Решение б/н Решение по делу в отношении Управления здравоохранения админ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 44/А-17-2011

                                                                                                              г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «19» октября 2011г.                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «02» ноября 2011г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

Председателя комиссии:
Кухарской Н.Е.  -
руководителя Кемеровского УФАС России;
Членов комиссии:
Клостер Е.А.      -
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;
 
Стельмах С.В.    -
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;
 
Лыжина Д.А.      -
начальника отдела государственного и муниципального заказа;
 
Федотовой О.А. -
старшего государственного инспектора отдела государственного и муниципального заказа;
 
Щегловой Н.В.  -

ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и

социальной сферы;

 

в присутствии:

- <…> – представителя Управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка, по доверенности,

рассмотрев дело № 44/А-17-2011 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка при размещении заказа в форме открытого аукциона  № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (лот №2),

 

установила:

 

21.04.2011 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило письмо ФАС России № АК/14663 от 20.04.2011 г. о нарушениях при закупках инсулинов.

На основании указанного обращения Кемеровским УФАС России была проведена проверка деятельности Управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка при размещении заказа в форме открытого аукциона  № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (лот №2) на предмет соответствия положениям Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ).

Приказом Кемеровского УФАС России от 06.06.2011г. № 171 в отношении Управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка было возбуждено дело № 44/А-17-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося во включении в состав одного лота при проведении открытого аукциона № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (лот №2)  различных торговых наименований инсулинов, что ограничивает количество участников размещения заказа.

Определением от 06.06.2011г. рассмотрение дела № 44/А-17-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.07.2011г.

11.07.2011г. Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка были представлены пояснения по делу № 44/А-17-2011, согласно которым включенные в состав одного лота инсулины относятся к одной группе, имеют одну область применения и соотносятся с предметом торгов. Дробление лота может привести к несвоевременной поставке инсулинов. В прайс-листах дистрибьюторов присутствуют все инсулины. При формировании лотов для предотвращения ограничения количества участников проводился мониторинг фармацевтического рынка, который показал, что в прайс-листах всех оптовых фармацевтических компаний присутствуют все инсулины, являющиеся предметом открытого аукциона.

В связи с изложенным, Управление здравоохранения администрации г. Новокузнецка считает, что при формировании лота №2 открытого аукциона № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (лот №2) не было допущено ограничения конкуренции.

Более подробно позиция Управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка изложена в пояснениях № 596 от 11.07.2011 г.

Дополнительно к пояснениям, Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка была представлена информация с сайта ФармАНАЛИТИК о поставщиках инсулинов и коммерческие предложения поставщиков по инсулинам, являющимся предметом торгов.

11.07.2011г. при рассмотрении дела № 44/А-17-2011 Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела №44/А-17-2011 необходимо получение дополнительных доказательств. Определением от 11.07.2011 г. рассмотрение дела было отложено до 11.08.2011г.

11.07.2011г. дополнительно к пояснениям от 11.07.2011 г. Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка были представлены пояснения по делу № 44/А-17-2011, согласно которым инсулины поставляются на фармацевтический рынок дистрибьюторами, а сами производители не участвуют в аукционах. Условия транспортировки и хранения инсулинов не позволяют поставлять их небольшими партиями напрямую с завода-изготовителя, поскольку это приведет к удорожанию препаратов.

Более подробно позиция Управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка изложена в пояснениях № 519 от 09.08.2011 г.

11.08.2011 г. при рассмотрении дела № 44/А-17-2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств. Определением от 11.08.2011 г. рассмотрение дела было отложено до 02.09.2011г.

Кемеровским УФАС России были направлены запросы в адрес аптек Кемеровской области о поставщиках инсулинов, в адрес муниципального предприятия «Аптеки 42» о даче пояснений по факту неявки муниципального предприятия «Аптеки 42» на участие в открытом аукционе № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» по лоту №2 «Поставка медикаментов, инсулины, 21 наименование».

Уведомлением от 30.08.2011 г. рассмотрение дела  № 43/А-17-2011, назначенное на 02.09.2011 г. было перенесено на 19.10.2011 г. Срок рассмотрения был продлен до 06.03.2011 г.

19.10.2011г. состоялось рассмотрение дела № 43/А-17-2011.

Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка в дополнение к пояснениям № 596 от 11.07.2011 г. были представлены пояснения, согласно которым, по утверждению Управления здравоохранения администрации г. Новокузнецка каждая компания, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность имеет право заключить с производителями договор на дистрибьюцию или вправе обратиться к любому прямому дистрибьютору в целях осуществления поставки лекарственных средств.

Кроме того, в соответствии с представленными пояснениями в сентябре-октябре 2011 г. Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка были проведены отдельные аукционы на 4 торговых наименования инсулинов. В результате по одному торговому наименованию не было подано ни одной заявки, что в случае отсутствия запаса данного инсулина могло привести к срыву лечебного процесса, а по трем торговым наименованиям аукцион был признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

09.12.2010 г. уполномоченным органом – отделом по размещению муниципального заказа г. Новокузнецка на официальном сайте администрации г. Новокузнецка размещено извещение о проведении открытого аукциона № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (11 лотов).

Аукционная документация утверждена начальником управления здравоохранения Администрации г. Новокузнецка <…>.

На участие в открытом аукционе были поданы заявки следующих юридических лиц:

1.) Муниципальное предприятие «Аптеки 42» по лотам №№1,2,5;

2.) ЗАО «Лекомед» по лотам №№1,2,5;

3.) ЗАО «Р-Фарм» по лотам №№8,9;

4.) ЗАО «Вита-макс» по лоту №8.

17.01.2011 г. состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, в результате которой единой комиссией было принято решение о допуске к участию в открытом аукционе всех участников, подавших заявки.

По лотам №№ 3,4,6,7,9,10,11 был признан несостоявшимся. По лоту №9 заказчику рекомендовано заключить контракт с единственным участником ЗАО «Р-Фарм».

18.01.2011 г. в связи с неявкой на открытый аукцион Муниципальное предприятие «Аптеки 42», открытый аукцион по лотам №№1,2,5 был признан несостоявшимся. Заказчику рекомендовано заключить государственные контракты по лотам №№1,2,5 с ЗАО «Лекомед». Победителем открытого аукциона по лоту №8 было признано ЗАО «Вита-макс».

Согласно требованиям аукционной документации открытого аукциона  №№ 501-10/ОРЗ предметом поставки по лоту № 2 являются инсулины, 21 наименование, в том числе:

- НовоРапид ФлексПен (торговое наименование);

- Протофан НМ (торговое наименование);

- Протофан НМ  Пенфил (торговое наименование);

- Хумулин Регуляр (торговое наименование);

- Хумулин НПХ (торговое наименование);

- Биоинсулин Н (торговое наименование);

- Биоинсулин Р (торговое наименование);

- Актрапид НМ (торговое наименование);

- Актрапид НМ Пенфил (торговое наименование);

- Левемир ФлексПен (торговое наименование);

- Новомикс 30 ФлексПен (торговое наименование);

- Хумалог (торговое наименование);

- Хумалог Микс 25 (торговое наименование);

- Ринсулин НПХ (торговое наименование);

- Инсуман Базал ГТ (торговое наименование);

- Лантус СолоСтар (торговое наименование).

Согласно части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94-ФЗ) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Частью 3.1. статьи 34 ФЗ № 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Совместным письмом от 31.10.2007 г. Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 8035-ВС, Федеральной антимонопольной службы № ИА/20555 «О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения» даны разъяснения законодательства о размещении заказов, в том числе по вопросу установления основных принципов формирования предмета торгов (лота) при поставке лекарственных средств.

Как следует из указанного выше письма при размещении на поставку инсулинов и циклоспоринов необходимо формировать отдельный лот по каждому торговому наименованию.

Включение заказчиком – Управлением здравоохранения Администрации г. Новокузнецка в состав одного лота при проведении открытого аукциона №№ 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» различных торговых наименований инсулинов разных производителей ограничивает конкуренцию на торгах, так как влечет невозможность производителей, а также большего числа дистрибьюторов и поставщиков инсулинов участвовать в данном аукционе.

Указанное обстоятельство подтверждается следующим:

В соответствии с информацией, полученной от производителей инсулинов, являющихся предметом размещенного заказа, данные производители имеют разное количество официальных дистрибьюторов, а именно: производитель Протофана НМ, Актрапида НМ - Ново Нордиск А/С, Дания – имеет 6 официальных дистрибьюторов, производитель Хумулина НПХ, Хумуллина Регуляра - Эли Лили энд Компани, США – 14 официальных дистрибьюторов, производитель Ринсулина НПХ – ОАО «Национальные биотехнологии»  - 11 официальных дистрибьюторов, при этом ни одна из компаний не является официальным дистрибьютором всех указанных производителей.

Мнение Управления здравоохранения Администрации г. Новокузнецка, что  каждая компания, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность имеет право заключить с производителями договор на дистрибьюцию или вправе обратиться к любому прямому дистрибьютору в целях осуществления поставки лекарственных средств не может быть признано обоснованным, поскольку обращение к прямому дистрибьютору в целях осуществления поставки лекарственных средств может привести к удорожанию продукции. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями ООО Производственно-коммерческая фирма «Фортуна плюс ИНК» по факту неявки на участие в открытом аукционе №Ц00-0674-10-ОА на поставку лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания по лоту №1 «Поставка гормонов и препаратов, влияющих на эндокринную систему», в открытом аукционе № Ц00-0633-10-ОА на поставку лекарственных средств по лоту №8 «Поставка инсулинов», проводимого 27.01.2011 г., полученными в ответ на запрос Кемеровского УФАС России при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства № 42/А-17-2011№, 43/А-17-2011, причиной неявки явилось включение в один лот при проведении данных аукционов торговых наименований инсулинов разных производителей, в то время как ООО Производственно-коммерческая фирма «Фортуна плюс ИНК» является официальным дистрибьютором одного производителя инсулинов, а поданные на запрос ООО Производственно-коммерческая фирма «Фортуна плюс ИНК» коммерческие предложения дистрибьюторов инсулинов других производителей были неконкурентны.

Утверждение Управления здравоохранения Администрации г. Новокузнецка   об отсутствии ограничения в участии в открытом аукционе производителей инсулинов, поставка которых является предметом размещенного заказа, в связи с тем, что все они самостоятельно не принимают участие в торгах, не может быть принято к сведению, поскольку документально данный факт подтвержден не был.

Кроме того, свидетельством ограничения конкуренции на торгах в случае включения в состав одного лота различных наименований инсулинов является тот факт, что при проведении Управлением здравоохранения администрации г. Новокузнецка отдельных по каждому наименованию инсулина аукционов участниками по трем аукционам были разные поставщики, в то время как при проведении открытого аукциона № 501-10/ОРЗ на право заключить муниципальный контракт на поставку медикаментов для льготного лекарственного обеспечения населения города Новокузнецка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» по лоту №2 было только 2 участника.

 

На основании вышеизложенного, утверждение Управления здравоохранения Администрации г. Новокузнецка об отсутствии ограничения конкуренции при включении различных торговых наименований инсулинов в один лот не может быть признано обоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 41, 49, 50 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

   Признать Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии                                                                         Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии                                                                                      Е.А. Клостер

 

                                                                                                          С.В. Стельмах

                                                                                                         

                                                                                                          Д.А. Лыжин

 

                                                                                                          О.А. Федотова

                                                                                             

                                                                                                          Н.В. Щеглова

Связанные организации

Связанные организации не указаны