Решение б/н Решение по делу № 13/А-17-2016 от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«30» августа 2016 г.                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «22» августа 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено «30» августа 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Стельмах С.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы;

 

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Кириллова И.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

 

 

в отсутствие:

- представителей департамента лесного комплекса Кемеровской области, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

рассмотрев дело № 13/А-17-2016, возбужденное по признакам нарушения департаментом лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово,ул. Мирная, 5) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

По результатам рассмотрения поручения Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 04.05.2016 г. № 55 было возбуждено дело № 13/А-17-2016 по признакам нарушения департаментом лесного комплекса Кемеровской области частей  1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в отказе от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 5,36,50,51), за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

            Определением от 05.05.2016 г. дело № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       02.06.2016 г. на 10 часов 00 минут.    

23.05.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России от департамента лесного комплекса Кемеровской области поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 18/А-15-2015 обстоятельствам.

Из представленных пояснений следует, что отмена департаментом лесного комплекса Кемеровской области аукциона за 5 дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не противоречит части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку не может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

Также из вышеуказанных пояснений следует, что причиной отмены аукциона явилось необходимость защиты прав участников аукциона, а также для соблюдения законодательства о лесовосстановлении и защите лесов от пожаров.

В назначенное в определении от 05.05.2016 г. время индивидуальный предприниматель <…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, не явился, защитника не направил.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя <…> о месте, дате и времени рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Определением от 02.06.2016 г. дело № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       28.06.2016 г. на 10 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 02.06.2016 г. время индивидуальный предприниматель <…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, не явился, защитника не направил.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя <…> о месте, дате и времени рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Определением от 28.06.2016 г. дело № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.08.2016 г. на 11 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 28.06.2016 г. об отложении рассмотрения дела № 13/А-17-2016 время представители департамента лесного комплекса Кемеровской области, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, извещенные надлежащим образом, не явились.  

Руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лиц, участвующих в деле № 13/А-17-2016.

Изучив материалы дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

На основании приказа департамента лесного комплекса Кемеровской области от 18.01.2016 г. № 01-06/27 было принято решение о выставлении на аукционные торги для продажи права на заключение договора аренды для осуществления заготовки древесины части лесного участка, расположенного: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 5,36,50,51).  

19.01.2016 г. на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru было опубликовано информационное сообщение о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 54,36,50,51).

Дата начала и окончания приема заявок с 01.02.2016 г. по 15.02.2016 г.

Срок отказа от проведения торгов 29.01.2016 г.

Дата и время проведения аукциона: 24.02.2016 г. в 11-00.

05.02.2016 г. в департамент лесного комплекса Кемеровской области для участия в вышеуказанном аукционе поступила заявка от индивидуального предпринимателя <…>, 09.02.2016 г. - заявка от индивидуального предпринимателя <…>.

10.02.2016 г. начальником территориального отдела по Промышленновскому лесничеству в адрес департамента лесного комплекса Кемеровской области были направлены письменные пояснения о необходимости снятия с аукциона лесного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 54,36,50,51) в связи с выявленными в Проекте лесного участка, разработанного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», ряда отклонений в объемах лесохозяйственных мероприятий на время аренды, которые в дальнейшем могут привести к нарушению арендатором данного лесного участка Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 183 «Об утверждении Правил лесовосстановления», а также Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

10.02.2016 г. департамент лесного комплекса Кемеровской области, учитывая вышеуказанное обращение начальника территориального отдела по Промышленновскому лесничеству, приказом № 01-06/156 отменил аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 54,36,50,51).   

            В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентируется статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 указанной статьи организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.

Кроме того, порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, регулируется Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 № 75.

Так согласно пункту 14 Методических указаний продавец вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе или не менее чем за десять дней при продаже права на заключение договора купли-продажи. Извещение продавца об отказе в проведении аукциона в течение трех дней подлежит опубликованию в периодическом печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, размещенного 19.01.2016 г. на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, дата начала и окончания приема заявок с 01.02.2016 г. по 15.02.2016 г.

Срок отказа от проведения аукциона установлен 29.01.2016 г.

Дата и время проведения аукциона: 24.02.2016 г. в 11-00.

При этом аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 54,36,50,51) был отменен 10.02.2016 г. на основании приказа департамента лесного комплекса Кемеровской области № 01-06/156.

Отказавшись от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе департамент лесного комплекса Кемеровской области нарушил требования установленные частью 5 статьи 79  Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Комиссия Кемеровского УФАС России в процессе рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства установила, что основанием для отмены аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка послужил тот факт, что в Проекте лесного участка, помимо непосредственно сведений об объеме древесины, подлежащей заготовке, предусмотрены, в том числе, следующие мероприятия:

- объем мероприятий по противопожарному устройству;

- нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;

- объёмы лесовосстановительных мероприятий.

В соответствии с пунктом 3 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 183 «Об утверждении Правил лесовосстановления», лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

Естественное восстановление лесов (далее – естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (далее - содействие естественному лесовосстановлению).

В Проекте лесного участка в разделе 4.1.3. «Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению» не указано, за счет каких способов проектируется содействие естественному лесовосстановлению.

Так же необходимо отметить, что согласно таксационному описанию лесного участка, являющемуся приложением № 5 к Проекту лесного участка, в составе лесных насаждений практически отсутствует подрост, следовательно, естественного лесовосстановления недостаточно - необходимо проектировать комбинированное или искусственное лесовосстановление.

Кроме того, в разделе 4.1.1. Проекта лесного участка «Объем мероприятий по противопожарному устройству» предусмотрен недостаточный объем противопожарных мероприятий, не обеспечивающий надлежащую защиту лесов от пожаров.

Проектом лесного участка предусмотрены такие мероприятия противопожарному устройству, как:

- устройство противопожарных минерализованных полос;

- уход за противопожарными минерализованными полосами;

-  организация и содержание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

При этом не предусмотрено противопожарное обустройство территории, включающее в себя строительство, ремонт и содержание дорог противопожарного назначения.

Подпунктом «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, установлено, что лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161, при использовании лесного участка в целях заготовки древесины пункты сосредоточения противопожарного инвентаря организуются с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара.

Проектом лесного участка не обеспечена возможность доставки средств пожаротушения до лесного участка, не обеспечена эффективность тушения низовых лесных пожаров, при наличии на сплошных вырубках первого класса пожарной опасности (природная пожарная опасность очень высокая в течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые) в соответствии с классификацией природной пожарной опасности лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 05.07.2011 № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды».

В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участке предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

В соответствии с частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

Под невыполнением проекта освоения лесов понимается также и использование лесного участка без проекта освоения лесов.

Таким образом, отсутствие надлежаще оформленного и получившего положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов, в соответствии с частями 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.

В соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (п. 11) отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что в Проекте лесного участка были предусмотрены мероприятия по лесовосстановлению и охране лесов от пожара, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации, в проекте освоения лесов данные мероприятия были бы продублированы, что повлекло бы составление отрицательного заключения экспертизы, и невозможность использования лесного участка.

Кроме того, в случае если бы аукцион состоялся, на арендатора лесного участка легло бы выполнение тех мероприятий, которые не были обозначены в Проекте лесного участка, который является неотъемлемой частью при выставлении лесного участка на аукцион.

Учитывая вышеизложенное, действия департамента лесного комплекса Кемеровской области  по отмене аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, Промышленновское лесничество, Промышленновское участковое лесничество, урочище Промышленновское, кварталы № 11-14, 17-27, площадью 1599,1011 га, с кадастровым номером: 42:11:0000000:515 (контуры 5,36,50,51) не могут быть квалифицированы как ограничивающие конкуренцию, т.к. решение об отмене аукциона направлено в равной степени на всех участников аукциона, и не создает преимуществ отдельным его участникам.

Кроме того, действия департамента лесного комплекса Кемеровской области по отмене аукциона были направлены на устранение нарушений, допущенных при разработке филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» Проекта лесного участка в целях использования лесов для заготовки древесины, опубликованного в составе аукционной документации.

В процессе рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства индивидуальными предпринимателями <…>, <…> какие либо доказательства, в том числе подтверждающие факт нарушения департаментом лесного комплекса Кемеровской области их прав на участие в вышеуказанном аукционе, не представлены.

Комиссией Кемеровского УФАС России в процессе рассмотрения дела № 13/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, не установлен факт ограничения каких либо иных лиц, заинтересованных в участии в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, а также нарушении их прав.   

Таким образом, ограничение,  недопущение,  устранение конкуренции в действиях департамента лесного комплекса Кемеровской области по вышеприведенным обстоятельствам антимонопольным органом не усматриваются.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях департамента лесного комплекса Кемеровской области, нарушения частей 1, 2  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 13/А-17-2016, возбужденному по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в действиях департамента лесного комплекса Кемеровской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                            С.В. Стельмах

 

 

 

Члены Комиссии:    Отпуск, приказ от 22.08.2016 № 105-о   А.А. Чубуков

 

 

 

                                                                                                               М.Г. Саврасов

 

 

 

                                                                                                               И.Г. Кириллова

Связанные организации

Связанные организации не указаны