Решение б/н Решение по делу № 14/А-17.1-2017 от 8 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                           г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» ноября 2017 г.                                                 

В полном объеме решение изготовлено «07» ноября 2017 г.

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 14/А-17.1-2017, возбужденное по признакам нарушения администрацией Яйского муниципального района (652100, Кемеровская область, пгт. Яя, ул. Советская, 17), администрацией Яйского городского поселения (652100, Кемеровская область, пгт. Яя, ул. Советская, 3) пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в передаче ООО «Сибирь» в безвозмездное пользование автомобильной и дорожной техники, находящейся в  муниципальной собственности, для целей исполнения муниципального контракта при условии, что аукционной документацией не предусмотрено предоставление данных прав, в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

     Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20.07.2017г. № 86 было возбуждено дело № 14/А-17.1-2017 по признакам нарушения администрацией Яйского муниципального района пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), выразившимся в передаче ООО «Сибирь» в безвозмездное пользование автомобильной и дорожной техники, находящейся в муниципальной собственности, для целей исполнения муниципальных контрактов при условии, что аукционной документацией не предусмотрено предоставление данных прав победителю торгов.

     Определением от 21.07.2017г. рассмотрение дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16.08.2017г. на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

     27.07.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения от администрации Яйского муниципального района, согласно которым муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним, заключались между заказчиком – администрацией Яйского городского поселения и ООО «Сибирь». Администрация Яйского муниципального района является уполномоченным органом по определению поставщиков и не имеет полномочий на определение условий контракта, а также подписание муниципальных контрактов. Контракты подписываются только самими заказчиками, для которых были определены поставщики.

     09.08.2017г. уведомлением рассмотрение дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 29.08.2017г. на 11 часов 00  минут.

     29.08.2017г. представитель администрации Яйского муниципального района, присутствовавшая на заседании комиссии, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях от 27.07.2017г.

     Определением от 29.08.2017г. к участию в рассмотрении дела № 14/А-17.1-2017 в качестве ответчика была привлечена администрация Яйского городского поселения.

     29.08.2017г. определением об отложении рассмотрения дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства данное дело было отложено на 28.09.2017г. на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

     11.09.2017г. уведомлением рассмотрение дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 11.10.2017г. на 14 часов 00  минут.

     На заседании Комиссии, состоявшемся 11.10.2017г., представитель администрации  Яйского муниципального района пояснила, что администрация Яйского муниципального района является уполномоченным органом по проведению конкурсных (аукционных) процедур в сфере закупок с целью определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг. Уполномоченный орган не наделен полномочиями по обоснованию закупок, определению условий контракта, а также полномочиями по подписанию контракта. Формирование заявок на размещение извещения о проведении закупки, неотъемлемой частью которых является проект муниципального контракта, обоснование начальной цены контракта, разработку технического задания (описание объекта закупки) осуществляет заказчик – администрация Яйского городского поселения.

     Представитель администрации Яйского городского поселения, присутствовавшая 11.10.2017г. на заседании Комиссии, пояснила, что администрация Яйского городского поселения два раза в год готовит конкурсную документацию на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий прилегающих к ним. Неотъемлемой частью конкурсной документации является сметный расчет. При составлении сметы на выполнение указанных работ стоимость эксплуатации машин и механизмов, участвующих в выполнении комплекса работ не учитывается. Автомобильная техника, необходимая для выполнения работ находится на балансе администрации Яйского городского поселения. На основании пункта 10 части 1 статьи ФЗ № 135-ФЗ, предусматривающего возможность предоставления муниципального имущества без торгов лицу, заключившему муниципальный контракт, для целей исполнения такого муниципального контракта, автомобильная техника была предоставлена победителю аукциона - ООО «Сибирь».

     На заседании комиссии, состоявшемся 11.10.2017г., Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 48.1 ФЗ № 135-ФЗ перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

     Частью 3 статьи 48.1 ФЗ № 135-ФЗ определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению 11.10.2017г. определением об отложении рассмотрения дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение данного дела было отложено на 01.11.2017г. на 11 часов 00 минут.

     Копия определения об отложении рассмотрения дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, заключения об обстоятельствах дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства были направлены заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

     Лицами, участвующими в деле, иных пояснений, доказательств, доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

     01.11.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство администрации Яйского городского поселения о рассмотрении дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей администрации, в связи с невозможностью явки.  

     Изучив материалы дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регулируются статьей 17.1 ФЗ № 135-ФЗ.

     Частью 1 статьи 17.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

     Согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 ФЗ № 135-ФЗ заключение, в том числе договоров безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ), если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения муниципального контракта.

     Исходя из изложенного, предоставление указанных выше прав может быть осуществлено только по результатам торгов, в случае если предоставление данных прав предусмотрено для целей исполнения муниципального контракта, то такое предоставление должно быть предусмотрено конкурсной/аукционной документацией.

     На сайте http://zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении электронных аукционов для закупок № 0139300031315000030, № 0139300031315000049,                            № 0139300031316000025 на право выполнения работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним. Уполномоченным органом, осуществляющим размещение извещения о проведении электронного аукциона и документации на осуществление закупки, является администрация Яйского муниципального района.

     Пунктом 2.1.1 документации о проведении аукциона в электронной форме (далее – аукционная документация) установлено, что заказчиком по указанным выше закупкам является администрация Яйского городского поселения.

     Согласно пункту 5 протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0139300031315000030 от 07.07.2015г., пункту 5 протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0139300031315000049 от 17.12.2015г., пункту 9 протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0139300031316000025 от 08.07.2016г. на основании рассмотрения единственных заявок на участие в данных электронных аукционах и в соответствии с частью 1 статьи 71 ФЗ № 44-ФЗ аукционной комиссией принято решение о заключении соответствующих муниципальных контрактов с единственным участником ООО «Сибирь».

     18.07.2015г., 30.12.2015г., 19.07.2016г. между администрацией Яйского городского поселения и ООО «Сибирь» заключены следующие муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним: муниципальный контракт № 11 (сроком действия с 18.07.2015г. до 31.12.2015г.), муниципальный контракт № 19 (сроком действия с 01.01.2016г. до 30.06.2016г.), муниципальный контракт № 4 (сроком действия с 19.07.2016г. до 31.12.2016г.) соответственно.

     18.07.2015г., 30.12.2015г., 19.07.2016г. между администрацией Яйского городского поселения и ООО «Сибирь» заключены договоры безвозмездного пользования № 4/1, № 10, № 2 для целей выполнения указанных выше муниципальных контрактов. Сроки действия данных договоров аналогичны срокам действия соответствующих муниципальных контрактов.

     Согласно пункту 2.1 договоров безвозмездного пользования № 4/1 от 18.07.2015г., № 10 от 30.12.2015г., № 2 от 19.07.2016г. администрацией Яйского городского поселения передано ООО «Сибирь» во временное безвозмездное пользование имущество казны для исполнения муниципального контракта № 11 от 18.07.2015г., муниципального контракта № 19 от 30.12.2015г., муниципального контракта № 4 от 19.07.2016г., а именно движимое муниципальное имущество: автомобиль, автогрейдеры, погрузчик универсальный малогабаритный, колесный трактор, трактор Беларус, экскаватор.

     Установлено, что в аукционной документации от 18.06.2015г., от 26.11.2015г., от 20.06.2016г. о проведении аукциона в электронной форме на право выполнения работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним, информация о предоставлении указанных выше прав для исполнения муниципального контракта, заключенного в порядке ФЗ № 44-ФЗ, отсутствует.

     Согласно пояснениям администрации Яйского муниципального района администрация является уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и не имеет полномочий на определение условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, а также на подписание муниципальных контрактов). Взаимодействие между уполномоченным органом – администрацией Яйского муниципального района и заказчиками регламентировано положениями постановления администрации Яйского муниципального района № 2183 от 29.12.2016г. «Об утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Яйского муниципального района». В соответствии с указанным порядком взаимодействия в целях определения поставщика заказчик формирует заявки на размещение извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг, неотъемлемой частью которых является проект муниципального контракта, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, техническое задание (описание объекта закупки). Уполномоченный орган в течении пяти рабочих дней со дня принятия в обработку заявки на определение поставщиков разрабатывает документацию об электронном аукционе, извещение о проведении запроса котировок и осуществляет предусмотренные действующим законодательством полномочия по определению поставщиков.

     В соответствии с пояснениями администрации Яйского городского поселения к полномочиям администрации Яйского городского поселения относится подготовка аукционной документации на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним. При составлении сметы на выполнение данных работ учитываются затраты на оплату труда персонала. Стоимость эксплуатации машин и механизмов, участвующих в выполнении  данного комплекса работ в сметном расчете не учитывается. Сметный расчет является неотъемлемой частью конкурсной документации. В виду того, что техника находится на балансе администрации Яйского городского поселения, согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 ФЗ № 135-ФЗ права владения и (или) пользования в отношении данного муниципального имущества могут быть предоставлены без торгов лицу, с которым заключен муниципальный контракт по результатам аукциона, проведенного в порядке ФЗ № 44-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено аукционной документацией для целей исполнения данного муниципального контракта. Договоры безвозмездного пользования движимым муниципальным имуществом заключены на срок исполнения муниципальных контрактов, заключенных в порядке ФЗ № 44-ФЗ.

     11.10.2017г. Комиссией Кемеровского УФАС России при рассмотрении дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что администрацией Яйского муниципального района принято постановление № 2183 от 29.12.2016г. «Об утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Яйского муниципального района» (далее – Порядок взаимодействия).

     Согласно пункту 1.3 Порядка взаимодействия регламентировано взаимодействие отдела экономического развития территории администрации Яйского муниципального района (далее – уполномоченный орган) и заказчиков, указанных в приложении № 2 к настоящему постановлению, в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг (далее - заказчики).

     Пунктами 1.5, 1.6 Порядка взаимодействия установлено, что уполномоченный орган осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков на основании заявок заказчиков, составленных в соответствии с планом-графиком закупок, в порядке предусмотренным ФЗ № 44-ФЗ.

     В соответствии с пунктами 2.1.2, 2.1.4 Порядка взаимодействия уполномоченный орган запрашивает и принимает от заказчика информацию и документы, необходимые для подготовки извещений и документации и размещает в единой информационной системе в сфере закупок. 

     Таким образом, уполномоченный орган наделен полномочиями по размещению информации о закупке (извещения и документации), предусмотренной ФЗ № 44-ФЗ, в единой информационной системе в сфере закупок, а также осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков в порядке, предусмотренном ФЗ № 44-ФЗ.

     Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что согласно приложению № 2 к постановлению № 2183 от 29.12.2016г. заказчиком при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним, является администрация Яйского городского поселения. 

    В соответствии с пунктом 2.2.8 Порядка взаимодействия заказчик разрабатывает проект контракта (договора), содержащий существенные условия его исполнения.

     Согласно пунктам 2.2.13, 2.2.14 Порядка взаимодействия полномочия по разработке и утверждению документация по проведению закупки, а также внесению изменений в документацию  возложены на заказчика.

     Таким образом, обязанность по разработке и утверждению документации по проведению закупки, условий контракта относится к полномочиям заказчика – администрации Яйского городского поселения, на уполномоченный орган – администрацию Яйского муниципального района возложены лишь функции по проведению указанных выше аукционов.

     Администрация Яйского городского поселения не представила доказательств того, что предоставление прав на движимое муниципальное имущество было предусмотрено аукционной документацией для целей исполнения муниципальных контрактов, заключенных в порядке ФЗ № 44-ФЗ.

     Отсутствие в аукционной документации условия о предоставлении техники (движимого муниципального имущества) для целей исполнения муниципального контракта, привело (могло привести) к ограничению конкуренции, сокращению числа потенциальных участников закупки, осуществляющих деятельность на рынке по обслуживанию (содержанию) автомобильных дорог, препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы иных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на передаваемое движимое муниципальное имущество – технику для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и территорий, прилегающих к ним.

     Действия администрации Яйского городского поселения, выразившиеся в передаче ООО «Сибирь» в безвозмездное пользование автомобильной и дорожной техники, являющейся муниципальной собственностью, для целей исполнения муниципального контракта при условии, что аукционной документацией не предусмотрено предоставление данных прав, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Учитывая изложенное, а также то, что срок действия договоров безвозмездного пользования № 4/1 от 18.07.2015г., № 10 от 30.12.2015г., № 2 от 19.07.2016г., заключенных между администрацией Яйского городского поселения и ООО «Сибирь» во исполнение муниципальных контрактов № 11 от 18.07.2015г., № 19 от 30.12.2015г., № 4 от 19.07.2016г., истек, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

     Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

     1. Прекратить рассмотрение дела № 14/А-17.1-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Яйского муниципального района (652100, Кемеровская область, пгт. Яя, ул. Советская, 17) в связи с отсутствием нарушения пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

     2. Признать администрацию Яйского городского поселения (652100, Кемеровская область, пгт. Яя, ул. Советская, 3) нарушившей пунктом 10 часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

     3. Предписание администрации Яйского городского поселения не выдавать.

     4. Передать материалы дела № 14/А-17.1-2017 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны