Решение №09/1132 по делу от 6 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«28» января 2020г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<…> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<…> - |
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
|
<...>- |
специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело № 042/05/5-2282/2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес регистрации: <…>) при распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ИП <…> <…> (доверенность № 55 АА 2295166 от 20.11.2019),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Администрации г. Кемерово (вх. от 07.10.2019 № 6055), а также обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (вх. от 25.10.2019 № 6422) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, следующего содержания:
- «Букетная лавка Чем круче букет, тем ниже поцелуй. 9 роз 270 руб. <…>».
Частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
20.12.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-2282/2019 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 28.01.2020 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, а также в адрес Администрации г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
22.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. б/н от 22.01.2020), из которых следует, что размещая спорную рекламу не преследовалось целей нарушить требования ФЗ «О рекламе» и вложить в рекламный слоган двойной смысл. Более того, отделом маркетинга до момента размещения рекламы было проведено исследование на предмет каких – либо нарушений (наличие бранных слов, непристойных образом, сравнений и выражений, в том числе пола, расы и прочего), в результате которого не было выявлено прецедентов по данным случаям.
Слоган «Чем круче букет, тем ниже поцелуи» не является авторским произведением, а взят из рекламных материалов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. Размещая данный слоган, не преследовалось цели вложить в него двойной смысл. В связи с возникшим недопониманием ИП <…> принято решение изменить спорный слоган, чтобы исключить в дальнейшем возможность его двойного толкования.
28.01.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-2282/2019 в присутствии представителя ИП <…> <…> (доверенность № 55 АА 2295166 от 20.11.2019), который пояснил, что не видит никакого двойного смысла в спорной рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Администрации г. Кемерово (вх. от 07.10.2019 № 6055), а также обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (вх. от 25.10.2019 № 6422) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, следующего содержания:
- «Букетная лавка Чем круче букет, тем ниже поцелуй. 9 роз 270 руб. <…>».
В рамках поступивших обращений Кемеровским УФАС России был проведен плановый осмотр рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам составлен Акт № 10 осмотра наружной рекламы от 11.10.2019 и установлено, что по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, размещена реклама вышеуказанного содержания.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, основанный на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. Очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
25.11.2019 спорная реклама была рассмотрена на заседании Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, в рамках рассмотрения которого Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 12 человек) был задан следующий вопрос:
-Как Вы считаете, содержится ли в данной рекламе непристойный и оскорбительный образ, сравнение, выражение?
Решение членов экспертного совета по рекламе (да – 6 чел.; нет – 6 чел.; свой вариант – 0).
В связи с изложенным, Кемеровским УФАС России было принято решение о направлении запроса в адрес кафедры русского языка КемГУ о даче заключения на основе социологического исследования и опроса по факту распространения указанной рекламы.
16.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило заключение специалиста № 04/2019 от 16.12.2019, в соответствии с которым кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Кемеровского государственного университета, прошедшая повышение квалификации по программе «Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога – практика» провела лингвистическое исследование согласно запросу Кемеровского УФАС России от 26.11.2019 № 09/11996.
Место производства исследования: г. Кемерово, ул. Красная, 6, 5 корпус, аудитория 212.
Время производства исследования: 10.12.2019 – 16.12.2019.
Методы исследования: контекстуальный анализ спорного рекламного текста.
Лингвосоциологический опрос, участниками которого стали граждане разного пола, возраста (достигшие 18 лет) и профессии, общее число которых составило 100 человек.
На разрешения специалиста поставлен следующий вопрос: содержатся ли в данной рекламе непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения?
Результаты проведенного опроса показали, что большинство граждан (79%) воспринимают рекламную фразу «чем круче букет, тем ниже поцелуй» как неприличную, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
В соответствии с представленным в адрес Кемеровского УФАС России кассовым чеком, деятельность по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1 (Букетная лавка) осуществляет ИП <…>.
Частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В нарушение данной правовой нормы большинство граждан (79%) воспринимают рекламную фразу «чем круче букет, тем ниже поцелуй» как неприличную, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП <…>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>) нарушившей требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы, которая ассоциируется у потребителей как неприличная, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
2. Выдать индивидуального предпринимателю <…> (адрес регистрации: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «05» февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.