Решение №05/134э по жалобе от 27 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 042/07/3-35/2022
«26» января 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия Кемеровского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии: |
<…>; |
Члены комиссии |
<…>; <…>; <…>; <…>, |
При рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:
- <…> – представителя ФГБОУ ВО КемГУ (доверенность от 15.05.2017 № С-1);
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «МКС Сервис» и материалы жалобы № 042/07/3-35/2022,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «МКС Сервис» (Заявитель) на действия Закупочной комиссии Заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее – Заказчик, ФГБОУ ВО КемГУ) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение ремонтных работ санузлов, извещение опубликовано 29.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32111002882 (далее – Закупка).
По мнению Заявителя, ООО «МКС Сервис» необоснованно отказали в допуске к участию в аукционе.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 18.01.2022 № 05/60э рассмотрение жалобы № 042/07/3-35/2022 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 26.01.2022 г. на 14 часов 00 минут.
В связи с производственной необходимостью рассмотрение жалобы уведомлением от 24.01.2022 № 05/99э перенесено на 26.01.2022 на 11 часов 00 минут.
Данные уведомления на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлены на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.
25.01.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили возражения ФГБОУВО КемГУ на жалобу (вх. 254).
26.01.2022 на заседании Комиссии представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
26.01.2022 представитель Заказчика на заседание Комиссии пояснила, что с доводами жалобы не согласны. Подробно доводы на жалобу изложены в письменном отзыве (вх. от 25.01.2022 № 254).
Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-35/2022, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Федеральный закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частями 9 и 10 статьи 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик в праве установить обязанность предоставления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки. Частью 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках в том числе установлено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 Раздела 6 Главы Положения о закупке КемГУ при описании предмета закупки Заказчик указывает:
1) требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров, работ, услуг, порядок приемки товаров, работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика;
2) требования стандартов, технических регламентов или иных нормативных документов, которым должны соответствовать товары, работ, услуги, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки, перед заключением договора либо при поставке продукции (при необходимости);
3) при закупке товаров - требования к их количеству, размерам, комплектации, упаковке, отгрузке товара, месту, сроку (графику) поставки;
4) при закупке работ, услуг - требования к их объему (или порядку его определения), составу и(или) содержанию, результатам, срокам и(или) последовательности их выполнения, а также при необходимости требования к материалам, используемым при выполнении работ, оказании услуг;
5) указание на то, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) (при необходимости).
Подпунктами 1 и 2 пункта 10 раздела 4 главы III Положения о закупке установлено, что для проведения аукциона в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением о проведении аукциона в электронной форме и включает в себя следующие сведения:
1) описание предмета закупки с учетом требований Положения о закупке;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в аукционе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки.
Согласно пункту 15 раздела 4 главы III Положения о закупке заявки на участие в аукционе в электронной форме представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке.
Информация, предусмотренная пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 и пункта 15 раздела 4 главы III Положения о закупке указана в разделах 5 и 6 части 1 аукционной документации. Рекомендуемая форма заполнения заявки приведена в Приложении № 2 аукционной документации.
Информация, предусмотренная пунктом 1 части 4 статьи 10 Федерального закона № 223-ФЗ, подпункта 1 пункта 10 раздела 4 главы III Положения о закупке, представлена в части 4 аукционной документации.
Таким образом, в документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком установлены требования в соответствии с Положениями о закупке и не противоречащие Федеральному закону № 223-ФЗ.
Заявке ООО «МКС Сервис» был присвоен в протоколе порядковый номер 2.
Согласно Протоколу № 07/ЭА-223 от 14.01.2022 заявка с порядковым номером 2 была отклонена.
Проанализировав Документацию Заказчика, заявку ООО «МКС Сервис» Комиссия считает отклонение заявки правомерным на основании следующего:
1. Для товара Труба стальная (№ 7 Таблицы № 1 и Таблицы № 2 Приложения № 1 к Техническому заданию) заказчиком установлено в том числе следующее требование:
№ товара |
7 |
|
Группа показателя |
Группа показателей: Габариты, масса |
|
Наименование показателя |
Наружный диаметр: |
|
Требования к значению показателя товара |
26,8/33,5 |
|
Ед. измерения |
мм |
|
В первой части заявки с порядковым номером 2 предложен товар Труба стальная в том числе со следующими характеристиками:
№ товара 7 Труба стальная |
|
|
… |
… |
… |
Наименование показателя |
Наружный диаметр: |
Масса 1 м трубы: |
Требования к значению |
33,5 |
2,4617 |
Ед. измерения |
мм |
кг |
… |
… |
… |
Согласно требованиям к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, представленным в разделе 5 аукционной документации:
- в случае установления в требования к значению показателя с применением слов/знаков «или», «и/или», «;» (знак «точка с запятой»), «/» (за исключением случаев, когда знак «/» стоит в единицах измерения и в числах, выраженных в виде простой несократимой дроби, в выражениях «ввод/вывод» при любом склонении, «380/660», «380/380», «EIA/TIA-485», марке битума, при указании значений ширины, формы выключателей и при указании диаметров и цвета) потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования «или», «;», «/» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя (при наличии) и одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования «и/или» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя (при наличии) и одно или несколько значений через запятую. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного(-ых) значения(-й) показателя
…
- во всех иных случаях (не описанных в данной инструкции) требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания».
Положениями аукционной документации установлено, что при указании значений показателя через знак «/» заказчику удовлетворяет каждый из предложенных вариантов значений показателей. При этом тут же указано, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика. Однако, в этом же предложении заказчиком установлены исключения для знака «/», а именно: когда данный знак стоит при указании в том числе диаметров. То есть, заказчиком в этом же предложении установлены случаи исключения.
Следовательно, в соответствии с положениями требований к порядку предоставления конкретных показателей товаров указанные требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.
Таким образом, в соответствии с требованиями к порядку предоставления конкретных показателей, представленными в составе аукционной документации, значение показателя «Наружный диаметр» для товара Труба стальная является неизменным.
Относительно данного вопроса заказчику не поступило ни одного запроса.
2. Для товара Выключатель (№ 13 Таблицы № 1 и Таблицы № 2 Приложения № 1 к Техническому заданию) заказчиком установлены в том числе следующие требования:
№ товара |
|
13 |
Группа показателя |
|
Группа показателей: Описание, внешний вид |
Наименование показателя |
|
Цвет: |
Требования к значению показателя товара |
|
белый/слоновая кость |
Ед. измерения |
|
|
№ товара |
|
13 |
Группа показателя |
|
Группа показателей: Описание, внешний вид |
Наименование показателя |
|
Форма: |
Требования к значению показателя товара |
|
квадратная/прямоугольная |
Ед. измерения |
|
|
В первой части заявки с порядковым номером в протоколе 2 предложен товар Выключатель в том числе со следующими характеристиками:
№ товара 13 Выключатель |
||
Группа показателя |
Группа показателей: Описание, |
|
Наименование показателя |
Цвет: |
|
Требования к значению показателя товара |
белый |
|
Группа показателя |
Группа показателей: Описание, |
Группа показателей: Описание, |
Наименование показателя |
Цвет световой индикации: |
Форма: |
Требования к значению показателя товара |
Х |
квадратная |
… |
… |
… |
Согласно требованиям к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, представленным в разделе 5 аукционной документации:
- в случае установления в требования к значению показателя с применением слов/знаков «или», «и/или», «;» (знак «точка с запятой»), «/» (за исключением случаев, когда знак «/» стоит в единицах измерения и в числах, выраженных в виде простой несократимой дроби, в выражениях «ввод/вывод» при любом склонении, «380/660», «380/380», «EIA/TIA-485», марке битума, при указании значений ширины, формы выключателей и при указании диаметров и цвета) потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования «или», «;», «/» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя (при наличии) и одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования «и/или» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя (при наличии) и одно или несколько значений через запятую. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного(-ых) значения(-й) показателя
…
- во всех иных случаях (не описанных в данной инструкции) требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.»
Положениями аукционной документации установлено, что при указании значений показателя через знак «/» заказчику удовлетворяет каждый из предложенных вариантов значений показателей. При этом тут же указано, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика. Однако, в этом же предложении заказчиком установлены исключения для знака «/», а именно: когда данный знак стоит при указании в том числе формы выключателей и при указании цвета. То есть, заказчиком в этом же предложении установлены случаи исключения.
Иными положениями требований к порядку предоставления конкретных показателей формы выключателей и цвета, значения которых перечислены через знак «/», в аукционной документации не встречается. Следовательно, в соответствии с положениями требований к порядку предоставления конкретных показателей товаров указанные требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.
Таким образом, в соответствии с требованиями к порядку предоставления конкретных показателей, представленными в составе аукционной документации, значения показателей «Форма» и «Цвет» для товара Выключатель являются неизменными.
Относительно данного вопроса заказчику не поступило ни одного запроса.
3. Сантехническая перегородка (№ 17 Таблицы № 1 и Таблицы № 2 Приложения № 1 к Техническому заданию) заказчиком установлены в том числе следующие требования:
№ товара |
|
17 |
Группа показателя |
|
Группа показателей: Описание, внешний вид |
Наименование показателя |
|
Перегородка: |
Требования к значению показателя товара |
|
должна представлять собой металлический каркас с листовым заполнением, обеспечивающий деление открытого пространства на три одинаковые изолированные кабинки |
Ед. измерения |
|
|
№ товара |
17 |
|
Группа показателя |
Группа показателей: Свойства |
|
Наименование показателя |
Толщина листового заполнения: |
|
Требования к значению показателя товара |
не ≤14 но ≤26 |
|
Ед. измерения |
мм |
|
№ товара |
|
17 |
Группа показателя |
|
Группа показателей: Материал изготовления, состав |
Наименование показателя |
|
Ширина кабинки и двери: |
Требования к значению показателя товара |
|
не более 1100 |
Ед. измерения |
|
мм |
№ товара |
|
17 |
Группа показателя |
|
Группа показателей: Габариты, масса |
Наименование показателя |
|
Ширина: |
Требования к значению показателя товара |
|
от 2000 |
Ед. измерения |
|
мм |
В первой части заявки с порядковым номером в протоколе 2 предложен товар Сантехническая перегородка в том числе со следующими характеристиками:
№ товара 17 Сантехническая перегородка |
||
Группа показателя |
Группа показателей: Описание, |
|
Наименование показателя |
Перегородка: |
|
Требования к значению |
представляет собой металлический каркас с листовым заполнением, обеспечивающий деление открытого пространства на |
|
… |
… |
… |
Группа показателя |
Группа показателей: Свойства |
Группа показателей: Свойства |
Наименование показателя |
Толщина листового заполнения: |
Пластик: |
Требования к значению |
16 |
Х |
Ед. измерения |
мм |
|
… |
… |
… |
Группа показателя |
Группа показателей: Материал |
Группа показателей: Материал |
Наименование показателя |
Заполнение: |
Ширина кабинки и двери: |
Требования к значению |
ЛДСП |
кабинки – 1000 двери - 700 |
Ед. измерения |
|
мм |
… |
… |
… |
Группа показателя |
Группа показателей: Габариты, масса |
Группа показателей: Габариты, |
Наименование показателя |
Глубина: |
Ширина: |
Требования к значению |
1,2 |
3000 |
Ед. измерения |
м |
мм |
Согласно требованиям к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, представленным в разделе 5 аукционной документации:
«- в случае установления одновременно соответствующих минимального и максимального значений показателя товара, разделенных союзом «и» или союзом «но», и использованы в любом порядке слова/словосочетания/предлоги/знаки «не менее», «не ниже», «не более», «не выше», «более», «менее», «выше», «ниже», «от», «до», «≥», «не <», «≤», «не >», «>», «не ≤», «<», «не ≥» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки должен указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования слов/словосочетаний/предлогов/знаков «не более», «более», «не менее», «менее», «выше», «ниже», «не ниже», «не выше», «от», «до», «≥», «не <», «≤», «не >», «>», «не ≤», «<», «не ≥». При этом, использование предлога «от» означает, что участник должен указать конкретное значение показателя, превышающее установленное минимальное значение показателя товара, а использование предлога «до» означает, что участник должен указать конкретное значение показателя, меньшее по значению установленного максимального значения показателя товара
…
- в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием предлога «от» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное минимальное значение показателя товара без использования предлога «от»
…
- в случае установления в соответствующего максимального значения показателя товара с использованием словосочетания «не более» при наличии в наименовании показателя знака «:», участник закупки должен указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее установленного максимального значения показателя товара без использования словосочетания «не более»
…
В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений заявка на участие в аукционе может быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника закупки»
Заявителем указано, что перегородка будет с заполнением ЛДСП толщиной 16 мм, с тремя одинаковыми кабинками шириной 1000 мм и общая ширина перегородки составит 3000 мм. С причиной отклонения по данному пункту заявитель не согласился ссылаясь в жалобе на то, что ширина кабинок указана с учетом толщины листового заполнения.
Действительно, предложенные заявителем характеристики формально удовлетворяют требованиям аукционной документации. Однако, данные характеристики носят недостоверный характер.
При наличии трех одинаковых изолированных кабинок перегородка имеет в своем составе как минимум два листовых заполнения, которые разделяют кабинки. Сама такая перегородка при этом должна быть расположена между двумя стенами и упираться в них.
Помещения между собой разграничиваются стенами. При этом сантехническая перегородка с тремя изолированными кабинками, опять же содержит минимум две стены из листового заполнения.
Ширина помещения стандартной формы определяется как расстояние между противоположными стенами без учета толщины стен. Наиболее наглядным и примитивным примером служит ширина комнаты. При упоминании о ширине комнаты какого-либо объекта недвижимости не возникает вопросов относительно того, включает ли это значение еще и толщину стен или не включает.
Ширина кабинки туалета измеряется как расстояние между стенками этой кабинки, без учета толщины этих стенок, то есть учитывается именно внутренне расстояние между стенками кабинок, а толщина стенок является отдельным параметром, оговаривается отдельно и влияет на общую ширину перегородки.
Таким образом, даже если предлагаемая сантехническая перегородка содержит минимальное количество разделяющих стенок (2 шт.), ее ширина в соответствии с размерами, указанными в заявке, должна составлять 1000+16+1000+16+1000=3032 (мм). Полученное значение не равно 3000 мм.
Если же представленное значение ширины в 1000 мм включает в себя и толщину стенок, то как указано выше, это значение не характеризует ширину кабинки. При ширине 1000 мм с учетом толщины стенок ширина кабинки (в общеизвестном понимании) будет менее 1000 мм.
Относительно данного вопроса заказчику не поступило ни одного запроса.
Другими участниками закупки заявки поданы в соответствии с требованиями документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России считает, что заявка с порядковым номером в протоколе 5 была отклонена правомерно.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «МКС Сервис» на действия Закупочной комиссии Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» необоснованной.
Заместитель председателя комиссии: |
<…> |
Члены Комиссии: |
<…> |
Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.