Решение №09/8242 по обращению от 24 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-715/2021
«11» августа 2021г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<…> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<…>- |
начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, |
|
<…>- |
ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело № 042/05/28-715/2021, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «КТЛ» (далее – ООО «КТЛ», юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, д. 25, оф. 1, ОГРН 1204200008539, Дата присвоения ОГРН 22.06.2020, ИНН 4212041743, КПП 421201001) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Управления городского развития Администрации г. Кемерово (исх. от 01.03.2021 № 06-01-09893, вх. от 02.03.2021 № 915) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламных конструкций по адресу г. Кемерово, пр. Октябрьский, 46, без соответствующего разрешения органов местного самоуправления, следующего содержания:
«Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости…Берем все! Самая дорогая оценка в городе! <…>…»;
«Покупаем дорого».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
29.04.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-715/2021 в отношении ООО «КТЛ» и назначено к рассмотрению на 15.06.2021 на 09 часов 00 минут. Также к рассмотрению данного дела был привлечен <…> в качестве лица, располагающего сведениями относительно распространения спорной рекламы. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в рассмотрении данного дела заказными письмами с уведомлением о вручении.
15.06.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-715/2021 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.
Определением от 15.06.2021 рассмотрение дела № 042/05/28-715/2021 было отложено на 11.08.2021 в 09 часов 10 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отравлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
11.08.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-715/2021 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Управления городского развития Администрации г. Кемерово (исх. от 01.03.2021 № 06-01-09893, вх. от 02.03.2021 № 915) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламных конструкций по адресу г. Кемерово, пр. Октябрьский, 46, без соответствующего разрешения органов местного самоуправления, следующего содержания:
«Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости…Берем все! Самая дорогая оценка в городе! <…>…»;
«Покупаем дорого».
Ранее в адрес Кемеровского УФАС России поступало обращение Управления городского развития Администрации г. Кемерово о размещении аналогичной рекламы ООО «КТЛ» по адресу г. Кемерово, ул. Радищева, 6.
Существует общепринятое понятие о том, что под залог имущества у организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, можно получить денежный займ.
В данном случае из поступившего обращения следует, что по указанному адресу ООО «КТЛ» осуществляется деятельность ломбардов по выдаче займов под залог имущества, а, следовательно, и распространение рекламы о деятельности ломбардов по выдаче займов под залог имущества.
Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено, что ООО «КТЛ» не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, поскольку сведения об ООО «КТЛ» в государственном реестре ломбардов Банка России отсутствуют.
Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе ООО «КТЛ» размещена информация о деятельности по предоставлению займов под залог, т.е. деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».
Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция ООО «КТЛ» размещена без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «КТЛ».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «КТЛ» (юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, д. 25, оф. 1, ОГРН 1204200008539, Дата присвоения ОГРН 22.06.2020, ИНН 4212041743, КПП 421201001), размещенную по адресу г. Кемерово, пр. Октябрьский, 46, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «КТЛ» (юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, д. 25, оф. 1, ОГРН 1204200008539, Дата присвоения ОГРН 22.06.2020, ИНН 4212041743, КПП 421201001) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела № 042/05/28-715/2021 для вынесения предписания о демонтаже рекламной конструкции в соответствии с частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в Управление городского развития Администрации г. Кемерово.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела № 042/05/28-715/2021 для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отдел МВД России по г. Кемерово.
Решение изготовлено в полном объеме «24» августа 2021 года.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».