут в каб. 316).

3. ООО «НефроМед» представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 03 июля 2019г. копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

- свидетельство о государственной регистрации ООО «НефроМед»  в качестве юридического лица;

- договор (иной документ) со всеми приложениями на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы (с указанием период распространения рекламы).

В случае изготовления макетов рекламы сторонней организацией, представить договор на данный вид услуг с этой организацией.

-платежные документы (счета - фактуры, платежные поручения и иные документы), подтверждающие факт оплаты за размещение вышеуказанной рекламы.

Дополнительно  представить письменные пояснение по поводу размещения вышеуказанной рекламы, которая содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

Явка представителя ООО «НефроМед» с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.  

При себе иметь данное определение (копию определения).  

 

Заместитель председателя Комиссии                                                          <…>

Связанные организации

ООО «НефроМед»
ИНН 5024179941, ОГРН 1175024029256