Решение №11/11914 от 02.12.2014 г Решение по жалобе № 89/11-18.1-2014 от 4 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 89/11-18.1-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» ноября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «02» декабря 2014 г.                             г. Кемерово


     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

 Председатель Комиссии:

Кухарская Н. Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Ланцман Л.И. – и.о начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

 

Кириллова И.Г. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

 

Наумова В.В. – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

- <…> – представителя Управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка;

- <…> – представителя Управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка;

- <…> – индивидуального предпринимателя;

- <…> – индивидуального предпринимателя,

рассмотрев в порядке, установленном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу индивидуальных предпринимателей г. Новокузнецка и материалы по жалобе № 89/11-18.1-2014,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

     17.11.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба индивидуальных предпринимателей г. Новокузнецка на действия заказчика управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка (далее – УТС г. Новокузнецка) при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа.

     По мнению заявителей, нарушение выразилось в установлении в конкурсной документации № 01/2014, № 02/2014 о проведении открытого конкурса незаконных критериев оценки заявок участников конкурса, касающихся:

     - года выпуска транспортного средства;

     - наличия опыта по осуществлению пассажирских перевозок.

     Кроме того, заявители считают, что УТС г. Новокузнецка указав в лоте № 2 (маршруты № 27, № 345) и лоте № 3 (маршруты № 5, № 60, № 61) количество транспортных средств – 39 единиц для лота № 2 и 40 единиц для лота № 3 препятствует индивидуальным предпринимателям участвовать в конкурсе.

     Уведомлением от 20.11.2014 г. № 11/11472 рассмотрение жалобы индивидуальных предпринимателей г. Новокузнецка было назначено на 25.11.2014 г. на 11 часов 00 минут.

     На заседании Комиссии, состоявшемся 25.11.2014 г., был объявлен перерыв до 27.11.2014 г. до 15 часов 00 минут.

     Представители УТС г. Новокузнецка пояснили, что заказчик вправе включать в конкурсную документацию требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к квалификации участников закупки, к его деловой репутации и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребности заказчика.

     Представители индивидуальных предпринимателей поддержали доводы, изложенные в жалобе, и дополнительно пояснили, что включив указанные критерии и требования в конкурсную документацию, УТС г. Новокузнецка создало для участников неравные условия, что могло привести к ограничению конкуренции при проведении конкурса.

     Изучив имеющиеся материалы по жалобе  № 89/11-18.1-2014, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     15.09.2014 г. на официальном сайте администрации города Новокузнецка www.admnkz.info размещена конкурсная документация № 01/2014 (лот № 2) и конкурсная документация № 02/2014 (лот № 3) о проведении УТС г. Новокузнецка конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа.

     Дата и время окончания срока подачи заявок – 12.11.2014г. 14:00, дата вскрытия конвертов – 13.11.2014 г., рассмотрение заявок – 25.11.2014 г., подведение итогов конкурса – 26.11.2014 г.

     Для участия в открытом конкурсе поступили заявки от следующих лиц:

     - лот № 2 (№ 01/2014) – ООО «АТП «Барс», ООО «ГК «Профи»;

     - лот № 3 (№ 02/2014) – ООО «АТП «Барс», ООО «ГК «Профи», ИП Макаров

     Рассмотрение и оценка поданных заявок конкурсной комиссией УТС г. Новокузнецка не проводились.   

     Предметом открытого конкурса является право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа.

     В приложении № 1 к конкурсным документациям № 01/2014, № 02/2014 установлены условия (критерии) и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

     - в разделе «оценка транспортных средств» установлен критерий, определяющий год выпуска транспортного средства (1 год – 100 баллов, 2 года – 80 баллов, 3 года  - 60 баллов, 4 года  - 60 баллов, 5 лет – 20 баллов, 6 лет и выше – 0 баллов):

     - в разделе «наличие у участника опыта по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на заявленном маршруте» установлен критерий опыта работы по указанной деятельности (5 и более лет – 50 баллов, 4 года  - 40 баллов, 3 года – 30 баллов, 2 года – 20 баллов, 1 год – 10 баллов, нет опыта- 0 баллов).

     В приложении № 3 к конкурсным документациям № 01/2014, № 02/2014 указаны номера маршрутов, объединенных в лот № 3 и лот № 2, а также количество транспортных средств, необходимых для предоставления услуг по перевозке пассажиров в сутки по указанным лотам, а именно:

     - для лота № 3 – 40 единиц;

     - для лота № 2 – 39 единиц.

     Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы заявителей о незаконном установлении критериев оценки заявок, касающихся года выпуска транспортного средства, а также опыта работы по осуществлению пассажирских перевозок являются необоснованными по следующим основаниям:

     На основании подпункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

     Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения.

     Вместе с тем, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.

     Положениями статей 1, 3, пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан как основной задачи по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов в границах городского округа.

     Регулирование безопасности дорожного движения является одной из мер, направленной на защиту жизни, здоровья, имущества граждан, их прав и законных интересов. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественные и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.

     Органы местного самоуправления могут контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения. В связи с чем, органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут выбирать перевозчиков для осуществления городских пассажирских перевозок на основании конкурса.

     В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 45 Устава города Новокузнецка, утвержденного постановлением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117, в пределах своих полномочий администрация города создает, в том числе условия для предоставления транспортных услуг населению, утверждает маршруты и графики движения городского транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории городского округа.

     В целях удовлетворения потребностей населения г. Новокузнецка в качественных услугах по перевозке пассажиров на маршрутах Новокузнецкого городского округа, повышения безопасности дорожного движения, обеспечения справедливого отбора перевозчиков Постановлением администрации города Новокузнецка от 18.11.2013 г.    № 191 утверждено Положение о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа (далее — Положение № 191).

     Пунктом 1.5 Положения № 191 установлено, что организатором конкурса является управление по транспорту и связи администрации города Новокузнецка.

     Пунктами 3.2, 3.3 Положения об управлении по транспорту и связи администрации города Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 08.07.2009 № 29, УТС г. Новокузнецка является единым заказчиком транспортных услуг, организует и проводит конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта. Заключает договоры на транспортное обслуживание населения, в том числе путем размещения муниципального заказа, с организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и индивидуальными предпринимателями, утверждает графики и маршруты движения городского и пригородного транспорта.

     Пунктом 4.3 Положения № 191 установлено, что конкурсная документация должна содержать, в том числе условия (критерии) и порядок оценки заявок на участие в конкурсе и определения победителя конкурса. В случае использования нескольких критериев оценки заявок на участие в конкурсе по каждому из них должна быть установлена оценочная шкала в баллах.

     Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к компетенции администрации. Администрация в пределах своих полномочий вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса. Критерии установлены непосредственно организатором конкурса - администрацией.

     Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией и с законодательством вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса.

     Таким образом, критерий о годе выпуска транспортного средства, а также критерий о наличии опыта работы по осуществлению пассажирских перевозок, не направлены на исключение индивидуальных предпринимателей из числа участников конкурса.

     В конкурсе могут участвовать лица, имеющие транспортные средства разных годов выпуска. Чем год выпуска транспортного средства меньше, тем больше баллов получает участник.   

     Кроме того, в конкурсе могут участвовать как лица, у которых был ранее заключен договор с администрацией на осуществление пассажирских перевозок, так и лица, у которых не было договорных отношений с организатором конкурса. Наличие у участника опыта по осуществлению пассажирских перевозок прибавляет баллы участнику, отсутствие - уменьшает.

     Указанные критерии направлены на стимулирование перевозчиков в повышении качества услуг по перевозке пассажиров, а также являются способом упорядочения транспортного обслуживания населения города путем привлечения к осуществлению перевозок наиболее квалифицированных перевозчиков, следовательно не могут быть расценены Комиссией Кемеровского УФАС России, как направленные на ограничение, недопущение конкуренции.

     Какой-либо дискриминации при установлении таких критериев по отношению к индивидуальным предпринимателям Комиссия Кемеровского УФАС России не усмотрела.

     Индивидуальные предприниматели считают, что указанное в приложении № 3 к конкурсным документациям № 01/2014, № 02/2014 количество транспортных средств, необходимых для предоставления услуг по перевозке пассажиров в сутки по лоту № 2 (39 единиц) и лоту № 3 (40 единиц) не позволяют им участвовать в конкурсе.

      Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что довод заявителей является необоснованным по следующим основаниям:

     Указанное в лоте № 2 и лоте № 3 количество транспортных средств (39 и 40 единиц соответственно) связано с объединением в один лот нескольких маршрутов и необходимо для качественного и бесперебойного обслуживания данных маршрутов.

     Объединение в один лот открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, отдельных маршрутов является правомерным, поскольку формирование спорных лотов было осуществлено по территориальному принципу и принципу объединения рентабельного и малорентабельного маршрутов для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции администрации, в целях бесперебойного транспортного сообщения по малорентабельному маршруту, соблюдения баланса интересов городского округа и перевозчиков.

     Под территориальным принципом понимается объединение маршрутов по следующим показателям: отправной точки начала движения, прохождения маршрутов по идентичным районам города, предоставления выбора альтернативного транспорта для пассажиров, удобство владельцев автобусов, осуществления контроля работы подвижного состава на маршрутах.

     В основу принципа объединения маршрутов рентабельных и малорентабельных положен показатель доходности от осуществления перевозки пассажиров, который в свою очередь, зависит от количества перевезенных пассажиров (пассажиропоток).

      Так, при объединении нескольких маршрутов в один лот, например в лот № 2, организатором конкурса учтен пассажиропоток на маршрутах № 27 и № 345. Количество пассажиров, перевезенных одним автобусом за сутки по маршруту № 27, составляет 1756 человек, а по маршруту № 345 – 9340 человек. В связи с чем, организатором конкурса принято решение об объединении указанных маршрутов в один лот.

     Аналогичным образом сформирован лот № 3. (маршруты № 5, № 60, № 61). Количество пассажиров, перевезенных одним автобусом за сутки, по маршруту № 5  составляет 10683 человека, по маршруту № 60 – 378 человек, по маршруту № 61 – 2284 человека.

     Таким образом, формирование лотов № 2, № 3 по принципу объединения различных маршрутов позволяет органу местного самоуправления сформировать лот таким образом, чтобы конкурс состоялся по каждому маршруту, а каждый лот предполагал возможность извлечения прибыли, отвечающей целям предпринимательской деятельности, с минимально возложенными обременениями, с одной стороны исполнению социально значимой функции перевозки населения на всей территории муниципального образования, не создавая при этом необоснованных препятствий и преимуществ отдельным участникам конкурса, с другой стороны. Следовательно, действия УТС г. Новокузнецка по указанию 39 и 40 единиц транспортных средств в лоте № 2 и лоте № 3 соответственно, являются обоснованными и правомерными.    

     С учетом изложенного, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что критерии оценки победителя конкурса не устанавливают для перевозчиков какого-либо ограничения на участие в открытом конкурсе, не ставят определенных участников конкурса в преимущественное положение, гарантирующее победу в конкурсе, поскольку определение победителя осуществляется по нескольким критериям, в равной степени относящимся ко всем участникам конкурса; победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект; оспариваемые критерии способствуют достижению целей организации транспортного обслуживания населения городского округа и направлены на повышение безопасности дорожного движения, улучшение качества (комфортности) обслуживания пассажиров и оказываемых частными перевозчиками услуг.

     Руководствуясь частью 20 статьей 18.1 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

     Признать жалобу индивидуальных предпринимателей города Новокузнецка на действия заказчика управления по транспорту и связи администрации города Новокузнецка при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть Новокузнецкого городского округа, необоснованной.

Председатель Комиссии:

Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:

Л.И. Ланцман

 

Ю.А. Полякова

 

И.Г. Кириллова

 

В.В. Наумова

 

 

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны