Решение №11/1436 от 19.02.2015 г. Решение по жалобе № 11/11-18.1-2015 от 20 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 11/11-18.1-2015

Резолютивная часть решения оглашена «16» февраля 2015 г.                        г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «19» февраля 2015 г.
 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов Комиссии:

Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

 

Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Наумовой Валерии Валерьевны – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Кирилловой Ирины Геннадьевны – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

 

 

при участии:

     - <…> – представителя САО «ВСК», доверенность <…>;

     - <…> – представителя муниципального казенного предприятия города Новокузнецка «Автотранспорт медицины», доверенность <…>;

     - <…> – представителя ОАО «СОГАЗ», доверенность <…>,

 

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») и материалы жалобы № 11/11-18.1-2015,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

     06.02.2015г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба САО «ВСК» на действия заказчика – муниципального казенного предприятия города Новокузнецка «Автотранспорт медицины» (далее – МКП «АВМ») при проведении открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 31401901135 от 31.12.2014 г. размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru).

     По мнению заявителя, заказчиком конкурса был нарушен порядок оценки заявок участников конкурса и, как следствие, порядок определения победителя.

     Уведомлением от 09.02.2015 г. № 11/1005 рассмотрение жалобы было назначено на 16.02.2015 г. на 15 часов 00 минут.

     На заседании Комиссии, состоявшемся 16.02.2015 г., представитель МКП «АВМ» пояснила, что установление (применение) критерия «цена контракта» является правомерным, так как действующим законодательством установлены минимальные и максимальные размеры страховой премии, в пределах которых по договору ОСАГО страховые премии в отношении одного и того же транспортного средства могут различаться, в связи с чем и итоговые страховые премии по всем транспортным средствам могут быть различными.

     Представитель МКП «АВМ» также указала, что МКП «АВМ» не является специалистом в области страховой деятельности, в связи с чем не имело возможности проверить представленные участниками конкурса расчеты цены контракта.

     Представитель САО «ВСК» поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также пояснил, что 12.01.2015 г. САО «ВСК» направлен запрос в адрес заказчика – МКП «АВМ» о предоставлении размера коэффициента КБМ (коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования) по каждому транспортному средству, указанному в конкурсной документации.

     14.01.2015 г. письмом МКП «АВМ» сообщило, что источником получения сведений  о предыдущем периоде страхования для расчета правильного коэффициента КБМ по транспортным средствам может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной системе РСА. При отсутствии информации по ранее заключенным и окончившим свое действие договорам в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику транспортного средства присваивается класс 3 (коэффициент КБМ равен 1).

     Представитель САО «ВСК» также пояснил, что при расчете страховой премии САО «ВСК» применяются минимальные значения базовых ставок страховых тарифов.

     Представитель ОАО «СОГАЗ» пояснил, что ОАО «СОГАЗ» при расчете страховой премии применяются минимальные значения базовых ставок страховых тарифов.

     Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,  а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     Во исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223-ФЗ) МКП «АВМ» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МКП «АВМ». Для осуществления закупочной деятельности МКП «АВМ» создана постоянно действующая закупочная комиссия и разработана документация на проведение открытого конкурса по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

     31.12.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31401901135 о проведении открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

     Предметом конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Срок оказания услуг – один год.

     В соответствии с информационной картой конкурса в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе установлены:

     - цена договора;

     - качество оказываемых услуг:

     1) время прибытия специалистов (в пределах города, за его пределами);

     2) время прибытия эвакуатора (в пределах города, за его пределами);

     3) сроки урегулирования страхового случая;

     4) срок страховой выплаты при наступлении страхового случая;

     5) предоставление дополнительных услуг;

     - нахождение офиса или юридического адреса (представителя и представительства) участника в городе Новокузнецка.

     Дата начала подачи заявок – 31.12.2014 г., дата окончания подачи заявок – 31.01.2015г., дата вскрытия конвертов и рассмотрения заявок – 02.02.2015, дата подведения итогов – 03.02.2015 г., начальная максимальная цена договора – 2 300 000 рублей.

     Для участия в конкурсе поступили  четыре заявки от САО «ВСК», ОАО «СОГАЗ», ООО «Росгосстрах» и ЗАО «МАКС».

     Согласно протоколу вскрытия конвертов № 1 от 02.02.2015 г., предложенные участниками конкурса суммы по договору, составили:

     - САО «ВСК» - <…> рублей;

     - ОАО «СОГАЗ» - <…> рублей;

     - ООО «Росгосстрах» - <…> рублей;

     - ЗАО «МАКС» - <…> рублей.

     Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 2 от 02.02.2015 г. САО «ВСК», ОАО «СОГАЗ», ООО «Росгосстрах»» были допущены к участию в конкурсе. ЗАО «МАКС» не было допущено к участию в конкурсе, так как заявка не соответствует требованиям, установленным в пункте 13 конкурсной документации, а именно: цена договора, предлагаемая ЗАО «МАКС», превышает начальную цену договора, указанную в информационной карте.

     В соответствии с протоколом № 3 от 03.02.2015 г., оценив и сопоставив заявки участников конкурса по критериям цены и качества предлагаемых услуг, единая конкурсная комиссия признала победителем конкурса ОАО «СОГАЗ». Второй номер присвоен <…>.

     Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

     Статьей 5 ФЗ № 40-ФЗ установлено, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

     Статьей 8 Закона № 40-ФЗ предусмотрено регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию, осуществляемое посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

     В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

     Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) установлены в указании Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Указание № 3384-У).

     Исходя из системного толкования указанных норм, применение экономически обоснованных базовых ставок страховых тарифов, установленных Банком России, является обязанностью страховщиков. Изменения страховщиками базовых ставок страховых тарифов не допускается.

     Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что при применении страховыми компаниями – участниками закупки, установленных экономически обоснованных базовых ставок страховых тарифов, принятых страховыми компаниями в размере минимальных значений базовых ставок страховых тарифов, для расчета сумм страховки (при заданных характеристиках транспортных средств), указанные суммы должны быть одинаковыми.

     Частью 1 статьи 3 ФЗ № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.

     Пунктом 2.1 главы 2 Правил страхования владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014 г. № 431-П (далее – Правила № 431-П), установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

     Частью 1 статьи 30 ФЗ № 40-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана, в том числе со страховыми случаями по обязательному страхованию.

     Таким образом, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что в соответствии с изложенными обстоятельствами страховщик (САО «ВСК») имеет право запросить у страхователя необходимую для расчета страховой премии информацию, в том числе информацию о коэффициенте КБМ, а страхователь (МКП «АВМ») обязан бесплатно представить по запросам страховщика имеющуюся у них информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаями по обязательному страхованию.

     На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика – МКП «АВМ», выразившиеся в непредставлении по запросу страховщика достоверных (актуальных) сведений о коэффициенте КБМ по предыдущему периоду страхования транспортных средств, не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают принцип информационной открытости закупки, приводят к созданию неравных условий для потенциальных участников конкурса по оказанию услуг ОСАГО, а также вступают в противоречие с требованиями часть 1 статьи 3 ФЗ № 223-ФЗ.

     04.02.2015 г. МКП «АВМ» был заключен договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с ОАО «СОГАЗ».

     Обжалование действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ № 135-ФЗ, допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов, либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (часть 4 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ).

     Следовательно, срок на обжалование действий МКП «АВМ» в антимонопольный орган начал исчисляться с 03.02.2015 г. (день опубликования протокола оценки и сопоставления предложений в сети «Интернет»).

     В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     Учитывая, что договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств был заключен МКП «АВМ» с ОАО «СОГАЗ» 04.02.2015 г., МКП «АВМ» такими действиями лишило Комиссию Кемеровского УФАС России возможности вынести предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения конкурса по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 31401901135).

     На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

 

     1. Признать жалобу САО «ВСК» на действия заказчика – муниципального казенного предприятия города Новокузнецка «Автотранспорт медицины» при проведении открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обоснованной.

     2. Признать муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Автотранспорт медицины» нарушившим часть 1 стати 3 ФЗ № 223-ФЗ.

     3. Предписание муниципальному казенному предприятию города Новокузнецка «Автотранспорт медицины» не выдавать, в связи с заключением договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев  транспортных средств от 04.02.2015 г. по результатам конкурса.

     4. Передать материалы жалобы № 11/11-18.1-2015 должностному лицу для разрешения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель комиссии:

Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:

Л.И. Ланцман

А.М. Давыдова

В.В. Наумова

 

И.Г. Кириллова

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны