Решение №16.03.2015 г. № 08/2297 Решение по делу № 54/З-2015 от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  «11» марта  2015 года                                                                        г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

 Председателя комиссии:    Стельмах С.В.  -  заместителя руководителя
                                                                             Кемеровского УФАС России;

 

Членов Комиссии:                 Лыжина Д.А. –  начальника отдела контроля в сфере

                                                                                  закупок;

                                                                                                                                 

                                          Сивороновой Т.В.– ведущего специалиста-эксперта

                                                                            отдела контроля в сфере закупок;

 

                                             Щегловой Е.Р. -    ведущего специалиста-эксперта

                                                                             отдела контроля в сфере        закупок;

при участии:

- <…> – заместителя руководителя Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в  Кемеровской области  (по доверенности),

Заявитель жалобы, надлежащим образом уведомленный, явку своих представителей не обеспечил.

 Рассмотрев  дело № 54/З-2015, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком   – Федеральным агентством по управлению  государственным имуществом в  Кемеровской области  законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона (Заказ № 0139100005215000004) на оказание услуг по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, и приему и хранению, обращенного в собственность государства иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области, необходимые для осуществления возложенных на ТУ Росимущества в Кемеровской области функций, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

03.03.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила  жалоба Общественного движения Новосибирской      области «За права граждан»  (вх. № 1440 от 03.03.2015 г.) на действия заказчика   – Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в  Кемеровской области  при проведении электронного аукциона (Заказ № 0139100005215000004) на оказание услуг по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, и приему и хранению, обращенного в собственность государства иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области, необходимые для осуществления возложенных на ТУ Росимущества в Кемеровской области функций.

По     мнению    Общественного движения Новосибирской области «За права граждан».    в аукционной документации допущены следующие нарушения:

- в нарушение требований пункта 2 статьи 42 ФЗ № 44 – ФЗ в извещении о проведении закупки не установлена цена единицы услуги (при условии  невозможности определения объема подлежащих выполнению услуг по данной закупке);

-  в нарушение требований  части 1 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ проект государственного контракта  предусматривает условия, противоречащие требованиям  извещения об осуществлении закупки в части  установления права исполнителя услуги осуществить  от своего имени действия  по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество;

- в нарушение требований пункта 6.6 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, выбран неправильный способ определения поставщика в виде аукциона в электронной форме, в то время как право привлечения  организаций для реализации имущества возможно только на конкурсной основе;

- в нарушение требований части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ в аукционной документации требования к участникам сформулированы без  соблюдения принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

На  официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  24.02.2015 г. заказчиком – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в  Кемеровской области  было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме  (Заказ № 0139100005215000004) на оказание услуг по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, и приему и хранению, обращенного в собственность государства иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области, необходимые для осуществления возложенных на ТУ Росимущества в Кемеровской области функций и аукционная документация.

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 05.03.2015 г. подано 6 (шесть) заявок участников закупок, которые признаны соответствующими требованиям документации.

В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, пунктом 2 статьи 42 ФЗ № 44 – ФЗ устанавливается, что в  извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о том, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Разделом «Объект закупки»  извещения о проведении настоящего аукциона в электронной форме предусматривается следующие положения:

 

 

   

Российский рубль

 

Наименование товара, работ, услуг

Код по ОКПД

Единица измерения

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

 

Оказание услуг по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, и приему и хранению, обращенного в собственность государства иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области, необходимые для осуществления возложенных на ТУ Росимущества в Кемеровской области функций

75.14.12.990

УСЛ ЕД

1.00

10000.00

10000.00

 

Итого: 10000.00

 

                         Пунктом 1.1 проекта контракта предусматривается:«Общая стоимость  передаваемого  имущества

  Заказчиком на реализацию Исполнителю не менее 500 000,00 руб.   При этом  Заказчику заранее не известны виды  и об   объемы имущества, поступающего  Заказчику от  территориального  органа ФССП России,  которое будет передано

  Исполнителю для  реализации.   Вес    обращенного    в    собственность   государства  и иного  изъятого имущества,

  Передаваемого  Заказчиком   на хранение Исполнителю  не менее  5 кг. При   этом  Заказчику  заранее не  известны

  виды  и  объемы    обращенного     в собственность     государства  и  иного  изъятого  имущества, которое будет пере   дано Исполнителю для хранения».

 

 

     

 

Оказание услуг по приему, реализации и хранению  имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, и приему и хранению, обращенного в собственность государства иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области, необходимые для осуществления возложенных на ТУ Росимущества в Кемеровской области функций не относится к исчерпывающему перечню случаев, указанному в пункте 2 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ, и, соответственно, не требуют обязательного указания в аукционной документации цены за единицу оказанной услуги и единицы услуги.

Приведенными условиями извещения предусматривается, что оказание услуг, которые не относятся к услугам по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, услугам связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки производится без указания цены за единицу оказанной услуги и единицы услуги.

    Частью 2 статьи 87 Федерального закона 02.11.2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ № 229 - ФЗ) определено, что имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией.

   Как следует из части 7 статьи 87 ФЗ № 229-ФЗ,  судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

     Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.

      Поскольку для заказчика первостепенной задачей является своевременная реализация арестованного имущества в соответствии с действующим законодательством, а проводить закупку для каждого поручения на реализацию не представляется возможным (с момента ареста имущества и до его реализации должно пройти не более одного месяца), то заказчик (Росимущество) заранее отбирает специализированные организации и в течение календарного года распределяет между ними выданные поручения на реализацию арестованного имущества в соответствии с условиями государственного контракта.

     С учётом вышеизложенного определить точный объем и перечень имущества, подлежащего реализации заказчику не представляется возможным, требованиями пункта 2 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ установление  таких условий извещения как количество и цены за единицу  услуги  при оказании услуг, являющихся предметом настоящего аукциона, не требуется.

           

Согласно требованиям части 1 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно пункту 1.1 Проекта государственного контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Государственным контрактом и письменными поручениями Заказчика за вознаграждение от своего имени совершать действия по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов (далее – уполномоченный орган), которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее – Имущество) и приему и хранению, обращенного в собственность государства и иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области.

В случае применения п.23 ст.68 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О размещении заказа»), указанный пункт контракта читать в следующей редакции: «1.2. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Государственным контрактом и письменными поручениями Заказчика от своего совершать действия по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов (далее – уполномоченный орган), которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее – Имущество) и приему и хранению, обращенного в собственность государства и иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области».

Согласно требованиям части  1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Положения проекта государственного контракта не противоречат указанным положениям  Гражданского законодательства. Следовательно,  вопрос совершения соответствующих действий участником закупки после заключения государственного контракта от своего имени  разрешается с соблюдением требований части 1  статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1.2 проекта государственного контакта предусмотрено, что действия по реализации имущества осуществляются во исполнение выдаваемых Исполнителю письменных поручений Заказчика (далее – Поручение). Форма поручения представлена в приложениях № 3 и № 4 к настоящему Государственному контракту. Приложениями № 3 и № 4 к проекту контракта в качестве установленной формы Поручения предусматриваются правила действий «Поверенного»  по  получению имущества в натуре для последующей его реализации. Из чего Комиссия Кемеровского УФАС России  приходит к выводу о том, что  поверенный (исполнитель данной услуги)  действует в соответствии с поручением  Заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить  от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Частью 1 статьей 990 ГК РФ предусмотрено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Частью  1 статьи 1005 ГК РФ предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

По содержанию условий проекта государственного контракта и приложений к нему об обязательности  предоставления «Поверенному»  поручений   следует, что заключаемый в результате аукциона в электронной форме государственный контракт является договором, направленным на действия в чужих интересах, т.е. содержащим признаки договоров поручения, комиссии,  агентского договора.

Указанная  заявителем жалобы часть 1 статьи 87 ФЗ № 229 – ФЗ устанавливает, что принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми  в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации, что не исключает  право специализированной организации оказать услугу, предусмотренную предметом настоящей закупки.

 Доводы жалобы о  недействительности проектов договоров, заключаемых по результатам проведенных электронных аукционов, в связи с несоответствием отдельных положений договоров требованиям законодательства Российской Федерации, Комиссией Кемеровское УФАС России не оцениваются в связи со следующим:

   Пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» утвержденным  Приказом ФАС России от 26.01.2011 г. № 30, установлено, что территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

   Согласно Приказу ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок.

   Рассмотрение вопроса о признании отдельных пунктов договоров между исполнителем услуги и приобретателем соответствующего имущества с торгов недействительными не входит в компетенцию Комиссии Кемеровского УФАС России, Данные споры подлежат разрешению в судебном порядке, что следует из диспозиции части 1 статьи 11 ГК РФ о том, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.  Примером является приводимые в жалобе ссылки на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 11.02.2015 г. по делу № 2-494/2015.

 

Пунктом 6.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432 устанавливается, что заказчик имеет право привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества, предусмотренного настоящим Положением.

   Согласно   требованиям пункта  1.2 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного Приказом ФССП от 25.07.2008 г. № 347, Росимущества № 149 (далее – Порядок взаимодействия») Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее - специализированные организации).

            Пунктом 5.4.7. Порядка взаимодействия устанавливается, что Росимущество обеспечивает  Уведомление ФССП России, ее территориального органа о проведении конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях отбора специализированных организаций. Тем самым в полном соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ устанавливается  необходимость соблюдения  законодательства в части выбора конкурентных процедур отбора участников закупки.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 ФЗ  № 44 - ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 1 статьи 59 ФЗ № 44 – ФЗ установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Следовательно, выбор способа определения исполнителя услуги аукционом в электронной форме является обоснованным, соответствующим требованиям частей 1, 2 статьи 24, части 1 статьи 59 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Частью 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет право подать заявку  при проведении данного аукциона, что исключает  выводы об установлении в аукционной документации  требований, которые приводят к ограничению конкуренции и необоснованному ограничению числа участников данной закупки.

Участие (допуск) шести организаций в данной закупке опровергает довод заявителя жалобы  о том, что  аукцион проводится с целью ограничить количество возможных участников процедуры закупки.

Таким образом,  нарушение требований части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ в действиях заказчика Комиссией Кемеровского УФАС России не  устанавливается.

 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу  Общественного движения Новосибирской   области «За права граждан»  на действия заказчика   – Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в  Кемеровской области  при проведении электронного аукциона (Заказ № 0139100005215000004) на оказание услуг по приему, реализации и хранению имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, и приему и хранению, обращенного в собственность государства иного изъятого имущества, на территории Кемеровской области, необходимые для осуществления возложенных на ТУ Росимущества в Кемеровской области функций необоснованной.

2. Производство по делу № 52/З-2015  прекратить.

 

            Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

             

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.  

 

Члены Комиссии:     

 

Лыжин Д.А.

 

 

Сиворонова Т.В.

 

Щеглова Е.Р.

Связанные организации

Связанные организации не указаны