Решение б/н Решение по делу в отношении ООО Торговый дом «СДС – Алко» от 1 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

06 декабря 2011г.                                                                                  г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

Клостер Е.А. -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

 

Каминской Е.Б. -

 

Горбачева А.И. -

 

 

Акатьевой И.С.-

 

 

Анкудиновой А.А.-

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы,

 

рассмотрев дело № 115/Р-2011, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «СДС – Алко» (далее –                 ООО Торговый дом «СДС – Алко») (ИНН 4205087835, юридический адрес: 650066, г.Кемерово, пр-т Октябрьский, 53/2), по признакам нарушения пунктов 1,3 части 1 статьи 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») при размещении рекламы ООО Торговый дом «СДС – Алко» в № 62 (11158) от 12.08.2011г. газеты «Вперед» (на стр. 8), в присутствии представителей:

- ООО Торговый дом «СДС – Алко» - <…> по доверенности № 239 от 24.09.2011г.;

- ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод» - <…>  по доверенности № 67/11 от 01.07.2011г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.09.2011г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление Открытого акционерного общества «Мариинский ликеро-водочный завод» (далее - ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод»)  о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в действиях Открытого акционерного общества «Сибирская Водочная Компания» (далее по тексту – ОАО «Сибирская Водочная Компания») при размещении рекламной статьи в № 62 (11158) от 12.08.2011г. газеты «Вперед» (на стр. 8) под названием «Живой воды чистейший образец».

По мнению заявителя, данная рекламная статья содержит некорректное сравнение товаров ОАО «Сибирская Водочная Компания» с находящимися в обороте товарами, которые произведены ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод», содержит недостоверные сведения о преимуществах рекламируемой водки, производителем которой является ОАО «Сибирская Водочная Компания», что порочит деловую репутацию ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод».

Кемеровским УФАС России установлено:

В № 62 (11158) от 12.08.2011г. газеты «Вперед» (на стр. 8) была размещена рекламная статья под названьем «Живой воды чистейший образец» о проведении «Независимой экспертизы товаров народного потребления» следующего содержания: « … Всего в народной экспертизе участвовали  четыре торговые марки водок, производимых «Сибирской Водочной Компаний» и «Мариинским ликеро-водочным заводом». С большим отрывом от других продуктов в народной дегустации, проведенной в Мариинске, победила водка «Танай-озеро мягкая» … В Народной экспертизе поучаствовало свыше 1000 человек. Специалисты говорят, что прозрачность – один из главных критериев водки высокого качества … Образцы водок Сибирской Водочной Компании в графе «прозрачность и цвет» получили наивысший балл. … Народные эксперты считают, что водка – это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение во время застолья. … Есть такая русская народная поговорка: первая рюмка водки ударяет колом, вторая летит соколом, а от каждой следующей человек становиться легким и радостным, как пташка. … «Главное достоинство сорокоградусной – ее чистота, этот крепкий напиток убивает в организме все вредное. Неспроста ведь при простуде рекомендуется выпить рюмку», - вступает в разговор один участник народной экспертизы. …Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

Рекламная статья размещалась на основании договора № 54 от 08.08.2011г. на оказание услуг, заключенного между МУП Редакция газеты «Вперед» (исполнитель) и ООО Торговый дом «СДС – Алко» (заказчик), согласно которому исполнитель размещает информацию 12 августа 2011г. объемом 26 х 37, по 12 руб. кв.см., с учетом 20% скидки с момента подписания настоящего договора на сумму 8880 рублей.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 части 1 статьи 21                                ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является – ООО Торговый дом «СДС – Алко».

Доводы ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод», изложенные в указанном заявлении, Кемеровским УФАС России не были приняты по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с  находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 2 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат честь, достоинство и деловая репутация гражданина, а также деловая репутация юридического лица.

В силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельствами, порочащими деловую репутацию лица, являются: факт распространения сведений, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, согласно абзацу 4 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица, и т.п. (абзац 5 пункт 7 вышеназванного Постановления).

Вышеуказанная рекламная статья не носит порочащего характера, поскольку в ней отсутствуют недостоверные сведения о ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод», содержащие утверждения о нарушении                           ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод» действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.

В подтверждение того, что в рекламной статье изложены достоверные сведения о проведении  народной экспертизы ООО Торговый дом «СДС – Алко» в адрес антимонопольного органа были представлены копии договора                      № 1/1635/3 от 28.06.2011г., заключенного между ИП <…> (исполнитель) и ООО Торговый дом «СДС – Алко» (заказчик), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказывать заказчику услуги по проведению промо-акции и отчета по результатам голосования в акции «Народная экспертиза».

Также в заявлении имеется ссылка, что в указанной рекламе имеется фотография человека с наполненным стаканом, что является нарушением пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготовленных на его основе.

Потребление – активный акт, предполагающий наличие потребителя, направленное на извлечение из товара свойств, ради которых его приобрели.

Кемеровским УФАС России не установлено нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как на фотографии изображен человек держащий стакан с напитком, то есть, отсутствует процесс употребления напитка, содержащегося в стакане.

В указанной рекламной статье отсутствовала пометка «реклама» или «на правах рекламы», в связи с чем Кемеровским УФАС России в отношении рекламораспространителя МУП Редакция газеты «Вперед» было возбуждено и рассмотрено дело № 114/Р-2011 по признакам нарушения статьи 16                          ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России выявлены признаки нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в содержании в рассматриваемой рекламной статье утверждения о том, что водка – это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение, а также утверждение, что этот крепкий напиток убивает в организме все вредное, и при простуде рекомендуется выпить рюмку.

06.10.2011г. по признакам нарушения требований пунктов 1,3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» Кемеровским УФАС России было возбуждено дело            № 115/Р-2011 и назначено к рассмотрению на 26.10.2011г. в 16 часов 00 минут.

Определение о возбуждении дела № 115/Р-2011 было направлено в адрес ООО Торговый дом «СДС – Алко» и заявителя ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод» заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления от 10.10.2011г. ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод» имеется в материалах дела).

26.10.2011г. на рассмотрение дела № 115/Р-2011 представители              ООО Торговый дом «СДС – Алко» и ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод» не явились. Сведениями о надлежащем уведомлении ООО Торговый дом «СДС – Алко» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 115/Р-2011  Кемеровское УФАС России не располагало.

Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение рассмотрение данного дела отложить.

26.10.2011г. определением рассмотрение дела № 115/Р-2011 было отложено до 24.11.2011г. на 15 часов 00 минут.

03.11.2011г. определением срок рассмотрения дела № 115/Р-2011 был продлен до 06.12.2011г.

24.11.2011г. состоялось рассмотрение дела № 115/Р-2011 в присутствии представителей ООО Торговый дом «СДС – Алко»: <…> по доверенности № 460 от 09.02.2011г. и Ивановой Л.М. по доверенности № 239 от 24.09.2011г., которые пояснили, что с нарушением не согласны, договор № 54 от 08.08.2011г., указанный в определении о возбуждении дела № 115/Р-2011 на размещение рекламы у ООО Торговый дом «СДС – Алко» к рассмотрению дела не найден, в связи с чем не был представлен. Данная статья содержит два вида информации: реклама продукции и прямая речь людей, принявших участие в дегустации, следовательно, по мнению представителей ООО Торговый дом «СДС – Алко», статья является рекламной частично. Речь людей не содержит прямого указания о пользе водки, а носит рекомендательный характер.

Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение рассмотрение дела № 115/Р-2011 отложить для получения дополнительных доказательств.

24.11.2011г. определением рассмотрение дела № 115/Р-2011 было отложено до 06.12.2011г. на 16 часов 00 минут.

06.12.2011г. состоялось рассмотрение дела № 115/Р-2011 в присутствии представителя ООО Торговый дом «СДС – Алко»: <…> по доверенности № 239 от 24.09.2011г. и представителя заявителя ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод» - <…> по доверенности  № 67/11 от 01.07.2011г.

<…>  поддержала представленные в заявлении требования и согласилась с выводами Кемеровского УФАС России о наличии признаков нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО Торговый дом «СДС – Алко» при размещении рекламной статьи в № 62 (11158) от 12.08.2011г. газеты «Вперед» (на стр. 8).

<…> с нарушениями не согласилась, поддержав изложенные ранее доводы. Также в материалы данного дела была представлена копия договора № 54 от 08.08.2011г. на размещение рекламной статьи в № 62 (11158) от 12.08.2011г. газеты «Вперед».

Рассмотрев материалы дела, и заслушав, доводы представителей, Комиссия пришла к следующим выводам:

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В вышеуказанной статье имеется фотография с указанием наименования водочного продукта, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (водка «Танай озеро») и способствует привлечению к указанному товару внимания неопределенного круга лиц  и продвижению данного товара на рынке, то есть, указанная информация содержит все признаки рекламы.

Довод ООО Торговый дом «СДС – Алко» о том, что статья является рекламной частично, поскольку содержит прямую речь людей, принявших участие в дегустации, был признан Комиссией несостоятельным, ввиду того, что при рассмотрении текста рекламы должен учитываться полный текст рекламной информации и его восприятие читателем. Оценка отдельных формулировок статьи не отражает восприятия статьи читателем, поскольку информация воспринимается им в целом.

Реклама алкогольной продукции, в форме рекламной статьи, размещена на 8 странице газеты «Вперед» № 62 (11158) от 12.08.2011г., из содержания рекламы следует, что алкогольная продукция является приятным способом  расслабиться и развеселиться, получить пользу, а также привлекается внимание к конкретной марке водки «Танай озеро», ставшей победителем в «народной экспертизе». Рекламная статья содержит  предупреждение «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что  употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» в рассматриваемой рекламной статье содержатся фразы «…водка – это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение во время застолья. … Есть такая русская народная поговорка: первая рюмка водки ударяет колом, вторая летит соколом, а от каждой следующей человек становится легким и радостным, как пташка…». С помощью данных фраз устанавливается прямая связь между употреблением водки и улучшением у субъекта эмоционального состояния, появлением у него приятных ощущений, чувств и сохранением позитивного эмоционального состояния на какое-то время. При этом ссылка на поговорку и народных экспертов усиливает истинность информации, представляет ее более убедительной.

Пунктом 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.

В нарушение пункта 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» в рекламной статье содержится фраза «…этот крепкий напиток убивает в организме все вредное. Неспроста ведь при простуде рекомендуется выпить рюмку», которая содержит информацию о пользе водки как о традиционном народном средстве борьбы с простудой. Наречие «неспроста» в сочетании с усилительной частицей «ведь» усиливает мысль об использовании водки для здоровья, с целью помощи организму. Указанные фразы является утверждением о пользе водки (убивает в организме все вредное), водка представлена как лекарство.

Таким образом, информация, распространенная в указанной рекламной статье, влияет или может влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, создавая впечатление, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, личного успеха и способствует улучшению физического и эмоционального состояния.

Согласно части 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России      

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную статью ООО Торговый дом «СДС – Алко» (ИНН 4205087835, юридический адрес: 650066, г.Кемерово,                           пр-т Октябрьский, 53/2), размещенную в № 62 (11158) от 12.08.2011г. газеты «Вперед» (на стр. 8), с нарушением требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе», содержащую утверждение о том, что водка – это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение, а также утверждение, что этот крепкий напиток убивает в организме все вредное, и при простуде рекомендуется выпить рюмку.

2. Предписание не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2011 года.

 

  Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Е.А. Клостер

Е.Б. Каминская

А.И Горбачев

И.С. Акатьева

А.А. Анкудинова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны