Решение №09/1132 по делу от 6 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«28» января 2020г.                                                                                        г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<...>-

специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/05/5-2282/2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес регистрации: <…>)   при распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ИП <…> <…> (доверенность № 55 АА 2295166 от 20.11.2019),                 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Администрации г. Кемерово (вх. от 07.10.2019 № 6055), а также обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (вх. от 25.10.2019 № 6422) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, следующего содержания:

- «Букетная лавка Чем круче букет, тем ниже поцелуй. 9 роз 270 руб. <…>».

Частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

  20.12.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-2282/2019 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 28.01.2020 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, а также в адрес Администрации г. Кемерово  заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

22.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. б/н от 22.01.2020), из которых следует, что размещая спорную рекламу не преследовалось целей нарушить требования ФЗ «О рекламе» и вложить в рекламный слоган двойной смысл. Более того, отделом маркетинга до момента размещения рекламы было проведено исследование на предмет каких – либо нарушений (наличие бранных слов, непристойных образом, сравнений и выражений, в том числе пола, расы и прочего), в результате которого не было выявлено прецедентов по данным случаям.

Слоган «Чем круче букет, тем ниже поцелуи» не является авторским произведением, а взят из рекламных материалов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. Размещая данный слоган, не преследовалось цели вложить в него двойной смысл. В связи с возникшим недопониманием ИП <…> принято решение изменить спорный слоган, чтобы исключить в дальнейшем возможность его двойного толкования.

28.01.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-2282/2019 в присутствии представителя ИП <…> <…> (доверенность № 55 АА 2295166 от 20.11.2019), который пояснил, что не видит никакого двойного смысла в спорной рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Администрации г. Кемерово (вх. от 07.10.2019 № 6055), а также обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (вх. от 25.10.2019 № 6422) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, следующего содержания:

- «Букетная лавка Чем круче букет, тем ниже поцелуй. 9 роз 270 руб. <…>».

В рамках поступивших обращений Кемеровским УФАС России был проведен плановый осмотр рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам составлен Акт № 10 осмотра наружной рекламы от 11.10.2019 и установлено, что по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1, размещена реклама вышеуказанного содержания.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, основанный на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. Очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

25.11.2019 спорная реклама была рассмотрена на заседании Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, в рамках  рассмотрения которого Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 12 человек) был задан следующий вопрос:

-Как Вы считаете, содержится ли в данной рекламе непристойный и оскорбительный образ, сравнение, выражение?

Решение членов экспертного совета по рекламе (да – 6 чел.; нет – 6 чел.; свой вариант – 0).

В связи с изложенным, Кемеровским УФАС России было принято решение о направлении запроса в адрес кафедры русского языка КемГУ о даче заключения на основе социологического исследования и опроса по факту распространения указанной рекламы.

16.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило заключение специалиста № 04/2019 от 16.12.2019, в соответствии с которым кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Кемеровского государственного университета, прошедшая повышение квалификации по программе «Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога – практика» провела лингвистическое исследование согласно запросу Кемеровского УФАС России от 26.11.2019 № 09/11996.

Место производства исследования: г. Кемерово, ул. Красная, 6, 5 корпус, аудитория 212.

Время производства исследования: 10.12.2019 – 16.12.2019.

Методы исследования: контекстуальный анализ спорного рекламного текста.

Лингвосоциологический опрос, участниками которого стали граждане разного пола, возраста (достигшие 18 лет) и профессии, общее число которых составило 100 человек.

На разрешения специалиста поставлен следующий вопрос: содержатся ли в данной рекламе непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения?

Результаты проведенного опроса показали, что большинство граждан (79%) воспринимают рекламную фразу «чем круче букет, тем ниже поцелуй» как неприличную, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.

В соответствии с представленным в адрес Кемеровского УФАС России кассовым чеком, деятельность по адресу г. Кемерово, ул. Весенняя, 26/1 (Букетная лавка) осуществляет ИП <…>.

Частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В нарушение данной правовой нормы большинство граждан (79%) воспринимают рекламную фразу «чем круче букет, тем ниже поцелуй» как неприличную, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.       

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>)  нарушившей требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы, которая ассоциируется у потребителей как неприличная, поскольку она актуализирует тему сексуальных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.       

2. Выдать индивидуального предпринимателю <…> (адрес регистрации: <…>)  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «05» февраля 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны