Решение б/н Решение по делу № 104/А-10-2014 от 21 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 104/А-10-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» апреля 2015 г.                                    г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «15» мая 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя   управления;

  Членов Комиссии:       Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя начальника отдела судебной и правовой работы;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Мамедова Игбала Мамед оглы – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии:

-  заявитель (физическое лицо);

  • *** - представителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по доверенности);
  •  *** -  представителя ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» (по доверенности);
  • *** -  представителя ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» (по доверенности);
  • *** - представителя ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» (по доверенности);
  • *** - представителя ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» (по доверенности),

рассмотрев дело № 104/А-10-2014, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Кемеровская теплосетевая компания» (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, д. 30; ИНН/КПП: 4205243202/420501001) (далее – ОАО «Кемеровская теплосетевая компания») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам рассмотрения заявлений физического лица, поступивших из прокуратуры Заводского района г. Кемерово, а также на личном приеме граждан в приемной Президента Российской Федерации в Кемеровской области, о наличии в действиях ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неправомерном отказе в выдаче технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, по заявке от 01.04.2014 г. и, как следствие, в уклонении от заключения соответствующего договора, Кемеровское УФАС России установило в действиях ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» было выдано предупреждение (исх. № 03/9683 от 03.10.2014 г.) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В установленный срок ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» не исполнило предупреждение Кемеровского УФАС России от 03.10.2014 г., в связи с чем признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в незаключении договора и невыдаче технических условий на подключение, устранены не были.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Кемеровского УФАС России от 15.12.2014 г. № 308 в отношении                 ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» возбуждено дело № 104/А-10-2014 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 17.12.2014 г. (исх. № 03/12698 от 19.12.2014 г.) рассмотрение дела                   № 104/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.01.2015 г.

20.01.2015 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 104/А-10-2014 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 20.01.2015 г. (исх. № 03/424 от 22.01.2015 г.) рассмотрение дела №104/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Определением от 16.03.2015г. (исх. №03/2497 от 19.03.2015 г.) срок рассмотрения дела № 104/А-10-2014 продлен до 17.09.2015 г.

Определением от 26.03.2015 г. (исх. № 03/2773 от 26.03.2015 г.) о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела  № 104/А-10-2014 привлечено Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, г. Кемерово, ул.Институтская, 3) (далее - Ростехнадзор).

Письмом от 26.03.2015 г. (исх. №03/2769) рассмотрение дела № 104/А-10-2014 было назначено  к рассмотрению на 16.04.2015 г.

Письмом от 14.04.2015 г. (исх. №03/3491) рассмотрение дела № 104/А-10-2014 было перенесено с 16.04.2014 г. на 28.04.2015 г.

На рассмотрении дела № 104/А-10-2014, состоявшемся 28.04.2015 г., представители ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» нарушения требований антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях общества не признали, по существу дела №104/А-10-2014 пояснили, что в связи с отсутствием технической возможности подключения к системе теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» было вынуждено отказать заявителю в заключении договора на подключение.

Отсутствие технической возможности в связи с недостаточной пропускной способностью сетей подтверждается пьезометрическими графиками. Кроме того, отсутствие технической возможности подключения в перспективе дополнительной тепловой нагрузки к тепловым сетям, подключенным к КРП-59 квартала № 59 Заводского района г. Кемерово в размере 0,03 Гкал/час, подтверждается выводами Экспертного заключения, составленного ОАО «Сибирский инженерно-аналитический центр».

В случае устранения технических ограничений для подключения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, дополнительно необходимо строительство отдельной теплотрассы, что требует от общества значительных затрат.

При этом, по мнению представителей ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», объект капитального строительства по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, не может находиться в радиусе эффективного теплоснабжения источников централизованного теплоснабжения, а также в зоне эксплуатационной ответственности ОАО «Кемеровская теплосетевая компания».

Кроме того, представители ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» указали, что до настоящего времени на территории г. Кемерово не утверждена схема теплоснабжения, которая бы позволила определить развитие системы теплоснабжения в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель.

Представитель Ростехнадзора, присутствующий на рассмотрении дела                        № 104/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, сообщил, что в марте 2014 г. инспектором Ростехнадзора по обращению заявителя проводилась проверка действий ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в части отказа в выдаче технических условий на подключение строящегося объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, в связи с отсутствием технической возможности подключения, по результатам которой было установлено, что отказ ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» является неправомерным.

Также представитель Ростехнадзора пояснил, что дефицит пропускной способности трубопроводов распределительных тепловых сетей и тепломагистрали 2 Ду800, на который ссылается ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», не соответствует действительности, поскольку для тепломагистрали 2 Ду800 нагрузка 0,1 Гкал/час является незначительной, а распределительные тепловые сети проектируются с некоторым запасом, и предполагаемая нагрузка 0,1 Гкал/час (фактически не более 0,03 Гкал/час) никак не повлияет на гидравлический режим распределительных сетей в районе пер. Щегловский, какую бы точку подключения теплоснабжающая организация не выбрала.

Кроме того, представитель Ростехнадзора указал, что невозможно признать Экспертное заключение № 2 «Определение возможности подключения перспективной тепловой нагрузки к тепловым сетям, подключенным к КРП-59 квартала №59 Заводского района г. Кемерово», в качестве допустимого доказательства, в связи с тем, что                    ОАО «Сибирский инженерно-аналитический центр» входит в одну группу лиц с                   ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» и не может являться незаинтересованным лицом.

Заявитель требования, изложенные в заявлении, поддержала, указав, что               ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» злоупотребляет своим доминирующим положением на товарном рынке и в нарушение требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения до настоящего времени уклоняется от выдачи технических условий на подключение строящегося объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, что ущемляет ее интересы и лишает права на заключение договора подключения к системе теплоснабжения, а, следовательно, и на централизованное теплоснабжение дома, при этом затягиваются сроки введения дома в эксплуатацию, в связи с чем она вынуждена нести дополнительные затраты на аренду жилья.

Заявитель также ходатайствовала о выдаче ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» предписания о понуждении выдачи технических условий на подключение к системе теплоснабжения принадлежащего ей объекта капитального строительства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27 (свидетельство о государственной регистрации права серия <...> АД № 312042 от 09.04.2013 г.).

16.07.2013 г. Администрацией г. Кемерово заявителю выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу:                       г. Кемерово, пер. Щегловский, 27.

03.09.2013 г. с целью подключения строящегося индивидуального жилого дома на указанном участке (далее – строящегося жилого дома) заявитель направила в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» заявку на выдачу технических условий на подключение строящегося дома.

Письмом от 18.09.2013 г. № 79-113-33с/1556 ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» на заявку заявителя ответило отказом, указав на отсутствие тепловых сетей общества в месте расположения строящегося жилого дома.

27.09.2013 г. заявителем в адрес администрации г. Кемерово был направлен запрос о наличии тепловых сетей в месте расположения строящегося жилого дома.

Согласно ответу администрации г. Кемерово от 04.10.2013 г. № 05-03-08/4875 для заключения договора о подключении и получении технических условий на присоединение к существующим инженерным сетям г. Кемерово в части теплоснабжения строящегося жилого дома, необходимо обратиться в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания».

21.11.2013 г. заявитель повторно обратилась в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» с заявкой на выдачу технических условий на подключение вышеуказанного строящегося жилого дома к системе теплоснабжения.

Письмом от 11.12.2013 г. № 79-113-33с/2229 ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» на заявку заявителя от 21.11.2013 г. ответило отказом, указав на отсутствие технической возможности подключения строящегося жилого дома, а также на отсутствие всех необходимых сведений в заявке.

15.02.2014 г. заявитель обратилась в адрес Ростехнадзора за заключением о правомерности отказа ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в выдаче технических условий на подключение к системе теплоснабжения строящегося индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, с максимальной тепловой нагрузкой 0,1 Гкал/ч, в связи с отсутствием технической возможности.

Из ответа Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 1-15-08/2631 следует, что отказ                ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в выдаче технических условий на подключение к системе теплоснабжения строящегося индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, с максимальной тепловой нагрузкой 0,1 Гкал/ч (фактически не более 0,03 Гкал/час), в связи с отсутствием технической возможности неправомерен.

01.04.2014 г. заявитель обратилась в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» с заявкой на подключение строящегося индивидуального жилого дома к системе теплоснабжения, приложив к заявке копию ответа Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 1-15-08/2631. Согласно данной заявке заявитель просила ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» определить и предоставить технические условия и информацию о плате за подключение строящегося индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, к системе теплоснабжения.

ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» письмом от 21.04.2014 г. (согласно штампу на конверте отправлено 30.04.2014 г.), направленным в адрес заявителя, указало на отсутствие резерва пропускной способности в тепловых сетях и невозможность заключения договора до утверждения схемы теплоснабжения г. Кемерово и инвестиционной программы развития системы теплоснабжения ОАО «Кемеровская теплосетевая компания».

В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно сведениям, представленным ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в адрес Кемеровского УФАС России (письмо от 07.04.2015 № б/н), общество владеет сетями инженерно-технического обеспечения на основании договоров аренды муниципального имущества г. Кемерово № 13/515 от 28.06.2013 г., № 13/519 от 28.08.2013 г.

В  соответствии с указанными договорами ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» были переданы во временное возмездное владение и пользование муниципальное имущество – участки тепловых сетей и недвижимое имущество, предназначенные для обеспечения предоставления услуг по теплоснабжению потребителей г. Кемерово, в том числе сети, расположенные в квартале 59 района ФПК.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – РЭК КО) от 20.12.2013 № 651 на 2014 г. для ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» были установлены тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» на потребительском рынке города Кемерово и Кемеровского муниципального района.

Постановлением РЭК КО от 18.12.2014 № 964 на 2015 г. ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» были установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» на потребительском рынке города Кемерово и Кемеровского муниципального района.

Таким образом, ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» является теплоснабжающей организацией на территории г. Кемерово.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о теплоснабжении и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83  утверждены Правила определения технических условий (далее – Правила № 83), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения и отношения, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 83 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013г. № 1314, действовавшей на момент подачи заявки заявителя от 01.04.2014 г. в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания») в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Согласно пункту 7 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления.

Из ответа администрации г. Кемерово от 04.10.2013 г. № 05-03-08/4875, направленного на запрос заявителя, для заключения договора о подключении и получении технических условий на присоединение к существующим инженерным сетям  г. Кемерово в части теплоснабжения строящегося жилого дома, ей необходимо обратиться в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания».

Таким образом, заявитель правомерно направила заявку на подключение к системе теплоснабжения в адрес ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», на которую возложена обязанность по рассмотрению такой заявки.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса от правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Следовательно, ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», получив 01.04.2014 г. от заявителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, содержащую все необходимые сведения, предусмотренные Правилами № 83, а также заключение Ростехнадзора от 24.03.2014 г. о неправомерности отказа ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» в выдаче технических условий в связи с отсутствием технической возможности, обязано было не позднее 24.04.2014 г. определить и предоставить                заявителю технические условия и информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Однако, 30.04.2014 г. ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» направило в адрес заявителя письмо от 21.04.2014 г., в котором в очередной раз сообщало о невозможности заключения договора на подключение к системе централизованного теплоснабжения. 

С учетом пояснений представителя Ростехнадзора, а также заключения Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 1-15-08/2631, довод ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» об отсутствии технической возможности подключения объекта капитального строительства признан Комиссией несостоятельным.

Комиссия также соглашается с доводом представителя Ростехнадзора об отсутствии независимости ОАО «Сибирский инженерно-аналитический центр», проводившего экспертизу по установлению технической возможности подключения объекта заявителя к системе теплоснабжения, так как общество входит в одну группу лиц с ответчиком (что подтверждается информацией, размещенной на сайте ООО «Сибирская Генерирующая Компания»).

Кроме того, в Приложении № 7 Экспертного заключения № 2 «Определение возможности подключения перспективной тепловой нагрузки к тепловым сетям, подключенным к КРП-59 квартала №59 Заводского района г. Кемерово», подготовленного ОАО «Сибирский инженерно-аналитический центр» по заказу ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», содержатся Исходные данные по нагрузкам теплопотребителей от КРП-59, которые использовались в расчетах, приведенных в экспертном заключении, в соответствии с которыми нагрузка для объекта по адресу: пер. Щегловский, 27, составляет 0,1133 Гкал/ч, тогда как в заявке заявителя максимальная тепловая нагрузка составляла 0,1 Гкал/ч, а по данным Ростехнадзора фактическая тепловая нагрузка составит не более 0,03 Гкал/ч.

Данное обстоятельство может свидетельствовать о неверных расчетах, приведенных в экспертном заключении ОАО «Сибирский инженерно-аналитический центр».

Довод ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» о невозможности подключения объекта заявителя к системе теплоснабжения, в том числе в связи с отсутствием утвержденной схемы теплоснабжения г. Кемерово, также отклонен Комиссией, так как само по себе отсутствие схемы теплоснабжения не освобождает теплоснабжающую организацию от обязанностей по рассмотрению заявок на подключение к системе теплоснабжения и осуществлению мероприятий по подключению.

При этом отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения свидетельствует и об отсутствии расчета радиуса эффективного теплоснабжения в г. Кемерово, так как его расчет должен содержаться в схеме теплоснабжения (часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении), что также свидетельствует о необоснованности довода                              ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» о том, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, находиться не в радиусе эффективного теплоснабжения источников централизованного теплоснабжения г. Кемерово.

Необходимо отметить, что предоставление теплоснабжающей организацией технических условий на подключение к системе теплоснабжения является первоначальной стадией процедуры подключения объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Так, в соответствии с пунктом 15 Правил № 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Следовательно, следующей стадией подключения (после получения технических условий) является заключение договора на подключение.

Получение заявителем технических условий свидетельствует о возможности подключения к системе теплоснабжения и заключения соответствующего договора. А отказ теплоснабжающей организации от их выдачи в связи с отсутствием технической возможности исключает возможность заключения договора на подключение и последующее подключение объекта к системе теплоснабжения.

Учитывая вышеизложенное, уклонение теплоснабжающей организации                        ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» от выдачи технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, принадлежащего заявителю, фактически влечет отказ в заключении договора на подключение к системе теплоснабжения, в связи с чем указанный отказ рассматривается Комиссией как уклонение теплоснабжающей организации от заключения договора на подключение.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Поскольку ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» является единственной организацией, эксплуатирующей тепловые сети в районе расположения земельного участка, принадлежащего заявителю, в условиях отсутствия утвержденных схем теплоснабжения города Кемерово в установленном законом порядке процедура подключения к системе теплоснабжения (выдача технических условий и заключение договора на подключение к системе теплоснабжения) строящегося жилого дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, является публичной для ОАО «Кемеровская теплосетевая компания». При наличии технической возможности подключения отказ теплоснабжающей организации от подключения к системе теплоснабжения не допускается.

Таким образом, действия ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» по отказу заявителю в выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства (г. Кемерово, пер. Щегловский, 27) противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» осуществляет теплоснабжение потребителей г. Кемерово, включая, в том числе деятельность по передаче тепловой энергии, что подтверждается в том числе наличием соответствующих тарифов, утверждаемых ежегодно РЭК КО.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении  передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Обязательство по передаче тепловой энергии возникает у теплосетевой организации только после осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления подключения к системе теплоснабжения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением к системе теплоснабжения, услуги по осуществлению мероприятий по подключению к системе теплоснабжения оказываются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя (подключение к системе теплоснабжения является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии). Возможность заключения договора на передачу тепловой энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для теплосетевой организации договора на подключение к системе теплоснабжения.

Следовательно, услуги по осуществлению подключения к системе теплоснабжения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловым сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему теплопотребляющие установки.

Услуги по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой системой теплоснабжения в городе Кемерово.

Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», выразившиеся в необоснованном отказе (уклонении) от предоставления заявителю технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, в период с сентября 2013 г. по апрель 2015 г. (в том числе по заявке от 01.04.2015 г.), результатом которых явилось ущемление интересов заявителя, квалифицированы Комиссией как злоупотребление ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии и является  нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая ходатайство заявителя о выдаче ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а также то, что на момент рассмотрения дела № 104/А-10-2014 нарушение антимонопольного законодательства ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» не устранено, Комиссия считает необходимым в рамках своих полномочий выдать обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Сведений о материальном ущербе, причиненном заявителю вследствие нарушения ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» антимонопольного законодательства, в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

1. Признать ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством злоупотребления доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, выразившегося в отказе (уклонении) ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» от предоставления заявителю технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, расположенного по адресу:                     г. Кемерово, пер. Щегловский, 27, в период с сентября 2013 г. по апрель 2015 г. (в том числе по заявке от 01.04.2015 г.), результатом чего явилось ущемление интересов             заявителя.

2. Выдать ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель комиссии                                                                                         Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                                      Л.И. Ланцман                                               

Г.Н. Ананьева

И.М.о. Мамедов

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны