Постановление №09/9780 о назначении административного наказания по делу от 7 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об

административном правонарушении № 042/04/14.38-1216/2021

«05» октября 2021г.                                                            г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 042/04/14.38-1216/2021, возбужденного протоколом от 30.06.2021 в отношении Акционерного общества «Кемеровская транспортная компания» (далее – АО «КТК», юридический адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 51, ОГРН 1174205014224,  Дата присвоения ОГРН 05.06.2017, ИНН 4205355989, КПП 420501001)  по факту совершения правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии защитника АО «КТК» <…> (доверенность от 23.09.2021 № 2),

                                               УСТАНОВИЛА:

27.04.2021 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 042/05/20-2009/2020 о нарушении законодательства о рекламе, вынесено решение о признании АО «КТК» нарушившим требования части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») при распространении рекламы на заднем стекле автобуса МАЗ 105465, государственный регистрационный знак <…>, следующего содержания:

«Айкрафт Оптика пр. Советский, 67, тел. 36-99-34, пр. Кузнецкий, 33Б ТЦ «Я», 2 этаж тел. 76-99-34» (18.11.2020).

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1101, Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

Из ответа ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово (исх. от 08.12.2020 № 1/27-6581), представленного в адрес Кемеровского УФАС России следует, что в соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза  «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легкодоступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

В соответствии с Руководством по эксплуатации МАЗ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: на левой боковой стороне три аварийных легкоразбиваемых окна и на правой боковине – два, имеется окно в задней стенке кузова, в крыше – три аварийных люка.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех микроклиматических района на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменения в конструкцию транспортного средства.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки МАЗ с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части  кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного выше Технического регламента.

В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 8 к Техническому регламенту, не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкций или создание иных препятствий, ограничивающих доступ к аварийным выходам.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Также в материалах дела № 042/05/20-2009/2020 имеется ответ ОАО «Минский автомобильный завод» (производитель автобуса МАЗ 105465), из которого следует, что согласно конструкторской документации в автобусах МАЗ 105465 заднее стекло является аварийным выходом, которое оснащается молотком для развития стекла и обозначается табличкой «Аварийный выход».

По мнению ОАО «Минский автомобильный завод», в случае аварийной ситуации наклеенная на заднее стекло пленка затруднит использование окна в качестве аварийного выхода. Также наклеенная на стекло пленка может изменить коэффициент светопропускания.

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса марки МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

Также в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

Из письменных пояснений АО «КТК» (исх. от 11.03.2021 № 200) следует, что транспортное средство МАЗ 105465, г/н <…> находилось во владении АО «КТК» в соответствии с условиями договора аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № 01-Т-20.

В соответствии с пунктом 3.3.4 договора аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № 01-Т-20, заключенного между МП «УЕЗТУ» и АО «КТК», арендатор (АО «КТК») обязано не допускать размещение рекламы в салонах и снаружи транспортных средств, переданных по настоящему договору.

Таким образом, в данном случае рекламораспространителем является АО «КТК».

Частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия АО «КТК», выразившиеся в нарушении требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на автотранспортном средстве (автобус МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>), создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания, подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей

Время совершения АО «КТК»  административного правонарушения: 18.11.2020.

Место совершения АО «КТК» административного правонарушения: г.Кемерово.

27.05.2021 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 30.06.2021 в 10 часов 00 минут. Уведомление было направлено в адрес АО «КТК» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

30.06.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения защитника АО «КТК» (исх. от 30.06.2021), из которых следует, что эксплуатация указанного транспортного средства производилась в строгом соответствии с требованиями Правил дорожного движения, Технических регламентов, руководство по эксплуатации 5299-3902007 РЭ производителя.

В соответствии с требованиями указанных документов, заднее стекло салона автобуса не является запасным (аварийным) выходом в отличие от боковых стекол салона (оборудованных в обязательном порядке специальными молотками для разбивания/выбивания в случае аварии), вентиляционных (аварийных) люков и т.д., прямо указанных в РЭ.

Как указано в пункте 7.6.2.4 Правил ООН № 107 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М2 и М3 в отношении их общей конструкции», по крайней мере один запасной выход должен быть расположен соответственно либо в задней, либо в передней торцевой части транспортного средства. Для транспортных средств классов I и А это предписание считают выполненным, если установлен аварийный люк, либо, если применяется пункт 7.6.12, с каждой стороны транспортного средств оборудован дополнительный выход, помимо тех, которые указаны в пункте 7.6.1. В транспортном средстве МАЗ 105465, государственный регистрационный номер АО 89642 установлены аварийные люки, соответственно, предписание Правил ООН № 107 по количеству запасных выходов в данном транспортном средстве является выполненным.

При этом, в соответствии с пунктами 2.1.1.1, 2.2.2.1 настоящего документа, «класс I» - транспортные средства, конструкция которых предусматривает места для стоящих пассажиров и позволяет им беспрепятственно перемещаться; «класс А» - транспортные средства, предназначенные для перевозки стоящих пассажиров, транспортное средство этого класса оборудовано сидениями и должно иметь площадку для размещения стоящих пассажиров, то есть, транспортное средство МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>, относится к указанной категории.

Все указанные требования и правила по оборудованию запасными выходами при эксплуатации указанного транспортного средства соблюдены АО «КТК» полностью, в том числе в период размещения рекламы.

Также, в соответствии с требованиями указанных документов, заднее стекло автобуса не предназначено для осуществления обзора водителем при осуществлении управления транспортным средством, кроме того, разделы «Требования к безопасности» и «эксплуатационные ограничения» не содержат каких – либо требований к заднему стеклу автобуса в качестве средства обзора или аварийного выхода. Также пункт 2.5.1 Приложения 5 к Техническому регламенту прямо установлено, что транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида, других требований не установлено.

В соответствии с требованиями пункта 5.1.2.5 ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия», светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади. При условии установки на ТС двух внешних зеркал заднего вида (а таковые установлены на транспортном средстве МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>) светопропускание стекол, обеспечивающих обзор воителя сзади, не нормируется.

Также требованиями действующих нормативных документов, не нормируется светопропускание для стекол, обеспечивающих обзор пассажиров автобуса как участников дорожного движения.

30.06.2021 состоялась процедура составления и подписания протокола № 042/04/14.38-1216/2021 об административном правонарушении в присутствии защитника АО «КТК» <…>, которая письменно пояснила, что с протоколом об административном правонарушении не согласны по основаниям, указанным в прилагаемых возражениях от 30.06.2021.

30.06.2021 определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 042/04/14.38-1216/2021 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела об административном правонарушении на 14.07.2021 в 11 часов 30 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес АО «КТК» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтового отправления имеется в материалах дела). 

14.07.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/04/14.38-1216/2021 об административном правонарушении в присутствии защитника АО «КТК» - <…>.

Рассмотрев материалы дела, заместитель руководителя управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 14.07.2021 рассмотрение дела № 042/04/14.38-1216/2021 об административном правонарушении было отложено на 30.08.2021 в 11 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «КТК» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

30.08.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/04/14.38-1216/2021 об административном правонарушении в присутствии защитника АО «КТК» - <…>.

Рассмотрев материалы дела, заместитель руководителя управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 30.08.2021 рассмотрение дела № 042/04/14.38-1216/2021 об административном правонарушении было отложено на 05.10.2021 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «КТК» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

05.10.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/04/14.38-1216/2021 в присутствии защитника АО «КТК» <…>, который поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, представленных в адрес Кемеровского УФАС России 30.06.2021 (исх. от 30.06.2021 б/н).

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

Действия АО «КТК», выразившиеся в нарушении требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на автотранспортном средстве (автобус МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>)создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания, подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.    

АО «КТК» документально не подтвердило наличие чрезвычайных событий и обстоятельств, не позволивших распространить рекламу с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

АО «КТК» при совершении правонарушения не предвидело возможности наступления негативных последствий своих противоправных действий, хотя должен был и мог их предвидеть, исходя из правил разумности и добросовестности.

Таким образом, у АО «КТК» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

Следовательно, действия АО «КТК», выразившиеся в нарушении требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на автотранспортном средстве (автобус МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>) создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания, следует признать виновными. 

Факт совершения административного правонарушения АО «КТК» подтверждается протоколом № 042/04/14.38-1216/2021 от 30.06.2021 об административном правонарушении, решением от 27.04.2021 по делу № 042/05/20-2009/2020 и другими материалами.

Срок давности привлечения АО «КТК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении АО «КТК» своих публично - правовых обязанностей, что посягает на установленный законодательством РФ порядок в области распространения рекламы.

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.

При рассмотрении данного дела  заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ  перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;  добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).

При этом, пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель руководителя управления приходит к выводу о наличии иных смягчающих вину обстоятельств, таких как факт совершения административного правонарушения АО «КТК» впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО «КТК» за совершение административного правонарушения не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину АО «КТК» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 4 статьи 14.38 КоАП РФ, и назначает административное наказание АО «КТК» в пределах санкции, определенной частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ.   

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать Акционерное общество «Кемеровская транспортная компания» (юридический адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 51, ОГРН 1174205014224,  Дата присвоения ОГРН 05.06.2017, ИНН 4205355989, КПП 420501001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ.

2. Назначить Акционерному обществу «Кемеровская транспортная компания» (юридический адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 51, ОГРН 1174205014224,  Дата присвоения ОГРН 05.06.2017, ИНН 4205355989, КПП 420501001) штраф в размере 200 (двухсот) тысяч рублей.

Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:

Единый казначейский счет 40102810745370000032

ОТДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВО БАНКА РОССИИ//УФК по Кемеровской области - Кузбассу г. Кемерово

Корреспондентский счет (номер казначейского счета) 03100643000000013900

БИК                       013207212

Код бюджетной  классификации (КБК) 16111601141019002140

ИНН                      4207012419

ИНН                      4207012419

КПП                      420501001

ОКТМО                32701000

УИН: 16100500000001130219

Назначение платежа: денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства РФ о рекламе (дело № 042/04/14.38-1216/2021).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен                 не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.    

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

 В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЕМЕРОВСКАЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 4205088927, ОГРН 1054205153441