Решение б/н Решение по жалобе № 128/11-18.1-2015 от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 128/11-18.1-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» декабря 2015 г.                           г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «12» января 2016 г.
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов Комиссии:

Поляковой Юлии Александровны – начальника отдела контроля органов власти;

Наумовой Валерии Валерьевны – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Чубукова Анатолия Анатольевича – начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Кирилловой Ирины Геннадьевны – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти.

        

 

при участии:

            - <…> – начальника управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово;

            - <…> – представителя управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово;

- <…> – директора ООО «Сибтехсервис-1».

 

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу ООО «Сибтехсервис-1» и материалы жалобы № 128/11-18.1-2015

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.12.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «Сибтехсервис-1» (вх. № 8516) на действия организатора торгов – управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово при проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово (№ ОК-03-15Т).

По мнению заявителя, организатором торгов был необоснованно ограничен круг потенциальных участников, нарушен порядок определения победителя торгов.

Также по мнению заявителя заявка ОАО «Кемеровская транспортная компания» необоснованно была допущена к участию в торгах.

 Уведомлением от 23.12.2015 г. № 11/12939 рассмотрение жалобы было назначено на 30.12.2015 г. на 11 часов 00 минут.

На заседании Комиссии, состоявшемся 30.12.2015 г., представитель управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово пояснил, что между администрацией г. Кемерово и ООО «Сибтехсервис – 1» заключен договор оказания услуг по перевозке пассажиров № 03-04/15 от 01.04.2015 года (далее по тексту - договор). В соответствии с п. 2.3.1 договора ООО «Сибтехсервис – 1» приняло на себя обязательство оказывать услуги по осуществлению пассажирских перевозок по городским маршрутам № 3, № 12, № 12а, № 14, № 42, № 66, № 77 и школьным маршрутам № 1ш, № 2ш, № 20ш, № 27ш, № 30ш, № 32ш, № 50ш, № 54ш, № 65ш,  № 66ш, № 76ш, № 100ш, № 101ш.

При этом с 31.12.2015 г. прекращается действие договора безвозмездного пользования движимым имуществом (автобусами), заключенного между МП «Управление единого заказчика транспортных услуг» и ООО «Сибтехсервис – 1». Данные автобусы обслуживались на школьных маршрутах № 1ш, № 2ш, № 20ш, № 27ш, № 30ш, № 32ш, № 50ш, № 54ш, № 65ш, № 66ш, № 76ш, № 100ш, №101ш.

В целях недопущения срыва школьных и городских перевозок в ноябре 2015 года управлением транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово в открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Кемерово № ОК-03-15Т (далее по тексту - конкурс) были включены городские маршруты № 3, № 12, № 12а, № 14, № 42, № 66, № 77 и школьные маршруты № 1ш, № 2ш, № 20ш, № 27ш, № 30ш, № 32ш, № 50ш, № 54ш, № 65ш, № 66ш, № 76ш, № 100ш, № 101ш.

Представитель управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово также пояснил, что в конкурсе могли принять участие любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальные предприниматели.

            Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

            Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

            В целях обеспечения наиболее комфортного и безопасного обслуживания пассажиров, своевременного и полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках на территории г. Кемерово Постановлением администрации г. Кемерово от 18.06.2008 г. № 95 утверждено Положение об организации и проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Кемерово (далее – Положение № 95).

Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах, составляющих маршрутную сеть г. Кемерово, условия участия и порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса.

Пунктом 1.6 Положения № 95 установлено, что организатором конкурса является структурное подразделение администрации г. Кемерово, уполномоченное в сфере организации пассажирских перевозок на территории муниципального образования.

Пунктами 1.2, 2.1.1 Положения об управлении транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово установлено, что Управление является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово основной задачей которого является, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Из изложенного следует, что управление транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово наделенным полномочиями по организации пассажирских перевозок на территории муниципального образования.

24.11.2015 г. распоряжением управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово № 03-05-05/104 было принято решение о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово, в том числе по автобусным маршрутам № 3, № 12, № 12а, № 14, № 42, № 66, № 77 и школьные маршруты № 1ш, № 2ш, № 20ш, № 27ш, № 30ш, № 32ш, № 50ш, № 54ш, № 65ш, № 66ш, № 76ш, № 100ш, № 101ш. Информация о проводимом управлением транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово конкурсе была размещена на официальном сайте администрации г. Кемерово.

 24.11.2015 г. на официальном сайте администрации г. Кемерово было размещено извещение № ОК-03-15Т о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово.

Согласно извещению № ОК-03-15Т (с учетом внесенных изменений) на конкурс выставлены, в том числе следующие маршруты:

- № 3, № 12, № 12а, № 14, № 42, № 66, № 77 (Лот № 4);

- № 1ш, № 2ш, № 20ш, № 27ш, № 30ш, № 32ш, № 50ш, № 54ш, № 65ш, № 66ш,  № 76ш, № 100ш, № 101ш (Лот № 5).

Срок приема заявок установлен с 24.11.2015 г. по 28.12.2015 г. Вскрытие конвертов по конкурсу № ОК-03-15Т назначено на 28.12.2015 г., рассмотрение заявок – не позднее 29.12.2015 г.

Срок оказания услуг с 01.01.2016 г. по 31.07.2016 г.

Установлено, что в сроки, установленные в извещении о проведении конкурса № ОК-03-15Т, в управление транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово для участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово (Лот № 4, Лот № 5), поступили заявки от ООО «Сибтехсервис-1», ОАО «Кемеровская транспортная компания».

28.12.2015 г. состоялось вскрытие конвертов по конкурсу на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово, в том числе по Лоту № 4, Лоту № 5, результаты оформлены протоколом от 28.12.2015 г.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № ОК-03-15Т от 29.12.2015 г. ООО «Сибтехсервис-1», ОАО «Кемеровская транспортная компания» были допущены к участию в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово.

   В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по сопоставлению и оценке предоставленных участниками документов на участие в конкурсе по привлечению перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования, участники конкурса № ОК-03-15Т (Лот № 4, Лот № 5) набрали следующее количество баллов:

   По Лоту № 4, ООО «Сибтехсервис-1» - 0,96 баллов, ОАО «Кемеровская транспортная компания» - 0,92 балла.

   По Лоту № 5, ООО «Сибтехсервис-1» - 0,68 баллов, ОАО «Кемеровская транспортная компания» - 0,84 балла.

   Учитывая изложенное, конкурсная комиссия приняла решение о признании победителем конкурса на право выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом по Лоту № 4 - ООО «Сибтехсервис-1», по Лоту № 5 - ОАО «Кемеровская транспортная компания».

  В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 95 участниками конкурса могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальные предприниматели, за исключением лиц, указанных в п. 3.2 настоящего Положения, подавшие заявку на участие в конкурсе в соответствии с условиями настоящего Положения.

Согласно пункту 3.2 Положения № 95 участниками конкурса не могут быть:

- лица, не имеющие лицензии на право осуществления пассажирских перевозок;

- лица, с которыми в течение трехлетнего периода, предшествующего дате вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, был расторгнут договор на оказание услуг по перевозке пассажиров в связи с нарушением последними условий договора.

Пунктом 3.3 Положения № 95 установлено, что обязательными требованиями к участникам конкурса являются:

1) наличие лицензии на осуществление пассажирских перевозок;

2) наличие во владении на праве собственности или ином законном основании транспортных средств и (или) предоставление документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих возможность приобретения на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации;

3) непроведение ликвидации участника конкурса (для юридических лиц), отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса (юридического лица или индивидуального предпринимателя) банкротом и об открытии конкурсного производства, а также непроведение реорганизации;

4) неприостановление деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе;

5) отсутствие у участника конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие задолженности в соответствии с законодательством РФ и решение по такой жалобе не принято на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе.

Пунктом 4.1 Положения № 95 предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник конкурса не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:

1) непредоставления документов, предусмотренных конкурсной документацией;

2) несоответствия требованиям, указанным в п. 3.3 настоящего Положения;

3) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 6.1 Положения № 95 публично в день, во время и в месте, указанном в извещении о проведении конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе.

Согласно пункту 6.5 Положения № 95 в течение пяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников конкурса требованиям, предусмотренным разделом 3 настоящего Положения, после чего принимает решение о допуске участников к участию в конкурсе.

   По итогам рассмотрения конкурсной комиссией осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с целью выявления лучших условий осуществления пассажирских перевозок в соответствии с критериями и в порядке, предусмотренном конкурсной документацией (п. 6.6 Положения № 95).

Пунктом 6.8 Положения № 95 установлено, что победителем конкурса признается лицо, предложившее по заключению конкурсной комиссии лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.

Целью конкурса является выявление перевозчика, способного обеспечить лучшее качество и условия предоставления услуг по регулярным перевозкам пассажиров в  г. Кемерово.

Установлено, что конкурс носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. При этом потеря участником конкурса баллов, а также возможность проиграть конкурс по какому либо критерию не может быть расценена как ограничение конкуренции, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех критериев, установленных в конкурсной документации № ОК-03-15Т, которые в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.

Целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.

Оценка участников конкурса на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово осуществляется на основании критериев, установленных в конкурсной документации № ОК-03-15Т, не создает другим лицам преимущественных условий участия в торгах, не нарушает порядок определения победителя или победителей торгов, а также не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах.

Кроме того данная оценка участников конкурса способствует улучшению качества (комфортности), безопасности, надежности оказываемых перевозчиками услуг, отвечающих требованиям безопасности, поскольку позволяет оценить степень организации перевозчиком безопасных условий перевозки пассажиров, не противоречат положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не свидетельствуют о возможности наступления негативных последствий для конкуренции и предоставлении преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.

Победителем конкурса становится претендент, набравший наибольшее количество баллов по всем критериям оценки, то есть наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.

Оценка и сопоставление заявок участников конкурса в соответствии с критериями, установленными в конкурсной документации № ОК-03-15Т, в равной степени распространяется на всех участников торгов и в своей совокупности не препятствует доступу потенциальных участников на товарный рынок пассажирских перевозок на территории г. Кемерово.

Кроме того в процессе рассмотрения жалобы № 128/11-18.1-2015 Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.3 Положения № 95 обязательным требованием к участникам конкурса является наличие во владении на праве собственности или ином законном основании транспортных средств и (или) предоставление документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих возможность приобретения на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации.

Подпунктом 2 пункта 4.1 Положения № 95 предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник конкурса не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия требованиям, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения.

Установлено, что 29.04.2013 г. между МП г. Кемерово «Управление единого заказчика транспортных услуг» и ООО «Сибтехсервис-1» был заключен договор № 52 предоставления движимого имущества в безвозмездное пользование.

Согласно положениям данного договора, ООО «Сибтехсервис-1» предоставлено во временное владение и пользование имущество – автотранспортные средства. Имущество предоставляется для перевозки пассажиров пассажирским транспортом по маршрутам регулярного сообщения на условиях договора(ов), заключенного(ых) между ООО «Сибтехсервис-1» и администрацией г. Кемерово по результатам конкурсного отбора.

Автотранспортные средства, переданные ООО «Сибтехсервис-1» по договору от 29.04.2013 г., использовались обществом для оказания услуг по перевозке пассажиров, в том числе по школьным маршрутам № 1ш, № 2ш, № 20ш, № 27ш, № 30ш, № 32ш, № 50ш, № 54ш, № 65ш, № 66ш,  № 76ш, № 100ш, № 101ш.

Срок действия вышеуказанного договора с учетом дополнительного соглашения установлен по 31.12.2015 г.

Установлено, что документы, подтверждающие продление договора безвозмездного пользования  № 52 от 29.04.2013 г. на новый срок, либо документы подтверждающие наличие во владении на праве собственности или ином законном основании транспортных средств и (или) предоставление документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих возможность приобретения на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации № ОК-03-15Т, (т.е. на срок оказания услуг по Лоту № 5 – 01.01.2016 по 31.07.2016) ООО «Сибтехсервис-1» в управление транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово представлены не были.

            Таким образом, в нарушение подпункта 2 пункта 4.1 Положения № 95 управление транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово необоснованно допустило ООО «Сибтехсервис-1» до участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово.

 При этом допуск ООО «Сибтехсервис-1» для участия в конкурсе № ОК-03-15Т (Лот № 5) на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово не оказал негативного влияния на состояние конкуренции на рынке осуществления перевозки пассажиров, а также не повлек ограничение, устранение конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на вышеуказанном товарном рынке, в том числе нарушение прав иных участников данного конкурса.

Учитывая изложенное, а также то, что действия управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово, выразившиеся в допуске ООО «Сибтехсервис-1» не подтвердившего наличие во владении на праве собственности или ином законном основании транспортных средств и (или) предоставление документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих возможность приобретения на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации при проведении конкурса № ОК-03-15Т (Лот № 5) не оказали негативного влияния на состояние конкуренции на рынке осуществления перевозки пассажиров, а также не повлекли ограничение, устранение конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на вышеуказанном товарном рынке, в том числе нарушение прав иных участников данного конкурса, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Вместе с тем, полагает необходимым рекомендовать управлению транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово конкретизировать требования к участникам конкурса, в том числе в части уточнения периода времени нахождения у участников конкурса во владении на праве собственности или ином законном основании транспортных средств и (или) предоставление документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих возможность приобретения на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации при проведении конкурса.

Также считаем необходимым отметить, что в процессе рассмотрения жалобы № 128/11-18.1-2015 факт наличия у ОАО «Кемеровская транспортная компания» задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период своего подтверждения не нашел.

Кроме того Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО «Сибтехсервис-1» заявку на участие в конкурсе № ОК-02-15Т на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово не подавало, участие не принимало.

            Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Кемеровского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сибтехсервис-1» на действия организатора – управления транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово при проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Кемерово необоснованной.

            2. Признать управление транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово нарушившим подпункт 2 пункта 4.1 Положения об организации и проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Кемерово, утвержденного постановлением администрации г. Кемерово от 18.06.2008 г. № 95.  

            3. Предписание управлению транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации г. Кемерово не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:

Ю.А. Полякова

 

 

В.В. Наумова

 

 

А.А. Чубуков

 

 

И.Г. Кириллова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны