Решение б/н Решение по жалобам № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016 от 13 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по жалобам № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016

 

«07» октября 2016 г.                                                                                                    г. Кемерово

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководитель управления;

Членов Комиссии:

Поляковой Ю.А. – начальника отдела контроля органов власти

Наумовой В.В. – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Чубукова А.А. – начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

     при участии:

     - <…> – представителя Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, <…>;

     - <…> – представителя ООО «Мосгорлифт», <…>,

 

     рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобы ООО «Мосрегионлифт» № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016,

УСТАНОВИЛА:

     15.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступили жалобы ООО «Мосрегионлифт» на действия организатора – Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее – ДЖКиДК КО) при проведении предварительных отборов:

     - № 1ПО.ТСП.16 по выполнению работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов (далее – предварительный отбор № 1ПО.ТСП.16);

     - № 1ПО.ЛО.16 по выполнению работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (далее – предварительный отбор № ПО.ЛО.16).

     По мнению заявителя, включив в документацию о проведении предварительного отбора № 1ПО.ТСП.16 условие о наличии у участника аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 01/2011 «Безопасность лифтов (ТР ТС 011/25011), ДЖКиДК КО нарушил требования Порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 615 от 01.07.2016г. (далее – Постановление № 615), так как данным постановлением для выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям указанного выше технического регламента Таможенного союза предусмотрена отдельная процедура предварительного отбора.

     Заявитель считает, что ДЖКиДК КО установив документации о проведении предварительного отбора № 1ПО.ТСП.16 (далее – документация № 1ПО.ТСП.16) условие о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, рассчитываемого в зависимости от предполагаемых объемов работ на разработку проектно-сметной документации, нарушил п. 24 Постановления № 615, запрещающий иные требования к участникам предварительного отбора, установленные данным постановлением. Также заявитель указал на отсутствие в документации исходных данных для расчета необходимого количества персонала.

     По мнению заявителя, включение в документации о проведении предварительного отбора № 1ПО.ЛО.16 (далее – документация № 1ПО.ЛО.16) условий о выполнении проекта по замене лифтов, включающих в себя: обследование шахты лифта, проект проведения работ по демонтажу, монтажу лифтов в заселенном многоквартирном доме, проект разгрузки плиты перекрытия шахты лифта (при необходимости) нарушает Постановление № 615, так как для выполнения работ по проектированию капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе по замене лифтов, постановлением № 615 установлена отдельная процедура предварительного отбора.

      Также заявитель считает, что установив в документации № 1ПО.ЛО.16 условие о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала для замены лифтового оборудования одного лифта, а именно: аттестованный монтажник - 1, начальник монтажного участка - 2, аттестованный сварщик -1, аттестованный мастер-сварщик по руководству и техническому контролю - 1, организатор отбора нарушил требование п. 4 Приложения № 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207, предусматривающее определение минимального количества кадрового состава в зависимости от стоимости одного договора на создание объекта капитального строительства. Также заявитель указал на отсутствие в документации точного количества лифтов, требующих замены.

     Уведомлением от 19.09.2016г. № 11/8453 рассмотрение жалоб № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016 было назначено на 23.09.2016г. на 9 часов 00 минут.

     22.09.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России от ДЖКиДК КО поступило ходатайство о переносе рассмотрения жалоб № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016 в связи с невозможностью явки представителей департамента в заседание комиссии.

      Представитель заявителя, присутствовавший 23.09.2016г. на заседании комиссии Кемеровского УФАС России, не возражал против удовлетворения данного ходатайства.

      Уведомлением № 11/8711 рассмотрение жалоб № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016 было назначено на 04.10.2016г. на 10 часов 30 минут.

     На заседании Комиссии, состоявшемся 04.10.2016г., представитель ДЖКиДК КО пояснил, что предварительная оценка технического состояния лифтов не проводилась, включение в документацию № 1ПО.ТСП.16 требования о наличии у участника аттестата аккредитации связано с предметом отбора, а именно: с выполнением работ по оценке технического состояния и проектированию капитального имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов, и предполагает оценку технического состояния, включающую в себя (как более широкое понятие) оценку соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, требованиям технического регламента. Требование о минимальном количестве квалифицированного персонала, рассчитываемого в зависимости от предполагаемых объемов работ на разработку проектно-сметной документации, соответствует Постановлению № 615, так как заявленный объем работы определяется в соответствии с примерным перечнем многоквартирных домов, указанных в документации по отбору.

     Представитель ДЖКиДК КО сообщил, что требование о наличии у участника предварительного отбора № 1ПО.ЛО.16 в штате минимального количества квалифицированного персонала не устанавливает его количество для замены лифтового оборудования одного лифта равным 5-ти сотрудникам, так как один сотрудник может обладать несколькими квалификациями. Необходимость выполнения работ по замене лифтового оборудования установленным количеством персонала отражена в нормативно-технической документации: Техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность лифтов» 011/2011, а также ГОСТах.

     Также представитель ДЖКиДК КО пояснил, что 30.09.2016г. конкурсной комиссией подписаны протоколы по проведению предварительных отборов № 1ПО.ТСП.16, № 1ПО.ЛО.16, на электронную площадку «РТС-Тендер» данные протоколы не выложены.

     04.10.2016г. на заседании комиссии Кемеровского УФАС России было принято решение о переносе рассмотрения жалоб № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016 на 07.10.2016г. на 11 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

     Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     25.08.2016г. в соответствии с приказами ДЖКиДК КО № 64, № 65 приняты решения о проведении предварительных отборов:

      - № ПО.ЛО.16 - выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

     - № 1ПО.ТСП.16 - выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов.

     26.08.2016г. на сайте ДЖКиДК КО – http//жкх42.рф, на сайте электронной площадки – http://www/rst-tender.ru размещены извещения о проведении предварительных отборов квалифицированных подрядных организаций № 1ПО.ТСП.16,  № ПО.ЛО.16.

     Согласно указанным извещениям орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций - ДЖКиДК КО извещает о проведении указанных выше предварительных отборов по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ в соответствии с предметом отбора.

     Дата начала подачи заявок - 26.08.2016г., дата окончания подачи заявок – 15.09.2016г. Дата окончания рассмотрения заявок – 30.09.2016г. Период действия результатов предварительного отбора – 3 года.

     В соответствии с пунктом 3 Постановления № 615 принципами привлечения подрядных организаций являются:

     а) доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота;

     б) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

     в) добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

     г) профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;

     д) эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания;

     е) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в работах (услугах) с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

     Согласно пункту 8 Постановления № 615 предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона:

     а) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

     б) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

     в) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (далее - лифты);

     г) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов;

     д) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

     е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее – ТР ТС 011/2011);

     ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

     Таким образом, в пункте 8 Постановления № 615 содержится перечень видов предварительных отборов в зависимости от предмета такого отбора. Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

     В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 Постановления № 615 установлено, что при проведении предварительного отбора устанавливается, в том числе требование к участникам предварительного отбора о наличии у участника предварительного отбора аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями ТР ТС 011/2011, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям ТР ТС 011/2011.

     Согласно пункту 24 Постановления № 615 орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Постановления.

     Правила и методы оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, отработавших назначенный срок службы, порядок проведения оценки соответствия лифтов, требования к условиям проведения проверок, испытаний и измерений, правила обработки результатов проверок, испытаний и измерений, требования безопасности при проведении проверок, испытаний и измерений установлены Национальным стандартом РФ «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации» ГОСТ Р 53783-2010, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 № 44-ст (далее - Стандарт).

     В соответствии с пунктом 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

     Согласно Приложению 3 ТР ТС 011/2011 аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания и измерения параметров лифта на объекте его установки или на испытательном стенде в порядке и объеме, которые установлены стандартами из перечня, утвержденного Комиссией Таможенного союза, оформляет результаты испытаний и измерений протоколами.

     Пунктом 4.1. Стандарта установлено, что оценка соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, отработавших назначенный срок службы, осуществляется в следующих формах:

     - технического освидетельствования (периодического технического освидетельствования) не реже одного раза в 12 календарных месяцев в период эксплуатации лифтов групп 1, 2 и 3;

     - технического освидетельствования (частичного технического освидетельствования) в случае замены узлов и механизмов лифта, в течение периода эксплуатации лифтов групп 1, 2 и 3;

     - обследования лифтов групп 1, 2 и 3, отработавших назначенный срок службы.

     В соответствии с пунктом 4.2. Стандарта оценку соответствия лифта проводит испытательная лаборатория (центр), аккредитованная в установленном порядке.

     Таким образом, оценка соответствия лифтов требования ТР ТС 011/2011 проводится аккредитованной испытательной лабораторией в течение всего назначенного срока службы лифтов, в том числе и лифтов отработавших назначенный срок службы, для этого положениями ТР ТС 011/2011 предусмотрена специальная процедура предварительного отбора, а именно: для выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям ТР ТС 011/25011 (подпункт «е» пункта 8 Постановления № 615).

     Пунктом «б» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» документации № 1ПО.ТСП.16 установлено наличие у участника аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями ТР ТС 011/25011.

     Исходя из выше изложенного, требование о наличии у участников предварительного отбора № 1ПО.ТСП.16 по выполнению работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов, аттестата аккредитации является неправомерным.

     ДЖКиДК КО, установив в документации № 1ПО.ТСП.16 требование о наличии у участника аттестата аккредитации, не связанного с предметом отбора, нарушил требования подпунктов «в», «г» пункта 8 Постановления № 615, пункта 24 Постановления № 615.

     В соответствии с пунктом 2 раздела III «Сведения о существенных условиях договора об оказании услуг и (или) выполнении работ» документации № ПО.ЛО.16 установлено, что выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт включает в себя выполнение проекта, а именно: обследование шахты лифта; проект проведения работ по демонтажу, монтажу лифтов в заселенном многоквартирном доме; проект разгрузки плиты перекрытия шахты лифта (при необходимости).

     Установлено, что выполнение указанных работ проводится при оценке технического состояния и проектировании капитального ремонта многоквартирного дома, которая включает комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта.

     При осмотре и оценке технического состояния многоквартирного дома, его конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем проводятся необходимые замеры с помощью неразрушающих методов исследования (визуальное наблюдение, фото фиксация, инструментальное обследование) с целью определения объемов и стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

     Таким образом, требование о выполнении проекта по замене лифта, включающий в себя: обследование шахты лифта; проект проведения работ по демонтажу, монтажу лифтов в заселенном многоквартирном доме; проект разгрузки плиты перекрытия шахты лифта, относится к выполнению работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов.

      ДЖКиДК КО, установив в документации № ПО.ЛО.16 требование о выполнения проекта по замене лифтов нарушил требования подпунктов «в», «г» пункта 8 Постановления № 615, пункта 24 Постановления № 615.

     Доводы заявителя о том, что включение в документацию № 1ПО.ТСП.16 требований о минимальном количестве квалифицированного персонала не соответствует положениям пункта 24 Постановления № 615, запрещающего предъявлять иные требования к участникам предварительного отбора, Комиссия Кемеровского УФАС России считает обоснованными по следующим обстоятельствам:

     Подпунктом «о» пункта 23 Постановления № 615 установлено требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

     Согласно пункту «м» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» документации № 1ПО.ТСП.16 к участникам предварительного отбора установлено требование о наличии минимального количества квалифицированного персонала, которое рассчитывается в зависимости от предполагаемых объемов работ на разработку проектно-сметной документации.

     Таким образом, количество квалифицированного персонала должно устанавливаться в зависимости от предмета предварительного отбора.

     ДЖКиДК КО при разработке (утверждении) документации по предварительному отбору № 1ПО.ТСП.16 для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов, требования, указанные в подпункте «о» пункта 23 Постановления № 615 учтены не были, необходимое количество персонала для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов, не указано, то есть отсутствует исходные данные для расчета необходимого количества персонала, касающиеся предмета договора. Указанное нарушение привело (могло привести) к созданию условий, препятствующих подачи потенциальными участниками заявок на участие в предварительном отборе.

     Действия ДЖКиДК КО по установлению иных требований к участникам предварительного отбора, отличных от требований установленных пунктом 23 Постановления № 615, вступают в противоречие с пунктом 24 Постановления № 615.

     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

     1. Признать жалобы ООО «Мосрегионлифт» на действия Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при подготовке и размещении документации о предварительном отборе № 1ПО.ТСП.16 для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов, при подготовке и размещении документации о предварительном отборе № 1ПО.ЛО.16 для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (электронная площадка: http://615.rst-tender.ru), обоснованными.

     2. Признать Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области нарушившим подпункты «в», «г» пункта 8, пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 615 от 01.07.2016г.

     3. Выдать Департаменту жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области предписание об аннулировании предварительных отборов: № 1ПО.ТСП.16 для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов, № 1ПО.ЛО.16 для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

     4. Передать материалы жалоб № 132/11-18.1-2016, № 133/11-18.1-2016 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель комиссии:

Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:  отпуск, приказ № 980 от 10.08.2016г.

Ю.А. Полякова

 

В.В. Наумова

 

И.Г. Кириллова

 

А.А. Чубуков

 

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны