Решение б/н Решение по делу № 124/Р-2016 от 7 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«03» апреля 2017г.                                                                                             г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

 

 

 

 

Каминской Е.Б. -

 

 

 

Хохолковой М.И. -

 

 

 

 

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

 

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело №  124/Р-2016, возбужденное в отношении <…> (адрес: <…>, далее – <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 8, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе»  (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 6274  от 29.09.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ  «О рекламе».

Из заявления следует, что в сентябре 2016г., в кабине лифта по адресу г. Новокузнецк, ул. <…>, размещалась реклама следующего содержания:

    - «Алатырь ресторан – экспозиция Мы с удовольствием организуем любое торжество по вашему выбору! Свадьбы, юбилеи, дни рождения или корпоративы с нами все пройдет как по маслу!...100% СКИДКА ИМЕНИННИКУ* - узнавайте у администратора…Компаниям от 40 человек СВЕТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ…По вопросам брони звонить по тел.: 8-908-958-98-78…».

- «Выгодная арифметика…При покупке 4 единиц одного товара, 5-я в подарок…Скидка на покупку -10% на 2шт -20% на 3 шт…мясные продукты собственного сырья Ариант… В магазинах сети «Ариант». Цены действительны на момент размещения рекламы. Условия уточняйте у продавцов. Количество товара ограничено. ООО «Агрофирма Ариант». Юр. адрес: Челябинская обл., Увельский  р-н, с. Рождественка, ул. Совхозная, 2, ОГРН 1137424000207, ИНН 7424030241».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама,  в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,       об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

- «Семейный стоматолог Стоматология для взрослых и детей… 31-16-40…Дентикюр…Лечение и протезирование зубов…Восстановление сильно разрушенных зубов…Удаление сложных зубов…Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом. ООО «Аптайм» Лицензия ЛО-42-01-003365 от 04.12.2014г.».

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применениюи использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

- «Дон – Букетон салон цветов…Гелиевые шары от 50 рублей…Единый бесплатный номер <…>».       

В соответствии со статьей 8 ФЗ  «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Подобное требование согласуется с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 ФЗ «О защите прав потребителей» и пунктом 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в соответствии с которыми, при дистанционном способе продажи товара продавцом до заключения договора должна быть представлена потребителю информация, в том числе, об адресе (месте нахождения) продавца и полном фирменном наименовании продавца.

25.11.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 124/Р-2016 в отношении <…>  и назначено к рассмотрению на 11.01.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом  с уведомлением о вручении.

11.01.2017г. на рассмотрение дела № 124/Р-2016 <…>  не явилась.  Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате,  времени и месте рассмотрения  данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 11.01.2017г. рассмотрение дела № 124/Р-2016 было отложено на 27.02.2017г. в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

27.02.2017г. на рассмотрение дела № 124/Р-2016 <…> не явилась.  Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате,  времени и месте рассмотрения  данного дела Кемеровское УФАС России  не располагало.

Определением от 27.02.2017г. рассмотрение дела № 124/Р-2016 было отложено на 03.04.2017г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой от 09.03.2017г. «получено адресатом, 654007, Новокузнецк» имеется в материалах дела).

03.04.2017г. состоялось рассмотрение дела № 124/Р-2016 в отсутствие <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

29.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 6274  от 29.09.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ  «О рекламе».

Из заявления следует, что в сентябре 2016г., в кабине лифта по адресу г. Новокузнецк, ул <…>, размещалась реклама следующего содержания:

- «Алатырь ресторан – экспозиция Мы с удовольствием организуем любое торжество по вашему выбору! Свадьбы, юбилеи, дни рождения или корпоративы с нами все пройдет как по маслу!...100% СКИДКА ИМЕНИННИКУ* - узнавайте у администратора…Компаниям от 40 человек СВЕТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ… По вопросам брони звонить по тел.: 8-908-958-98-78…».

- «Выгодная арифметика…При покупке 4 единиц одного товара, 5-я в подарок…Скидка на покупку -10% на 2шт -20% на 3 шт…мясные продукты собственного сырья Ариант… В магазинах сети «Ариант». Цены действительны на момент размещения рекламы. Условия уточняйте у продавцов. Количество товара ограничено. ООО «Агрофирма Ариант». Юр. адрес: Челябинская обл., Увельский р-н, с. Рождественка, ул. Совхозная, 2, ОГРН 1137424000207, ИНН 7424030241».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание в рекламе возможности уточнения условий у администратора либо у продавца не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам рекламы (сведения, сообщаемые по телефону, у администратора, у продавца и т.д.) не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств (распространения рекламы в кабине лифта).

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы «Алатырь ресторан – экспозиция» отсутствует информация об условиях предоставления 100% скидки имениннику.

В нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в тексте рекламы ООО «Агрофирма Ариант» отсутствует информация о сроках проведения акции.

- «Семейный стоматолог Стоматология для взрослых и детей… 31-16-40…Дентикюр…Лечение и протезирование зубов…Восстановление сильно разрушенных зубов…Удаление сложных зубов…Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом. ООО «Аптайм» Лицензия ЛО-42-01-003365 от 04.12.2014г.».

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» протезирование зубов, восстановление зуба, удаление зуба относится к медицинским услугам.

В нарушение данной правовой нормы, в тексте вышеуказанной рекламы объем предупреждения составляет менее 5% рекламной площади (рекламного пространства). Расчет:

2,67*100/107,61 = 2,49%, где 2,67 (см2) – объем предупреждения, 107,61 (см2) – объем рекламы.

              - «Дон – Букетон салон цветов…Гелиевые шары от 50 рублей…Единый бесплатный номер <…>».       

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что «продажа  товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо предоставленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

       Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

           Указание в вышеуказанной рекламе сведений о возможности доставки свидетельствует о наличии дистанционного способа продажи товаров.

           В соответствии со статьей 8 ФЗ  «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

           Подобное требование согласуется с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 ФЗ «О защите прав потребителей» и пунктом 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в соответствии с которыми, при дистанционном способе продажи товара продавцом до заключения договора должна быть представлена потребителю информация, в том числе, об адресе (месте нахождения) продавца и полном фирменном наименовании продавца.

             В соответствии с ИНН, указанным в рекламе, продавцом товаров является индивидуальный предприниматель <…>.

             В нарушение данной правовой нормы, в вышеуказанной рекламе отсутствуют фамилия, имя, отчество продавца товара.

                 В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 8, частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. 

                Из ответа ООО «Продюсерский центр «Продвижение – Новокузнецк» (исх. б/н от 02.11.2016г.) следует, что в данном случае рекламодателем является <…> в соответствии с договором № 31 на размещение макетов в кабинах пассажирских лифтов от 11.01.2015г., заключенного с ООО «Продюсерский центр «Продвижение – Новокузнецк». В соответствии с приложением № 20 от 24.08.2016г. к данному договору <…> согласовала макеты вышеуказанных реклам для размещения в кабинах лифтов многоквартирных домов г. Новокузнецка, в сентябре 2016г. сроком на 1 месяц.           

             В данном случае рекламодателем является  <…>.

            Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать <…> (адрес: <…>), нарушившей требования части 7 статьи 5, статьи 8, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы в кабине лифта по адресу  г. Новокузнецк, ул. <…>.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…> не выдавать в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 04 апреля 2017 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

Е.Б. Каминская

 

М.И. Хохолкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны