Решение (комиссия) №ТМ/11381/23 Решение по делу № 042/01/10-727/2023 от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководителю ООО «Чистый Город Кемерово»

<...>

 

Руководителю ООО «Лидер УК»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-727/2023

 

г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

Резолютивная часть решения оглашена «29» ноября 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «13» декабря 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи,

фиксация заседания осуществлялась при помощи видеозаписи,

при участии:

<...> – представителя ООО «Лидер Управляющая Компания» по доверенности;

<...> – представителя ООО «Чистый Город Кемерово» по доверенности,

рассмотрев дело № 042/01/10-727/2023, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Чистый Город Кемерово» ИНН 4205284801 (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д.9, офис 110) (далее - ООО «Чистый Город Кемерово»; Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

09.06.2023 приказом Кемеровского УФАС России № 34/23, по результатам рассмотрения заявления ООО «Лидер Управляющая Компания» (ООО «Лидер УК»; Заявитель), возбуждено дело № 042/01/10-727/2023 по признакам нарушения ООО «Чистый Город Кемерово» части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в направлении владельцу полигона отходов, расположенного в г. Анжеро-Судженске, - муниципальному предприятию Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство» (МП «КомСАХ»), уведомления об отказе в принятии для разгрузки на полигоне с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК», поскольку, при наличии действующего до 12.01.2023 включительно договора № 13-2/ЛУК на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) от 22.12.2020, заключенного между Заявителем и ООО «Чистый Город Кемерово» (далее - Договор № 13-2/ЛУК), данными действиями установлены не предусмотренные законодательством РФ препятствия исполнения указанного договора для ООО «Лидер УК», т.е. ущемлены его интересы.

Определением от 09.06.2023 рассмотрение дела № 042/01/10-727/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.07.2023 на 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5.

14.06.2023 от Ответчика поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела. 23.06.2023 представитель Ответчика ознакомился с материалами дела.

07.07.2023 от ООО «Чистый Город Кемерово» поступили пояснения по делу, согласно которым Ответчик вменяемое нарушение не признает, поскольку соглашением между ООО «Чистый Город Кемерово» и Заявителем Договор № 13-2/ЛУК расторгнут 03.01.2023. Данное соглашение подписано непосредственно законным представителем ООО «Лидер УК» по месту нахождения регионального оператора. Из текста данного соглашения однозначно следует воля сторон о расторжении Договора № 13-2/ЛУК 03.01.2023. В случае отсутствия воли у Заявителя на расторжение указанного договора 03.01.2023, подписание соглашения после 06.02.2023, т.е. после его фактического получения по мнению контрольного органа, не имело бы никаких юридических последствий, поскольку по состоянию на 06.02.2023 уже вступило в силу решение об одностороннем отказе от исполнения договора. Кроме того, Ответчик указал, что систематическое получение ООО «Лидер УК» претензий со стороны регионального оператора о нарушении условий Договора № 13-2/ЛУК и проводимые с ним совещания не привели к улучшению качества оказания услуги по транспортированию ТКО. Согласно требованиям действующего законодательства, многократное нарушение региональным оператором требований Правил обращения с ТКО является основанием для лишения его соответствующего статуса. Включение в условия Договора № 13-2/ЛУК аналогичных требований, несоблюдение которых является основанием для его расторжения, является объективным и существенным для регионального оператора, и не нарушает требования антимонопольного законодательства. Указанные положения договора и последствия их неисполнения были известны ООО «Лидер УК», общество выразило свое согласие с указанными условиями, подписав Договор № 13-2/ЛУК. Инициатором расторжения Договора № 13-2/ЛУК и прекращения взаимоотношений 03.01.2023 посредством подписания соглашения явилось ООО «Лидер УК» в целях исключения неблагоприятных последствий, связанных с односторонним отказом регионального оператора от исполнения данного договора.

10.07.2023 от Заявителя поступило уведомление об участии в заседании по рассмотрению настоящего дела с указанием представителя, который будет участвовать от ООО «Лидер УК» и приложением доверенности.

10.07.2023 с участием представителей Заявителя и Ответчика состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представитель ООО «Чистый Город Кемерово» пояснила, что по результатам переговоров между руководителями Ответчика и Заявителя 03.01.2023 было подписано соглашение о расторжении Договора № 13-2/ЛУК, при этом инициатором заключения данного соглашения являлся руководитель Заявителя. В адрес Заявителя по почте направлялся акт сверки по Договору № 13-2/ЛУК. По вопросу направления 06.02.2023 соглашения о расторжении Договора № 13-2/ЛУК в адрес Заявителя по почте ничего пояснить не смогла. Представитель ООО «Лидер УК» пояснил, что подписание соглашение о расторжении Договора № 13-2/ЛУК состоялось 19.01.2023, 03.01.2023 руководитель Заявителя физически не мог подписать данное соглашения поскольку отсутствовал 03.01.2023 в г. Кемерово. Уведомление об отказе с 05.01.2023 в принятии для разгрузки на полигоне автомобилей ООО «Лидер УК» получено Заявителем 06.01.2023 в 10:07 посредством направления фото файла на телефонный номер руководителя ООО «Лидер УК». После получения указанного уведомления доступ к полигону отходов в г. Анжеро-Судженске Заявителю был закрыт, иных мест складирования отходов на территориях обслуживания Заявителем по Договору № 13-2/ЛУК нет. Сбор отходов производился силами Заявителя примерно до 09.01.2023, а затем, поскольку появился иной оператор (ООО «Система»), данная деятельность была прекращена. Куда собранные отходы вывозились представитель ООО «Лидер УК» пояснить не смог.

В результате рассмотрения настоящего дела Комиссией установлена необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем определением от 10.07.2023 рассмотрение дела было отложено на 24.08.2023 на 11 часов 00 минут.

09.08.2023 от ООО «Лидер УК» поступили пояснения, согласно которым Заявитель указал, что письмо о запрете ООО «Лидер УК» осуществлять разгрузку ТКО на полигоне МП «КомСАХ» с 05.01.2023 поступило 04.01.2023 на телефонный номер руководителя Заявителя <...> посредством сервиса WhatsApp с телефонного номера начальника отделения ООО «Чистый Город Кемерово» по Анжеро-Судженскому, Яйскому и Ижморскому районам <...> У ООО «Лидер УК» намерения подписывать соглашение от 03.01.2023 о расторжении Договора № 13-2/ЛУК не было. В январе 2023 года, после участия ООО «Лидер УК» в торгах на право заключения договоров по ТКО, руководитель регионального оператора пригласил руководителя ООО «Лидер УК» на беседу, в ходе которой ему были даны указания прекратить участвовать в торгах. В качестве негативного последствия за отказ от прекращения участия в торгах прозвучала угроза о включении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Данная угроза явилась причиной подписания в конце января 2023 г. соглашения от 03.01.2023 о расторжении Договора № 13-2/ЛУК, поскольку законодательством РФ не предусмотрено возможности включения в РНП в связи с взаимным расторжением договора. В качестве доказательства отсутствия руководителя Заявителя 03.01.2023 в г. Кемерово, приложена история операций по дебетовой карте, подтверждающая оплату им покупок исключительно в торговых точках г. Анжеро-Судженска. Сбор, транспортирование, складирование и утилизация ТКО транспортными средствами Заявителя с 05.01.2023 не производилась. Кроме того, Заявитель просит обратить внимание на тот факт, что в случае подписания указанного соглашения 03.01.2023, Ответчику незачем было направлять проект соглашения с разрывом в один месяц, а также направлять 15.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения договора. В случае подписания соглашения 03.01.2023 не логичен отказ в допуске Заявителя на полигон ТКО с 05.01.2023, а не с 04.01.2023. Если соглашение подписано 03.01.2023, следовательно, ООО «Лидер УК» оказывало 04.01.2023 услуги по вывозу ТКО без договорных отношений.

09.08.2023 от Ответчика поступило ходатайство об отложении заседания по рассмотрению дела, назначенного на 24.08.2023, в связи с командировкой представителя ООО «Чистый Город Кемерово» в период с 22.08.2023 по 26.08.2023. Также поступили пояснения, согласно которым проект соглашения о расторжении Договора № 13-2/ЛУК подготовлен ООО «Чистый Город Кемерово» в декабре 2022, с текстом которого руководитель Заявителя был ознакомлен. В связи с неподписанием указанного соглашения в декабре 2022 г., Ответчиком 28.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора № 13-2/ЛУК, о чем Заявитель был уведомлен. В январе 2023 стороны пришли к соглашению расторгнуть Договор № 13-2/ЛУК, о чем 03.01.2023 подписали соответствующее соглашение. Соглашение подписывалось лично руководителем Заявителя в офисе Ответчика. Относительно уведомления МП «КомСАХ» о допуске транспортных средств Заявителя на полигон ТКО: 04.01.2023 диспетчером Ответчика на официальную почту МП «КомСАХ» направлено соответствующее письмо-уведомление № 1/1 от 04.01.2023.

01.02.2023 в адрес Заявителя со стороны Ответчика направлялся акт сверки взаимных расчетов и копия соглашения о расторжении. Решение об одностороннем отказе от исполнения Договора № 13-2/ЛУК, с целью сокращения сроков почтового пробега, было передано 28.12.2022 в адрес обособленного подразделения Ответчика в г. Анжеро-Сдженске и направлено почтой из г. Анжеро-Судженска руководителем данного подразделения, которой не было известно о подписании 03.01.2023 соглашения о расторжении Договора № 13-2/ЛУК.

24.08.2023 с участием представителя Заявителя, состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором данный представитель возражал на ходатайство Ответчика об отложении дела, поскольку командировка одного представителя Ответчика не свидетельствует о невозможности присутствовать на рассмотрении дела, в связи с тем, что в штате Ответчика имеется юридический отдел, в арбитражном суде интересы Ответчика представляют до трех человек. В крайнем случае интересы мог представлять руководитель Ответчика. В отношении соглашения от 03.01.2023 о расторжении Договора № 13-2/ЛУК представитель Заявителя вновь подтвердил, что оно было подписано со стороны руководителя ООО «Лидер УК» 19.01.2023 в офисе Ответчика в г. Кемерово, при этом у Заявителя по настоящее время экземпляр данного соглашения отсутствует, поскольку Ответчиком не передан. При подписании соглашения было озвучено, что руководителя Ответчика нет на месте, в связи с чем со стороны Ответчика оно будет подписано позже и экземпляр будет передан Заявителю. Какой-либо документ приема-передачи соглашения не составлялся.

В результате рассмотрения дела, с учетом мнения Заявителя, Комиссия посчитала, что основания удовлетворения ходатайства Ответчика отсутствуют. Вместе с тем Комиссией установлена необходимость истребования дополнительных доказательств по делу, в связи с чем определением от 24.08.2023 рассмотрение дела было отложено на 10.10.2023 на 15 часов 00 минут.

Определением от 08.09.2023 срок рассмотрения настоящего дела продлен до 09.03.2024.

11.09.2023 от МП «КомСАХ» поступили сведения, согласно которым спецтранспорт Заявителя попыток проезда на полигон ТКО не предпринимал. В соответствии с письмом от 04.01.2023 (представленным ранее) Ответчиком представлен перечень автомобилей, которые с 05.01.2023 должны допускаться на полигон. Контрольные талоны заполнялись на оператора по транспортированию - ООО «Система».

Уведомлением от 15.09.2023 в связи с производственной необходимостью рассмотрение настоящего дела было перенесено на 17.10.2023 на 15 часов 00 минут, в котором также указано, что лицам, участвующим в рассмотрении дела, необходимо представить сведения и материалы, запрошенные определением от 24.08.2023 об отложении рассмотрения настоящего дела, в установленные данным определением сроки.

По состоянию на 17.10.2023 сведения и материалы, запрошенные Комиссией определением от 24.08.2023 об отложении рассмотрения настоящего дела, лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлены.

17.10.2023 с участием представителей Заявителя и Ответчика состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором они полностью поддержали все пояснения и доводы, представленные ранее в ходе рассмотрения дела. В результате рассмотрения настоящего дела Комиссией принято решение об отложении его рассмотрения, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Определением от 17.10.2023 рассмотрение дела отложено на 29.11.2023 на 11 часов 00 минут.

Заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-727/2023 (исх. № ТМ/9862/23 от 26.10.2023) изготовлено и направлено в адрес Ответчика и Заявителя. Согласно сведениям с официального сайта АО «Почта России»: https://www.pochta.ru, конверты, содержащие копию указанного заключения, направленные на юридический и почтовый адреса Ответчика и Заявителя соответственно, и вручены адресатам 01.11.2023.

29.11.2023 с участием представителей Заявителя и Ответчика состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представитель Заявителя каких-либо дополнительных доводов, пояснений либо документов не представил. В свою очередь представитель Ответчика представила возражения на заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-727/2023 исх. № 2727 от 29.11.2023, согласно которым поддержаны ранее представленные доводы и пояснения, а также указано следующее:

1. со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 425 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), сделан вывод о том, что момент подписания соглашения не имеет значения, если его стороны исполняли его с 03.01.2023. Директор Заявителя посредством указания в соглашении даты 03.01.2023, фактически подтвердил окончание срока действия Договора № 13-2/ЛУК;

2. Заявителем не представлено доказательств, куда направлялись «собираемые с 03.01.2023 и позднее» отходы.

Изучив материалы дела № 042/01/10-727/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующее:

Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.6 ФЗ № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Постановление № 881).

В соответствии с пунктом 8 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 утверждена территориальная схема обращения Кемеровской области с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО (далее – Территориальная схема обращения с ТКО). В соответствии с пунктом 11 раздела «Особенности региона» схемы обращения с ТКО территория Кемеровской области разделена на две зоны - «Юг» и «Север».

ООО «Чистый город Кемерово» осуществляет деятельность в зоне «Север», на основании соглашения от 22.11.2018 с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, заключенного по результатам открытого конкурса на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и права на организацию деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Север» Кемеровской области (далее – Соглашение). Дополнительным соглашением № 1 от 10.09.2021 к Соглашению департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по тексту Соглашения заменен на Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в связи с переименованием.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ, статьей 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники ТКО, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Население и юридические лица в соответствии с положениями ЖК РФ и Закона № 89-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 23 Правил № 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Согласно Закону № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пунктом 3 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ установлено, что Правительство РФ определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), установлены порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО (далее соответственно – торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 % ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.

В силу пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом РФ.

Таким образом, в случае если в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и в соглашении с субъектом РФ указано, что региональный оператор должен провести торги на услуги по транспортированию ТКО в отношении всей территории, региональный оператор обязан соблюдать указанные положения и провести торги в отношении всей территории субъекта РФ, соблюдая принципы, указанные в пункте 9 Правил № 1133.

Пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что в отношении не менее 15 % объема услуг по транспортированию ТКО, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 Правил № 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133.

Таким образом, деятельность по транспортированию ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами или операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО. При этом операторов по обращению с ТКО выбирает региональный оператор.

22.12.2020 по итогам электронного аукциона (протокол от 10.12.2020 № в ЕИС 2100700002320000020-2-1) между ООО «Лидер УК» и ООО «Чистый Город Кемерово» заключен Договор № 13-2/ЛУК сроком действия с 01.01.2021 года по 31.12.2023, согласно п.1.1, 1.2 которого Оператор (ООО «Лидер УК») по заданию Регионального оператора (ООО «Чистый Город Кемерово») обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных в границах территории в пределах зоны деятельности Регионального оператора (далее – Территория обслуживания), а именно: осуществлять погрузку ТКО в местах их накопления, их дальнейшие транспортирование и передачу в места приема и передачи операторам по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с ТКО, а Региональный оператор обязуется оплачивать оказанные ему услуги. Территория обслуживания (место оказания услуг) определена в Приложении № 1 к Договору № 13-2/ЛУК, и включает:

Анжеро-Судженский городской округ (г. Анжеро-Судженск, Поселок 3-й склад, Поселок 326-го Квартала, Поселок 348-го Квартала, Поселок Козлы, Поселок Красная Горка, Село Лебедянка, Рудничный поселок городского типа, Поселок Терентьевка);

Яйский муниципальный округ, в составе Яйского городского поселения и 9 сельских поселений;

Ижморский муниципальный округ, в составе Ижморского городского поселения и 6 сельских поселений.

Согласно Приложению № 4 к Договору № 13-2/ЛУК местом приема и передачи ТКО является Полигон захоронения ТКО, расположенный на северо-западе Анжеро-Судженска, географические координаты: 56,105351; 85,975498, эксплуатирующая организация: МП Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство».

04.01.2023 ООО «Чистый Город Кемерово» направило в адрес ООО «Лидер УК» решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 28.12.2022 № 3233, полученное последним 09.01.2023. Согласно данному решению региональный оператор, руководствуясь п.10.4 Договора № 13-2/ЛУК, в связи неоднократными нарушениями ООО «Лидер УК» в период с февраля 2021 по октябрь 2022 графика транспортирования ТКО (что подтверждается направленными претензиями № 452 от 19.02.2021, № 650 от 11.03.2021, № 1295 от 13.04.2021, № 1480/1 от 30.04.2021, № 2600 от 12.08.2021, № 2820-5 от 31.08.2021, № 3265-2 от 30.09.2021, №3657 от 29.10.2021, № 3906 от 24.11.2021, № 1422 от 27.05.2022, № 1423 от 27.05.2022, № 2536 от 29.09.2022, № 2537 от 29.09.2022, № 2581 от 05.10.2022, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.11.2021 по делу № А27-18745/2021, Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу № А27-18745/2021 и актами о нарушении ООО «Лидер УК» своих обязательств), решил в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора № 13-2/ЛУК. Согласно данному решению Договор № 13-2/ЛУК считается расторгнутым через 3 (три) рабочих дня с даты уведомления региональным оператором ООО «Лидер УК» о таком одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору, следовательно, решение вступило в силу, а значит и Договор № 13-2/ЛУК считается расторгнутым с 13.01.2023.

Вместе с тем между ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Лидер УК» подписано соглашение о расторжении Договора № 13-2/ЛУК датированное 03.01.2023. В качестве основания расторжения Договора № 13-2/ЛУК в данном соглашении указано соглашение сторон (п.10.1 Договора № 13-2/ЛУК). В соответствии с п.1, 3 указанного соглашения Договор № 13-2/ЛУК расторгается с момента его подписания. Комиссией достоверно не установлена дата подписания данного соглашения, однако согласно имеющимся материалам, она не может быть ранее 08.01.2023, поскольку руководитель ООО «Чистый Город Кемерово» <...>, с 28.12.2022 по 08.01.2023 находился за пределами Государственной границы РФ.

14.12.2022 между владельцем полигона ТКО, расположенным в г. Анжеро-Судженске - МП «КомСАХ», и ООО «Чистый Город Кемерово» заключен договор на захоронение ТКО № 11-П/2022 от 14.12.2022, в связи с чем список принимаемого владельцем полигона ТКО автотранспорта МП «КомСАХ» получает от ООО «Чистый Город Кемерово». 04.01.2023 в адрес МП «КомСАХ» от ООО «Чистый Город Кемерово» поступило уведомление исх. № 1/1 от 04.01.2023, согласно которому, в том числе, указано, что с 05.01.2023 автомобили ООО «Лидер УК» для разгрузки на полигоне по талонам регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» не принимать.

Учитывая вышеизложенное ООО «Чистый Город Кемерово» в нарушение условий Договора № 13-2/ЛУК направило в адрес владельца полигона ТКО в г. Анжеро-Судженске - МП «КомСАХ», уведомление об отказе в принятии для разгрузки на полигоне с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК», поскольку указанный договор, в силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора от 28.12.2022 № 3233, мог прекратить свое действие только с 13.01.2023, а в силу соглашения о расторжении Договора № 13-2/ЛУК, датированного 03.01.2023, не ранее 08.01.2023. Установлено, что иные полигоны ТКО на территории обслуживания ООО «Лидер УК» по Договору № 13-2/ЛУК отсутствуют, и в силу Приложения № 4 к Договору № 13-2/ЛУК местом приема и передачи ТКО для ООО «Лидер УК» является именно полигон захоронения ТКО принадлежащий МП «КомСАХ».

Комиссия считает доводы ООО «Чистый Город Кемерово» несостоятельными, в связи со следующим:

  1. довод Ответчика - датой подписания соглашения от 03.01.2023 о расторжении Договора № 13-2/ЛУК является дата, указанная в нем, а именно 03.01.2023:

данное соглашение подписано руководителями ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Лидер УК» не ранее 08.01.2023, поскольку руководитель ООО «Чистый Город Кемерово» Ратаев Олег Сергеевич, с 28.12.2022 по 08.01.2023 находился за пределами Государственной границы РФ;

  1. довод Ответчика - согласно пунктам 1, 2 статьи 425 ГК РФ момент подписания соглашения не имеет значения, если его стороны исполняли его с 03.01.2023. Директор Заявителя посредством указания в соглашении даты 03.01.2023, фактически подтвердил окончание срока действия Договора № 13-2/ЛУК:

в силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В соответствии с п.1, 3 соглашения о расторжении Договора № 13-2/ЛУК от 03.01.2023 Договор № 13-2/ЛУК расторгается, с момента подписания данного соглашения, само соглашение также вступает в силу с момента его подписания. Таким образом, стороны Договора № 13-2/ЛУК выразили волю о моменте его расторжения, который определили именно моментом подписания соглашения от 03.01.2023. Следовательно, для решения вопроса о дате прекращения действия Договора № 13-2/ЛУК значение имеет именно дата подписания соглашения от 03.01.2023;

  1. довод Ответчика - Заявителем не представлено доказательств, куда направлялись «собираемые с 03.01.2023 и позднее» отходы:

Заявителем представлен акт об оказанных услугах от 05.01.2023 к Договору № 13-2/ЛУК, подписанный 12.01.2023 Заявителем и 27.01.2023 Ответчиком через оператора ЭДО АО «ПФ «СКБ Контур», согласно которому Заявитель оказал Ответчику услуги по транспортированию ТКО в период с 01.01.2023 по 04.01.2023. Таким образом, в деле имеются доказательства, подтверждающие оказание ООО «Лидер УК», в рамках Договора № 13-2/ЛУК, услуг по сбору и транспортированию ТКО до 04.01.2023. Иного Ответчиком не подтверждено. Поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является ущемление интересов Заявителя со стороны занимающего доминирующее положение участника рынка оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Кемеровской области - Кузбасса в зоне деятельности «Север» - регионального оператора по обращению с отходами ООО «Чистый Город Кемерово», путем отказа в принятии для разгрузки на полигоне ТКО с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК» при наличии действующего как минимум до 08.01.2023 включительно Договора № 13-2/ЛУК, – сведения о том, куда направлялись отходы, собранные Заявителем после 04.01.2023 (с 05.01.2023), не имеют значения для рассмотрения настоящего дела и не могут повлиять на выводы Комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как указано выше Законом № 89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.

Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами № 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пунктом 5 Правил № 1156 предусмотрено заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Таким образом, физические и юридические лица не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Кроме того, как указано выше, именно региональный оператор является лицом, которое выбирает операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО.

Учитывая вышеизложенное, региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам на установленной территории деятельности, в связи с чем ООО «Чистый Город Кемерово» занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО на территории Кемеровской области - Кузбасса в зоне деятельности «Север», на которой является региональным оператором обращения с ТКО.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с вышеизложенным действия ООО «Чистый Город Кемерово», занимающего доминирующее положение на рынке по обращению с ТКО в географических границах Кемеровской области - Кузбасса, в зоны деятельности «Север», по отношению к ООО «Лидер УК», выразившиеся в указании владельцу полигона ТКО, расположенного в г. Анжеро-Судженске - МП «КомСАХ», о необходимости отказа в принятии для разгрузки на полигоне с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК», вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, поскольку, при наличии действующего не ранее чем до 08.01.2023 Договора № 13-2/ЛУК, ими установлены для ООО «Лидер УК» не предусмотренные законодательством РФ препятствия, касающиеся исполнения данного договора, а значит ущемлены интересы последнего.

В связи с тем, что в настоящее время Договор № 13-2/ЛУК расторгнут сторонами Комиссия считает, что основания для выдачи предписания отсутствуют.

Заявителем не представлено сведений о размере нанесенного ущерба.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. признать ООО «Чистый Город Кемерово» ИНН 4205284801 нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  2. предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленного нарушения не выдавать;

  3. передать материалы дела должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>


 

<...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

ООО "Лидер УК"
ИНН 4246019520, ОГРН 1144246000700
ООО «Чистый город Кемерово»
ИНН 4205284801, ОГРН 1144205004987