Решение б/н Решение по жалобе № 125/03-18.1-2018 от 2 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 125/03-18.1-2018

«30» октября 2018 г.                                                                                    г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>– <…>;

Члены Комиссии:

<…>– <…>;

 

<…>– <…>;

<…>– <…>;

<…>– <…>.

 

в присутствии представителей ООО «ПТХ»: <…>  (<…>),<…>  (<…>).

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «МЕГА ЭКСПЕРТ ГРУПП» (ИНН 4205306854) (далее – Заявитель) и материалы по жалобе № 125/03-18.1-2018,

У С Т А Н О В И Л А:

15.10.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «МЕГА ЭКСПЕРТ ГРУПП» на действия заказчика - Общество с ограниченной ответственностью «Прокопьевское теплоснабжающее хозяйство» (ИНН/КПП: 4205347716/420501001) (далее – ООО «ПТХ», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса цен на оказание транспортных услуг, размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, Извещение №31806995373 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а именно:

- ч. 1 ст. 2 Закона о закупках путем указания в п. 12 Извещения  и п. 14 Закупочной документации права Заказчика отказаться от проведения процедуры закупки до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен;

- ч.15 ст.3.2 Закона о закупках путем установления в п. 22 закупочной документации срока подписания с победителем договора не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок;

- ч. 3 ст. 3 Закона о закупках путем нарушения порядка размещения извещения о проведении запроса цен, документации о запросе цен, проекта договора в Единой информационной системе, установленного п. 7.8.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ПТХ».

Уведомлением от 25.10.2018 г. № 03/10450  рассмотрение жалобы № 125/03-18.1-2018 назначено на 30.10.2018г. Данное уведомление было направлено в адрес ООО «ПТХ» и ООО «МЕГА ЭКСПЕРТ ГРУПП» по электронной почте.

30.10.2018 г. на рассмотрении Комиссией жалобы № 125/03-18.1-2018 представители ООО «ПТХ» не поддержали доводы, изложенные в жалобе и просили признать жалобу необоснованной, приложив письменные пояснения. Изучив имеющиеся материалы жалобы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

ООО «ПТХ» осуществляет виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, следовательно, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о закупках единственным участником ООО «ПТХ» (Решение № 1 от 09.03.2017 г.) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ПТХ» (далее - Положение), которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). 

Согласно п. 4.1. Положения приобретение продукции осуществляется Заказчиком следующими способами:

- путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона;

- без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, прямая закупка  (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя)).

Согласно п. 7.8.1. Положения Запрос цен – это способ закупки, который может проводиться при наличии одновременно следующих условий:

- закупка продукции производится по конкретным заявкам Заказчика,

- для продукции есть функционирующий рынок,

- продукцию можно сравнивать только по цене.

05.10.2018г. Закупочной комиссией ООО «ПТХ» в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru были размещены Извещение №31806995373 (далее – Извещение)  и Закупочная документация по Закупке (далее – Закупочная документация).

П.2.6. Положения установлено, что при проведении закупочных процедур, отличных от торгов, Заказчик вправе отклонить все поступившие заявки и отменить закупочную процедуру до момента подведения ее итогов.

Пп. 8 п. 6.1 Положения установлено, что в извещении о закупке указываются сведения о праве Заказчика отказаться от проведения процедуры закупки.

В п. 12 Извещения и п. 14 Закупочной документации ООО «ПТХ» указало, что заказчик вправе принять решение об отмене проведения запроса цен в любое время до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен.

Федеральным законом № 505-ФЗ от 1 декабря 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 505-ФЗ) 01.07.2018г. в Закон о закупках введена в действие ст. 3.2, согласно ч. 5 которой Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Таким образом, п. 12 Извещения и п. 14 Закупочной документации соответствует требованиям Закона о закупках, а довод жалобы является  необоснованным.

Согласно ст. 4 Федерального Закона №505-ФЗ Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Соответственно п. 2.6 Положения ООО «ПТХ» должен быть приведен в соответствие с требованиями Закона о закупках не позднее 1 января 2019 года.

П. 22 Закупочной документации установлен срок подписания победителем  договора не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок.

Согласно п. 7.8.9 Положения результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках закупочной процедуры, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене договора, сведения о победителе в проведении запроса цен, об участнике закупки, предложившем в заявке цену, такую же, как и победитель, или об участнике закупки, предложение о цене договора которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении запроса цен условий. Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии, представителем Заказчика и размещается Заказчиком в Единой информационной системе не позднее чем через 3 календарных дня со дня подписания такого протокола.

Согласно п. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции допускается обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом,  размещение протокола рассмотрения и оценки заявок не в день подведения итогов может привести к подписанию договора ранее срока, установленного ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Такое законодательное закрепление сроков на обжалование обусловлено целями Закона о закупках, которыми являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным законодательством, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

На основании изложенного п. 22 Закупочной документации противоречит ч. 4 ст. 18.1. Закона о защите конкуренции, а довод жалобы является обоснованным.

Вместе с тем учитывая, что Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен был подписан 16.10.2018г. и в этот же день размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то права участников Закупки не были нарушены, соответственно отсутствуют основания для выдачи предписания.

П. 7.8.3 Положения установлено, что информация о проведении запроса цен, включая извещение о проведении запроса цен, документация о запросе цен, проект договора размещаются Заказчиком в Единой информационной системе не менее чем за 10 календарных дней до установленного в документации о запросе цен дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен.

Извещение о проведении запроса цен, документация о запросе цен, проект договора размещены Заказчиком в Единой информационной системе 05.10.2018г.

П. 7 Извещения установлен срок подачи заявок с 06.10.2018г. до 13.00 часов 15.10.2018г., т.е. 9 полных календарных дней.

Соответственно извещение о проведении запроса цен, документация о запросе цен, проект договора размещены Заказчиком в Единой информационной системе за 9 полных календарных дней,  т.е с нарушением срока, установленного п. 7.8.3 Положения.

Таким образом, довод жалобы о нарушении п. 7.8.3 Положения является обоснованным.

Вместе с тем учитывая, что на участие в Закупке было подано 3 заявки, то нарушение п. 7.8.3 Положения не повлекло нарушения прав участников Закупки, соответственно отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «МЕГА ЭКСПЕРТ ГРУПП» на действия Заказчика - Общество с ограниченной ответственностью «Прокопьевское теплоснабжающее хозяйство» (ИНН/КПП: 4205347716/420501001) при осуществлении закупки путем проведения запроса цен на оказание транспортных услуг (Извещение №31806995373) обоснованной.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:  

<…>

<…>

<…>

<…> 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны