Решение б/н Решение по жалобе № 110/05-18.1-2018 от 26 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 110/05-18.1-2018

 «26» сентября 2018 г.                                                                                     г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия Кемеровского УФАС России) в составе:

 

Заместитель председателя комиссии:

Члены комиссии

при ведении протокола заседания Комиссии с использованием аудиозаписи,

при участии:

- <…> - представителя Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» по доверенности;

- <…>  – директора ООО «Универсалстрой 42»;

 - <…>  – представителя  ООО «Универсалстрой 42» по доверенности;

- <…> – представителя ООО «Аврора» по доверенности,

 рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы ООО «Аврора»,  ООО «Универсалстрой 42»  и материалы жалобы № 110/05-18.1-2018,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России приняты к рассмотрению жалобы ООО «Универсалстрой 42», ООО «Аврора» на действия заказчика  Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» (далее – ГАПОУ «КузТАГиС, заказчик) при проведении запроса предложений на ремонтные работы фасада здания учебного корпуса № 3 по адресу г. Кемерово, ул. Космическая, 8 и благоустройство прилегающей территории,  извещение о проведении которого было опубликовано 14.09.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под № 31806921925 (далее – Закупка).

По мнению заявителя ООО «Универсалстрой 42», заказчик установил срок фактического предоставления заявки один день,  необоснованно отказал в допуске к участию в закупке. 

По мнению заявителя ООО «Аврора», заказчик нарушил сроки размещения информации о закупки, не разместил проектную документацию в составе документации; в извещении о закупке отсутствуют сведения предусмотренные Положением.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 18.09.2018 г. № 05/9097 рассмотрение жалобы ООО «Аврора» назначено на 26.09.2018 г. на 14 часов 00 минут. 

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 21.09.2018 г. № 05/9200 рассмотрение жалобы ООО «Универсалстрой 42» назначено на 26.09.2018 г. на 14 часов 00 минут. 

Данные уведомления были направлены электронной почтой в адрес заявителей и заказчику.

25.09.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Универсалстрой 42» об ознакомлении с материалами жалобы. Ходатайство  было удовлетворено.  

26.09.2018 в Кемеровское УФАС России поступило дополнение к жалобе (вх. № 5994) ООО «Универсалстрой 42» о том, что заказчик установил в документации   неисполнимые требования в части предоставления в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, заверенной налоговым органом или нотариально, а срок подготовки и фактического предоставления заявки согласно извещению составил один день (17.09.2018).

26.09.2018 на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель ООО «Универсалстрой 42» поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнил, что заказчик установив фактически один день для подачи заявок, ограничивает конкуренцию среди участников. 

Представитель ООО «Аврора» также поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнительно пояснил, что одного дня не достаточно для ознакомления с документацией, оценки объема работ, подготовки и сбора документов, необходимых для подачи заявки для участия в данной закупки, соответственно подать заявку за такой короткий срок общество не смогло. Установив фактически один день для подачи заявок, заказчик ограничивает конкуренцию среди участников.

На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель заказчика пояснил, что дата размещения извещения была 14.09.2018, дата окончания подачи заявок 17.09.2018, что в совокупности составляет не менее 3 дней, предусмотренных извещением о закупке и положением заказчика.

Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в составе документации проектная документация в данной закупке не требуется. 

В извещение указаны все сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 11 Положения о закупках.

Заявку ООО «Универсалстрой 42» закупочная комиссия признала не соответствующей требованиям запроса предложения, так как в составе заявки  заявитель предоставил распечатанную на бумажном носителе копию выписки из ЕГРЮЛ, соответственно данная заявка была обоснованна  отклонена.

Заказчик считает данные жалобы не обоснованными (подробные доводы имеются в материалах жалоб вх. № 5982, 5983 от 25.09.2018).

 

Изучив имеющиеся материалы жалоб и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Наблюдательным Советом (решение № 4 от 23.10.2017) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» (далее – Положение).

 Приказом от 25.10.2017 № 273 создана закупочная комиссия ГАПОУ КузТАГиС.            

Согласно извещению о проведении закупки:

Срок, место и порядок предоставления документации о запросе предложения с 14.09.2018 по 17.09.2018 .

Дата окончания подачи заявок 17.09.2018 16:00 (время местное).

Дата , время и место рассмотрения и оценки предложений, подведения итогов запроса предложений 18.09.2018 18:00 (время местное).

Форма и порядок подачи заявки в письменной форме, в запечатанном конверте по адресу и в срок указанному в пункте 19 информационной карты.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 8940165 рублей. 

Согласно протоколу № 1 заседания закупочной комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению Заявок в проведении Запроса Предложений и подведению итогов от 18.09.2018 заявки на участие в запросе предложений подали:

17.09.2018 в 14:12 Заявка № 1 ООО «Сылдыс» с предложением 8850763 руб. 

17.09.2018 в 14:57 Заявка № 2 ООО «Принта» с предложением 8940165 руб.

17.09.2018 в 15:19 Заявка № 3 ООО «Сибпром» с предложением 8900165 руб.

17.09.2018 в 15:37 Заявка № 4 ООО «Гарант Реал Строй» с предложением 8761362 руб.

17.09.2018 в 15:44 Заявка № 5 ООО «Унирерсалстрой 42» с предложением 8399000 руб.

По итогам рассмотрения заявок закупочной комиссией принято решение о признании заявки участника закупки ООО «Унирерсалстрой 42» не соответствующей требованиям запроса предложений.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 раздела 37 Положения Извещение о проведении запроса предложений, документация о запросе предложений, проект договора (неотъемлемая часть извещения, документации) размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 3 дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений. 

Согласно пункту 2 раздела 37 Положения сведения, содержащиеся в извещении о проведении запроса предложений, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о проведении запроса предложений. 

Согласно пункту 4 раздела 39 Положения заявка на участие в запросе предложений подаётся участником закупки в письменной форме в запечатанном конверте, на котором указано наименование и номер процедуры или в форме электронного документа, подписанного в соответствии 45 с нормативными правовыми актами РФ, по адресу, указанному в извещении о проведении запроса предложений. 

Документация о проведении запроса предложений (далее по тексту – запрос предложений) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и в соответствии с Положением и утверждена директором ГАУПОУ КузТАГиС <...> от 14.09.2018.

Согласно пункту 12 Информационной карты Документации участник закупки подает заявку в письменной форме, в запечатанном конверте по адресу и в срок, указанный в пункте 19 Информационной карты. Заявка должна быть подготовлена по формам, представленным в Разделе III настоящей документации.

 Информационной картой, являющейся неотъемлемой частью Документации, установлены окончания срока подачи предложений, форма заявки, место и время подачи заявок: 

Предложения должны быть поданы не позднее: «17» сентября 2018 года, 16 часов 00 минут (время местное).

Заявка подается участником закупки в письменной форме в запечатанном конверте в рабочие дни с 08:00 до 16:00 (время местное), в пятницу и предпраздничные дни с 08:00 до 15:00 (время местное), перерыв на обед с 12:15 до 12:45 (время местное).

Место, дата и время рассмотрения и оценки предложений, подведения итогов запроса предложений: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», кабинет 1306,  18 сентября 2018 года, 10 часов 00 минут (время местное).

Извещение о закупке № 31806921925 (далее – Извещение) и Документация были размещены Заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru в 13 ч. 25 мин. 14.09.2018 г.

В соответствии с положениями ст. 191 Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Потенциальным участники закупки, в том числе расположенным в часовых поясах отличных от г. Кемерово, из 3 дней определенных Документацией и Положением, фактически был представлен только один рабочий день 17.09.2018, так как 15 и 16 сентября являлись выходными днями.

Соответственно потенциальные участники не имели возможности не только подать заявки 14, 15, 16 сентября, но и не могли знать об открывшейся закупке, что нарушает принцип информационной открытости закупки и привело к необоснованному сокращению сроков подачи заявок участниками.

На подготовку и подачу документов к заявке об участии в закупки потенциальным участникам был фактически предоставлен один рабочий день (с 8 ч. 00 мин до 16 ч. 00 мин.) 17.09.2018 г. 

Рабочий день Заказчика, а соответственно и день начала приема заявок начался в 8 ч. 00 мин. 17.09.2018 г., срок на подачу заявки установлен необоснованно коротким, без учета времени на пересылку и доставку корреспонденции.

Также Положением не предусмотрена возможность рассмотрения заявок, полученных по почте после окончания срока на подачу заявок, но отправленных в сроки, установленные для подачи заявок на участие в закупке. 

Сама по себе установленная заказчиком форма подачи заявки только на бумажном носителе не ограничивает круг участников закупки, но в данном случае, в совокупности с короткими сроками на подачу заявки, а также с учетом того, что срок подачи заявок на участие в закупке приходился на выходные дни,  способствовала ограничению  конкуренцию.

Согласно пункту 6.9.5 Документации в перечень документов, представляемых в состав предложения входит выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридического лица), полученная не ранее, чем за тридцать дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений.

Данное требование заказчика является невыполнимым для участников торгов, так как в обычном порядке срок для получения выписки из ЕГРЮЛ в налоговом органе равен пяти рабочим дням, в срочном порядке, срок изготовления один рабочий день. Даже если заказать выписку в срочном порядке 17.09.2018, выписка была бы готова только 18.09.2018.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Кемеровского УФАС России приход к выводу, что довод заявителей относительно того, что заказчик установил в документации   неисполнимые требования в части предоставления в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, заверенной налоговым органом или нотариально, а срок подготовки и фактического предоставления заявки для участия в закупки составил один рабочий день с даты размещения извещения является состоятельным.

Заказчик,  установив короткий срок на подачу заявок на участие в закупке, фактически один рабочий день 17.09.2018 и форму подачи заявки в письменной форме, в запечатанном конверте, и не предусмотрев Положением и Документацией возможность рассмотрения заявок, полученных по почте после окончания срока на подачу заявок, но отправленных в установленные сроки, противоречит ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также п. 1 и п. 2 ч. 1 и  п. 1 ч. 10  ст. 3 Закона о закупках.

Данная позиция Комиссии Кемеровского УФАС России подтверждается обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223 № О Закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018.

 

2. Довод ООО «Универсалстрой 42» о том, что его заявку необоснованно отклонили от участия в закупке является несостоятельным по следующим основаниям:

Согласно пункту 6.9.5 Документации в перечень документов, представляемых в состав предложения входит выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее, чем за тридцать дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений.

Согласно пункту 3 раздела 40 Положения закупочная комиссия принимает решение о несоответствии заявки и/или участника требованиям документации и отклоняет заявки в том числе в случае если: 

- информация, содержащиеся в заявке не соответствуют требованиям указанным в документации о проведении запроса предложений; 

- в заявке не представлена информация, указанная в документации о проведении запроса предложений;

 - представлена недостоверная информация. 

Из пояснений заказчика установлено, что ООО «Универсалстрой 42» в составе заявки представило распечатанную на бумажном носителе копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц. 

В соответствие с ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Комиссией Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что выписка из ЕГРЮЛ, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, в распечатанном виде на бумажном носителе и заверенная печатью ООО «Универсалстрой 42»  не соответствует электронному документу.  

Данная позиция также подтверждена письмом Минэкономразвития России от 07.12.2015 № Д28и-3578.

 

3. Довод заявителя ООО «Аврора» о том, что заказчик не разместил проектную документацию в составе документации является несостоятельным по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.

Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Предметом данной закупки согласно плану закупок заказчика,  Документации являются ремонтные работы фасада здания. В составе Документации, размещенной заказчиком, приложено техническое задание, локальные сметы, в которых определены виды и количество работ, а также используемые материалы, соответственно в данном случае проектная документация не требуется.

 

4. Довод заявителя ООО «Аврора» о том, что в извещении о закупке отсутствуют сведения предусмотренные Положением, а именно: сведения о количестве поставляемого товара, объеме выполненных работ,  о месте и дате вскрытия конвертов с заявками участников является частично обоснованным по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 раздела 11 Положения извещение о закупке размещается в ЕИС одновременно с проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения, в срок установленный настоящим Положением в зависимости от способа закупки.

Согласно пункту 2 раздела 11 Положения  извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

 Согласно пункту 3 раздела 11 Положения  в извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения: 

1) способ закупки; 

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; 

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг;

 4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

 6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место, дата, время окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 

8) место и дата вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, рассмотрения предложений (заявок) участников закупки, подведения итогов закупки.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в п. 2.7 извещения указано, что Перечень и объем работ указаны в Приложении № 1 к Техническому заданию документации о запросе предложений, регламентирующей порядок проведения запроса предложений.

Сведения о месте и дате вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, рассмотрения предложений (заявок) участников закупки, подведения итогов закупки в извещении отсутствуют, что противоречит п. 3 раздела 11 Положения. 

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобы ООО «Универсалстрой 42», ООО «Аврора»  на действия заказчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» обоснованными.

2. Признать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также п. 1, п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 10 ст. 3, ч. 8, 10 ст. 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В соответствии с п. 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса предложений на ремонтные работы фасада здания учебного корпуса № 3 по адресу г. Кемерово, ул. Космическая, 8 и благоустройство прилегающей территории,  извещение о проведении которого было опубликовано 14.09.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru  под № 31806921925.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу для принятия решения о возбуждении в отношении Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» дела об административном правонарушении.

 

Заместитель председателя комиссии:

Члены комиссии

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны