Решение №12948 от 24.12.2014г. Решение по делу № 172/Р-2014 от 25 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«11»  декабря  2014г.                                                                              г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

Клостер Е.А. -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

 

 Ромадиной Ю.Е. -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

рассмотрев дело № 172/Р-2014, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес регистрации: <…>, ИНН <…>) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее –  ФЗ «О рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.09.2014г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление председателя Совета КООП «Кузбасспчеловодсоюз»  (вх. 6913 от 05.09.2014г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы «Ярмарки меда» на телеканале «Россия24» следующего содержания: «Редкий случай, когда вкус лета удается почувствовать даже в прохладную погоду. Не забываемый аромат так и манит к себе покупателей. Пчеловоды, из Российских городов едва, закончив все работы на пасеках, отправились в город порадовать покупателей. Чтобы собрать такой ассортимент меда недостаточно стоять в одном месте, нужно переезжать и в леса, и на луга, и на поля, каждый сорт меда откачивается, и получаем такое разнообразие. Какого меда здесь только нет с маточным молоком, прополисом, мед собранный с цветущих деревьев липы, есть даже мед с кедровыми орешками. Он повышает жизненный тонус, лечит анемию, полезен для щитовидной железы… Мед очень понравился. Разнообразный мед и мелисовый, на любой вкус. Пчеловоды могут похвастаться не только разнообразием солнечного нектара, но и ценами. Здесь мед доступен для всех, в том числе и для пенсионеров. Килограмм душистого и полезного лакомства можно купить за 250 рублей. Причем, приобретая свыше одного килограмма, вам дадут баночку меда в подарок. Ярмарка будет работать до 15 сентября».

Из заявления следует, что по факту более половины продаваемых сортов меда оказались не медом, как говорилось в рекламе, а медовым продуктом, произведенным обществом с ограниченной ответственностью  «Русский мед» Воронежская область. Мед с добавками не может называться медом натуральным, так как имеет в своем составе посторонние примеси и может продаваться только как медовый продукт, о чем также не было указано в рекламе.

Также, 18.09.2014г. поступили заявления физических лиц (вх. № 7262 от 18.09.2014г., вх. № 7263 от 18.09.2014г.), из которых следует, что увидев рекламу Всероссийской ярмарки меда на телеканале «Россия 24» о том, что при покупке 1 килограмма меда дается в подарок  дополнительный  килограмм меда, заявитель купил 1 килограмм меда. Сначала продавец отказалась выдавать подарок, сославшись на то, что они закончились, а потом разъяснила, что подарки выдаются при покупке дорогих сортов меда (по цене 400 руб. за килограмм), а заявитель купил мед по цене 300 руб. за килограмм. После того как заявитель купил мед с орешками по цене 900 руб. за килограмм, продавец согласилась дать в подарок дополнительный килограмм меда, но не тот, который просил заявитель (донниковый), а луговой. Также другой продавец пояснила, что подарок положен при покупке дорогих видов меда и в виде подарка может выступать только 1 килограмм лугового меда.

Из представленной Обществом с ограниченной ответственностью  «СибРеклама» (далее – ООО «СибРеклама») информации (вх. № 8369 от 23.10.2014г.) следует, что между ООО «СибРеклама» и ИП <…> был заключен договор о проведении рекламной компании № 43 от 01.09.2014г. По условиям данного договора ИП <…> поручил ООО «СибРеклама» выполнить заказ на проведение рекламной кампании на территории г. Кемерово. В рамках договора № 43 от 01.09.2014г. ИП <…> обязуется предоставить ООО «СибРеклама» информацию и другие сведения, необходимые для выполнения заказа, а также предоставить четкий план планируемой кампании.  Рекламный сюжет о проведении «Ярмарки меда» был размещен на телеканале «Россия 24» 04.09.2014г.

05.11.2014г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 172/Р-2014 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 11.12.2014г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, заявителя заказными письмами с уведомлениями о вручении (уведомление о вручении почтового отправления заявителю имеется в материалах дела, возврат корреспонденции с пометкой ФГУП Почта России «отсутствие адресата по указанному адресу» имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по адресу регистрации согласно выписке из ЕГРИП).

11.12.2014г.  состоялось рассмотрение  дела № 172/Р-2014 в отсутствие  ИП  <…>  и заявителя.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

Кемеровским УФАС России был направлен запрос в адрес Управления Министерства внутренних дел по г. Кемерово о предоставлении копии заключения экспертов № 2-3489 от 16.09.2014г., подтверждающего, что в сентябре 2014г. на «Ярмарке меда»  (по адресу: г. Кемерово,  б-р Строителей) под видом меда реализовывался «медовый продукт», который не соответствует ГОСТу 19792-2001 «Натуральный мед. Технические условия».

Из представленной  Управлением  Министерства внутренних дел по  г. Кемерово копии заключения экспертов № 2-3489 от 16.09.2014г.  (исх. № 1/26-31131 от 25.11.2014г.) следует, что не все представленные образцы на «Ярмарке меда»  соответствует ГОСТу 19792-2001 «Натуральный мед. Технические условия» и вероятно являются продукцией, изготовленной на основе меда.

Согласно статье 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно Межгосударственному стандарту (введен Постановлением Госстандарта  России от 25.09.2001 № 393-ст, дата введения от 01.07.2002г.) Технические условия ГОСТ 19792-2001 «Натуральный мед. Технические условия» по ботаническому происхождению подразделяется на цветочный (цветочный мед – это мед, выработанный медоносными пчелами из нектара цветков растений) (монофлерный или полифлерный), падаевый и смешанный (смешанный мед - естественная смесь цветочного и падаевого меда). По способу получения мед подразделяется на сотовый, центрофугированый (центрофугированый мед - мед, извлеченный из сотов путем центрифугирования) и прессованный (прессованный мед - мед полученный прессованием сотов при умеренном нагревании или без него). 

В нарушение вышеуказанной правовой нормы  в рекламе отсутствует информация о том, что на ярмарке меда реализовывается медовый продукт, который не соответствует ГОСТу 19792-2001 «Натуральный мед. Технические условия».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В нарушение данной правовой нормы, при распространении рекламы на телеканале «Вести24» была размещена реклама «Ярмарки меда» с указанием на лечебные свойства продукта.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

В нарушение вышеуказанной правовой нормы в тексте рекламы содержится не соответствующая действительности информация о том, что подарок при покупке 1 кг.  меда выдается только при покупке дорогих сортов меда (400 руб. за1 килограмм) и выдается подарок только в виде 1 кг. лугового меда.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5  ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель. 

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП  <…> (адрес регистрации: <…>, ИНН <…>) нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на телеканале «Россия24» 04.09.2014г.

2. Не выдавать предписание в связи с окончанием размещения рекламы.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена  частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 24 декабря  2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Е.А. Клостер

 

Е.Б.Каминская

 

Ю.Е. Ромадина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны