Решение б/н Решение по жалобе № 155/03-18.1-2017 от 26 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 155/03-18.1-2017

«20» сентября 2017 г.                                                                                                   г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в присутствии представителя ООО «Запсибгеолсъемка» (по доверенности)

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Петербургский завод буровых инструментов» (188650, Ленинградская область, г.Серталово, ул. Ветеранов, д. 3, кв.101; ИНН 7805267426)  (далее также  – ООО «ПЗБИ», Заявитель) и материалы по жалобе № 155/03-18.1-2017,

 

У С Т А Н О В И Л А:

12.09.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «ПЗБИ» (вх. №4019э) на действия закупочной комиссии Акционерного общества «Запсибгеолсъемка» (ул. Школьная, 5, п. Елань, Новокузнецкий район, Кемеровская область, 654219; ИНН/КПП: 4252003906/425201001) (далее – закупочная комиссия) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на поставку алмазного бурового инструмента к буровым снарядам ССК, размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – Запрос предложений) (Извещение № 31705444502).

По мнению заявителя, закупочной комиссией нарушены требования статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также статьи 17 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно:

- заявка ООО «ПЗБИ» незаконно была не допущена к участию в запросе предложений по причине – «Не соответствует ТЗ (техническому заданию)».

Кроме того, из указанных АО «Запсибгеолсъемка» в Техническом задании требований к поставщику невозможно определить количественные и качественные характеристики продукции, закупаемой заказчиком/организатором процедуры.      

Уведомлением от 13.09.2017 г. № 03/8600 рассмотрение жалобы ООО «ПЗБИ» назначено на 20.09.2017 г. Данное уведомление было направлено в адрес ООО «ПЗБИ» и АО «Запсибгеолсъемка».

20.09.2017 г. на рассмотрение Комиссией жалобы № 155/03-18.1-2017 представитель ООО «ПЗБИ» не явился, направив ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, представитель АО «Запсибгеолсъемка» просила признать жалобу ООО «ПЗБИ» необоснованной, приложив письменные пояснения. 

Согласно данным пояснениям, указанные в техническом задании характеристики товара являются функциональными характеристиками, имеющими исключительное значение для такого вида товара, т.к. свидетельствуют о его более высокой прочности при использовании, положительно влияющие на износостойкость и длительность использования.

Заявка ООО «ПЗБИ» была отклонена, в связи с несоответствием характеристикам товара, указанном в техническом задании, а именно в заявке отсутствуют сведения о том, что предлагаемые ООО «ПЗБИ» коронки, с увеличенным размером матрицы и с усилением внутренним слоем рабочей части алмазного слоя. 

Изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

Единственным учредителем АО «Запсибгеолсъемка» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. 

Единоличным исполнительным органом АО «Запсибгеолсъёмка» является АО «Росгеология». Учредителем АО «Росгеология» является Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

Следовательно, АО «Запсибгеолсъемка» относится к организациям, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность АО «Запсибгеолсъемка» регламентирована Положением о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Росгеология» (далее – Положение), к которому АО «Запсибгеолсъемка» присоединилось согласно протоколу заседания Совета директоров АО «Запсибгеолсъемка» № 4/2015 от 30.10.2015г. Указанное Положение размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).  

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В пункте 3.1 раздела 3 Положения предусмотрены следующие способы и виды закупок:

- конкурс (открытый или закрытый, одно- или двухэтапный);

- аукцион (открытый или закрытый), в том числе аукцион в электронной форме (электронный аукцион);

- запрос предложений (открытый или закрытый, одно- или двухэтапный); 

 - запрос цен;

- закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- конкурентные переговоры.

Согласно пункту 8.1.1. Положения открытый запрос предложений применяется, если предметом закупки является поставка Продукции, минимальные требования при Закупке которой могут быть установлены и формализованы Заказчиком (в том числе требования к Участнику закупки, к Продукции, к условиям договора), но принятие решения о выборе Поставщика по наименьшей цене нецелесообразно, так как при этом не учитываются предпочтения Заказчика в части характеристик Продукции и/или иных условий Закупочной процедуры. Запрос предложений подразумевает определение победителя, подавшего наилучшее предложение в соответствии с требованиями Извещения и Документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2.4.3 Положения документация о закупке содержит полный объем сведений о закупке в соответствии с Извещением о закупке, в том числе установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.    

В соответствии с пунктом 17.3.3 Положения Разъяснение положений Документации о закупки не должно изменять предмета и условий закупки.

31.08.2016г. приказом № 196 АО «Росгеология» утвержден регламент закупочной деятельности АО «Росгеология» (далее – Регламент), который регулирует порядок взаимодействия: структурных подразделений общества с его дочерними и зависимыми обществами (далее – ДЗО) при осуществлении закупочной деятельности, включая формирование необходимой отчетности по ее результатам, для нужд общества и для нужд ДЗО.

Настоящий Регламент обязателен для исполнения дочерними и зависимыми обществами АО «Росгеология», уполномоченные органы которых приняли решение о присоединении к Положению о закупке.

АО «Запсибгеолсъемка» утверждена закупочная документация по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку алмазного бурового инструмента к буровым снарядам ССК для нужд АО «Запсибгеолсъемка» (далее – Закупочная документация).

Запрос предложений проводится в соответствии с планом закупок АО «Запсибгеолсъемка» на 2017 год, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

22.08.2017 г. на официальном сайте в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении АО «Запсибгеолсъемка» запроса предложений на поставку алмазного бурового инструмента к буровым снарядам ССК, размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (Извещение № 31705444502).  

Согласно Протоколу подведения итогов от 04.09.2017 г. (далее – Протокол) на участие в Запросе предложений поступило 8 заявок:

- ООО «ТД «ЭЗТАБ»; 

- ООО «Неолит»;

- ООО «Современные горные решения»;

- АО «Терский завод алмазного инструмента»;

- ООО «ФОРГЕО»;

- ООО «КВАНТИМ»;

- ООО «Петербургский завод буровых инструментов»;

- ООО «МАД Мастер».

Из Протокола следует, что заявки  ООО «ТД «ЭЗТАБ», ООО «Неолит»; ООО «Современные горные решения», ООО «КВАНТИМ», ООО «Петербургский завод буровых инструментов» отклонены закупочной комиссией АО «Запсибгеолсъемка» в связи с несоответствием Техническому заданию, заявки ООО «ФОРГЕО», ООО «МАД Мастер» отклонены за несоответствие условиям оплаты.

Также из Протокола следует, что заявка АО «Терский завод алмазного инструмента» соответствует всем критериям. В результате подведения итогов принято решение о признании победителем Запроса предложений АО «Терский завод алмазного инструмента».

В разделе 2 Закупочной документации «Техническое задание» установлены следующие требования к участникам Запроса предложений: 

№ п/п Наименование Количество, шт.

1 Импрегнированная коронка  NO AZURE ECF13 10WW 10

2 Импрегнированная коронка NO 5-7 ECF13 10WWW 25

3 Импрегнированная коронка NO 6-8 ECF13 10WWW 25

4 Импрегнированная коронка HO 5-7 ECF13 10WW

Импрегнированная 10

5 Импрегнированная коронка HO 6-8 ECF13 10WWW 10

6 Расширитель NO однослойный FN ND 15

7 Расширитель HO SS HD 5

Также в пункте 2 Технического задания указано, что коронки должны быть с увеличенным размером матрицы и с усиленным внутренним слоем рабочей части алмазного слоя.

Согласно пояснению представителя АО «Запсибгеолсъмка» указанное наименование соответствуют каталожной продукции Компании «Атлас Копко», размещенной на сайте: https://www.atlascopco.com.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в Закупочной документации отсутствуют сведения о технических характеристиках товара, а также о возможности поставки аналогичного товара (или эквивалента).  

Кроме того, об отсутствии технических характеристик товара свидетельствует также запрос потенциального участника о разъяснении Закупочной документации от 22.08.2017г. Ответ на данный запрос, конкретизирующий технические характеристики товара был размещен АО «Запсибгеолсъемка» 01.09.2017г. за пределами срока подачи заявок.  

В соответствии с пунктом 3.7.1 Регламента в случае необходимости в Документации о закупке могут содержаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя с указанием слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Обществом.

Согласно Закупочной документации указано, что АО «Запсибгеолсъемка» имеет право не допускать к запросу предложений любую из полученных заявок на участие, в случае ее несоответствия требованиям закупочной документации.

В пункте 17.4.7 Положения указано, что при рассмотрении заявок на участие в закупке участник не допускается к участию в закупке, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям Документации о закупке.

Из заявок участников, поступивших на участие в Запросе предложений, в том числе из заявки победителя - АО «Терский завод алмазного инструмента» следует, что предлагается к поставке аналог товара, указанного в разделе 2 Закупочной документации «Техническое задание».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, закупочная комиссия, допустив к участию в запросе предложений заявку АО «Терский завод алмазного инструмента», нарушила пункт 17.4.7 Положения, а также пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

 Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1  статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Действия Заказчика - АО «Запсибгеолсъмка», не установившего в Закупочной документации технических характеристик и установившего требования поставки товара, выпускаемого конкретным производителем («Атлас Копко»), ограничивает участников закупочной процедуры, противоречит пункту 2.4.3 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также части 1 статьи 2, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы ООО «ПЗБИ» обоснованной. 

По сведениям, представленным АО «Запсибгеолсъмка» в процессе рассмотрения жалобы, договор на поставку алмазного бурового инструмента к буровым снарядам ССК не заключен.

Решая вопрос о выдачи АО «Запсибгеолсъмка» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения АО «Запсибгеолсъмка» запроса предложений, в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 31 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, считает необходимым в целях устранения нарушения порядка организации и проведения торгов выдать АО «Запсибгеолсъмка» предписание об аннулировании процедуры указанного запроса предложений. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ПЗБИ» на действия закупочной комиссии АО «Запсибгеолсъемка» на право заключения договора на поставку алмазного бурового инструмента к буровым снарядам ССК (Извещение № 31705444502) обоснованной.

2. Признать АО «Запсибгеолсъемка» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», часть 1 статьи 2, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В соответствии с п. 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать АО «Запсибгеолсъемка» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Заместитель председателя Комиссии                                                          <…>

Члены Комиссии:                                                                                          <…>

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны