Решение б/н Решение по делу № 16/А-10-2012 в отношении ОАО «Кузбасская э... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 16/А-10-2012

 

                                                                                         г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов Комиссии:            Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела ТЭК;

Залендинова Руслана Рашидовича – главного специалиста- эксперта отдела  ТЭК;

Ананьевой Галины Николаевны – ведущего специалиста-эксперта отдела  ТЭК;

Горбачева Артема Игоревича  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.  

в присутствии:

- <…> – представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» (по доверенности);

- <…> – представителя ООО «Птицефабрика «Горнячка» (по доверенности),

рассмотрев дело № 16/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (<…>) (далее – ОАО «Кузбассэнергосбыт») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России по требованию прокуратуры Прокопьевского района от 31.01.2012 г. № 7-1-2012 была проведена проверка действий ОАО «Кузбассэнергосбыт» по направлению уведомлений в адрес ООО «Птицефабрика «Горнячка» о полном прекращении подачи электроэнергии, в том числе на объекты водоснабжения, на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, по результатам которой в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 20.02.2012 г. № 42 возбуждено дело № 16/А-10-2012 по признакам нарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 20.02.2012 г. (исх. №03/1272 от 20.02.2012 г.) рассмотрение дела        № 16/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 15.03.2012г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 15.03.2012 г., представители ООО «Птицефабрика «Горнячка» не явились. Согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции определение о назначении дела №16/А-10-2012 было получено ООО «Птицефабрика «Горнячка» 24.02.2012 г.

Ходатайств от ООО «Птицефабрика «Горнячка» в адрес Кемеровского УФАС России  не поступало.

15.03.2012 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 16/А-10-2012 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 15.03.2012 г. (исх. №03/2099 от 19.03.2012 г.) рассмотрение дела        № 16/А-10-2012 было отложено.

Кемеровское УФАС России письмом от 24.04.2012 г. №03/3377, направленным в адрес лиц, участвующих в деле, сообщило о том, что рассмотрение дела №16/А-10-2012 состоится 04.05.2012 г.

04.05.2012 г. на заседании Комиссии представитель ООО «Птицефабрика «Горнячка» пояснил, что действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» по направлению уведомления о полном ограничении подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО «Птицефабрика «Горнячка», создавали угрозу ущемления интересов общества, однако данная ситуация возникла из-за неурегулированности договорных отношений между ООО «Птицефабрика «Горнячка» и ОАО «Кузбассэнергосбыт». Негативные последствия для ООО «Птицефабрика «Горнячка» не наступили. В настоящее время все разногласия между ООО «Птицефабрика «Горнячка» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» по договору электроснабжения урегулированы в соответствии с законодательством РФ.

Представитель ОАО «Кузбассэнергосбыт» представил письменные пояснения по делу №16/А-10-2012, в которых были изложены возражения на требования прокуратуры Прокопьевского района, а также пояснил, что действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» по направлению уведомления в адрес ООО «Птицефабрика «Горнячка» об ограничении подачи электрической энергии не могли привести к ущемлению интересов третьих лиц, включая население п. Трудармейский. Направление ОАО «Кузбассэнергосбыт» указанного уведомления было обусловлено действиями ООО «Птицефабрика «Горнячка», выразившихся в неоплате услуг по электроснабжению, а также в непредставлении сведений в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» об объектах, ограничение подачи электрической энергии на которые ниже аварийной брони не допускается.   

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ООО «Птицефабрика «Горнячка» эксплуатирует подземные водоносные скважины, которые являются источником воды хозяйственного назначения.

Водоснабжение осуществляется с использованием электрической энергии, приобретаемой у ОАО «Кузбассэнергосбыт» по договору электроснабжения от 17.07.2003 г. №1075э, что подтверждается приложениями к вышеуказанному договору, в которых указаны объекты, на которые ОАО «Кузбассэнергосбыт» поставляет электрическую энергию (водокачка).

Согласно сведениям, представленным ОАО «Кузбассэнергосбыт», ООО «Птицефабрика «Горнячка» в течение 2011 года не исполняет обязательства по своевременной оплате электрической энергии. В связи с чем, ОАО «Кузбассэнергосбыт» в указанный период в адрес ООО «Птицефабрика «Горнячка» направлялись претензии с предложением в добровольном порядке оплатить задолженность, а также проценты, начисленные в соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского Кодекса РФ.

Также ОАО «Кузбассэнергосбыт» направляло в адрес ООО «Птицефабрика «Горнячка» уведомления о введении ограничения в подаче электрической энергии на объекты ООО «Птицефабрика «Горнячка» в п.Трудармейский от ТП 2-630 кВА по ВЛ 10-2-П, ВЛ 1- кВ опора №82, 44 пс 35/10 кВ Трудармейская, в случае непогашения задолженности (от 10.08.2011 № 80-22-13/2817, от 23.08.2011 № 80-22-13/3054, от 31.08.2011 №80-22-13/3140, от 13.09.2011 №80-22-13/3282, от 30.09.2011                            №80-22-13/3556).

По состоянию на 31.12.2011г. задолженность ООО «Птицефабрика «Горнячка» за потребленную электрическую энергию составила 712 355,30 рублей.

12.01.2012 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «Птицефабрика «Горнячка» уведомление №80-22-13/11 об отключении электроустановки «Водокачка», которое 31.01.2012 письмом № 80-11-13/281 было отозвано.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Частью 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, кроме прочего запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Согласно пункту 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Основные положения) Гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.

В соответствии с пунктом 160 Основных положений полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

Ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей (подпункт «а», пункта 161 Основных положений).

В соответствии с пунктом 168 Основных положений в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

В пункте 2 приложения № 6 к Основным положениям в перечне объектов, ограничение подачи электроэнергии на которые не допускается ниже уровня аварийной брони указаны объекты водоснабжения.

Согласно пунктам 188, 189 Основных положений в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони. Порядок определения величины технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

В случаях когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

В соответствии с пунктами 62, 64 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 № 124, объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя (далее именуется - акт), являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии). Акты могут также составляться как по инициативе потребителя, так и по инициативе энергоснабжающей (сетевой) организации с потребителями, не включенными в графики аварийного ограничения.

От электроустановки «Водокачка», принадлежащей ООО «Птицефабрика «Горнячка», осуществляется электроснабжение водозаборных скважин, являющихся объектами водоснабжения для нужд ООО «Птицефабрика «Горнячка».

ООО «Птицефабрика «Горнячка» до 01.10.2011 г. поставляло холодную воду из указанных скважин на котельную, эксплуатируемую ООО «Теплосервис», для обеспечения теплоснабжения населения п.Трудармейский.

Данное обстоятельство подтверждается письмом Администрации Прокопьевского муниципального района от 01.02.2012 г. № 240, а также письмами ООО «Птицефабрика «Горнячка»  от 22.01.2012 г. №б/н и ООО «Теплосервис» (вх. №838 от 19.03.2012 г.), направленными в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт».

Согласно ответу Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 06.04.2012 г. №14-1605, направленному в адрес Кемеровского УФАС России, от электроустановки «Водокачка» (ТП-13), расположенной в п. Трудармейский (Прокопьевский район), находящейся на обслуживании ООО «Птицефабрика «Горнячка» подключена насосная (общая установленная мощность насосов составляет 97 кВт.), обеспечивающая водоснабжение корпусов ООО «Птицефабрика «Горнячка» (корпуса №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 11, 13, 15, кормоцех, электроцех, столовая, яйцесклад, ремонтно-механическая мастерская, гараж, АБК, убойный цех, прачечная) и являющаяся резервным источником водоснабжения для котельной ООО «Теплосервис», обеспечивающей теплоснабжение и горячее водоснабжение птицефабрику, детский сад и население (1 500 чел.). Частичное или полное ограничение режима потребления вышеуказанной электроустановки может привести к нарушению водоснабжения птицефабрики и снижению надежности водоснабжения котельной.

Таким образом, довод ОАО «Кузбассэнергосбыт» об отсутствии угрозы ущемления интересов ООО «Птицефабрика «Горнячка» и третьих лиц (включая население п.Трудармейский) несостоятелен.

Учитывая, что договор электроснабжения между ООО «Птицефабрика «Горнячка» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» был заключен 17.07.2003 г., т.е. до утверждения Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, после вступления указанных Правил в силу инициатором составления актов согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя и внесением изменений в заключенные договоры электроснабжения должна была выступить электроснабжающая организация (ОАО «Кузбассэнергосбыт»).

Документов, свидетельствующих о том, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» составляло  акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя (ООО «Птицефабрика «Горнячка»), в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

Выступая инициатором ограничения подачи электрической энергии, ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязано было определить величины аварийной и технологической брони для ООО «Птицефабрика «Горнячка» (пункт 168 Основных положений).

 

Следовательно, довод ОАО «Кузбассэнергосбыт» о том, что именно ООО «Птицефабрика «Горнячка» должно было разработать и согласовать с гарантирующим поставщиком акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя, не соответствует нормам действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

Довод ОАО «Кузбассэнергосбы» о том, что текст уведомления от 12.01.2012 г. №80-22-13/11 не свидетельствует о намерении общества прекратить электроснабжение объекта «Водокачка» полностью, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Так, нормативные документы РФ в сфере электроэнергетики предусматривают возможность полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителем (пункт 160 Основных положений). ОАО «Кузбассэнергосбыт» в уведомлении от 12.01.2012 г. №80-22-13/11 сообщало об отключении электроустановки «Водокачка», что исключает возможность частичного ограничения режима потребления указанной электроустановки.

На основании вышеизложенного, направление ОАО «Кузбассэнергосбыт» уведомления от 12.01.2012 г. №80-22-13/11 об отключении электроустановки «Водокачка», принадлежащей ООО «Птицефабрика «Горнячка», вступает в противоречие с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» на основании приказа Кемеровского УФАС России   №2-р от 27.09.2007 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 10 Гражданского Кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия ОАО «Кузбассэнергосбыт», выразившиеся в направлении уведомления от 12.01.2012 г. № 80-22-13/11 об отключении электроустановки «Водокачка» (ТП-13), расположенной в п. Трудармейский (Прокопьевский район), находящейся на обслуживании ООО «Птицефабрика «Горнячка», результатом которых явилось создание угрозы нарушения водоснабжения птицефабрики и снижения надежности водоснабжения котельной ООО «Теплосервис», обеспечивающей теплоснабжение и горячее водоснабжение птицефабрики, детского сада и населения, квалифицированы Комиссией как злоупотребление ОАО «Кузбассэнергосбыт» доминирующим положением на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в границах Кемеровской области, а именно нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ограничение конкуренции на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии в границах Кемеровской области указанные действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» не повлекли.

Материальный ущерб, понесенный ООО «Птицефабрика «Горнячка» вследствие нарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» антимонопольного законодательства, не установлен.

Учитывая, что письмом от 31.01.2012 № 80-11-13/281 ОАО «Кузбассэнергосбыт» отозвало уведомление от 12.01.2012 г., у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 43, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА

1. Признать ОАО «Кузбассэнергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством направления уведомления от 12.01.2012 г. № 80-22-13/11 об отключении электроустановки «Водокачка» (ТП-13), расположенной в п. Трудармейский (Прокопьевский район), находящейся на обслуживании ООО «Птицефабрика «Горнячка», что имеет своим результатом создание угрозы нарушения водоснабжения птицефабрики и снижения надежности водоснабжения котельной ООО «Теплосервис», обеспечивающей теплоснабжение и горячее водоснабжение птицефабрики, детского сада и населения.

2. Производство по делу №16/А-10-2012, возбужденному в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                      Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                  А.М. Давыдова

 

Р.Р. Залендинов

 

Г.Н. Ананьева

 

А.И. Горбачев                                                                                                   

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны