Решение №17.06.15 09/6054 Решение по делу № 32/А-14-2015 от 17 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена «03» июня 2015 г.                                           г. Кемерово

Решение изготовлено в полном объеме «17» июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

Клостер Е.А. -  заместителя руководителя  управления;

 

Членов Комиссии:                  

Каминской Е.Б. -  начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

 

 

Ланцман Л.И. – заместителя начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Акатьевой И.С – ведущего специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

 

рассмотрев дело № 32/А-14-2015, возбужденное по признакам нарушения   Закрытым акционерным страховым обществом «ЭРГО Русь» (далее по тексту – ЗАСО «ЭРГО Русь»; ИНН 7815025049, юридический адрес: 191060, г.Санкт-Петербург, переулок Кваренги, 4, дата регистрации в качестве юридического лица 13.09.1990г.) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии директора Кемеровского филиала Открытого акционерного общества «Чрезвычайная страховая компания» (далее - ОАО «ЧСК») <…> по доверенности №  182 от 19.12.2014г.

 

      

УСТАНОВИЛА:

 

13.03.2015г. в отдел рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков были переданы материалы отделом контроля в сфере закупок по жалобе ОАО «ЧСК» на предмет рассмотрения нарушения статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ЗАСО «ЭРГО Русь».

По мнению заявителя, ЗАСО «ЭРГО Русь» в аукционной заявке некорректно представлен расчет страховой премии, в последующем ЗАСО «ЭРГО Русь» стало победителем электронного аукциона.

Приказом Кемеровского УФАС России от 30.04.2015 № 83 было возбуждено дело № 32/А-14-2015 по признакам нарушения ЗАСО «ЭРГО Русь» части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими субъектами страховой деятельности.

Определением от 05.05.2015г. дело № 32/А-14-2015 было назначено к рассмотрению на 03.06.2015г. на  11 часов 00 минут.

 Копии определения от 05.05.2015г. и приказа Кемеровского УФАС России  от 30.04.2015 № 83 были направлены в адрес ЗАСО «ЭРГО Русь» и заявителю заказными письмами с уведомлением о вручении (уведомления о вручении почтовых отправлений имеются в материалах дела).

03.06.2015г. состоялось рассмотрение дела № 32/А-14-2015 в присутствии директора Кемеровского филиала ОАО «ЧСК» <…> по доверенности, который поддержал позицию ОАО «ЧСК» о нарушении порядка расчета страховой премии со стороны участника электронного аукциона ЗАСО «ЭРГО Русь».  

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «ЧСК», Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

11.02.2015г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – администрацией Новокузнецкого муниципального района было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0139300027715000022 «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах, находящихся в собственности муниципального образования (22 объекта) и аукционная документация.

ЗАСО «ЭРГО Русь» в заявке на участие в аукционе в электронной форме предложило цену муниципального контракта в размере 236 540,00 рублей.

ОАО «ЧСК» был произведен расчет страховой премии по опасным объектам, находящимся в собственности муниципального образования (22 объекта) и определена минимальная цена контракта в размере 264 700 рублей.

Указанная в заявке участника аукциона ЗАСО «ЭРГО Русь» начальная (максимальная) цена контракта 236 540,00 рублей, послужила обоснованием для признания данного участника закупки победителем.

Из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме            № 0139300027715000022 от 02.03.2015г. следует, что к участию в аукционе  было допущено пять претендентов с ценой предложения:

- ЗАСО «ЭРГО Русь»               - 236 540,00 рублей;

- ОАО «СОГАЗ»                       - 248 200,00 рублей;

- САО «ВСК»                            - 252 600,00 рублей;

- ОАО «ЧСК»                            - 264 700,00 рублей;

- ОСАО «Ингосстрах»              - 264 700,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона                               № 0139300027715000022 от 02.03.2015г. комиссия приняла решение о признании победителем - ЗАСО «ЭРГО Русь», предложившего цену муниципального контракта ниже остальных участников, а именно - 236 540,00 рублей.

16.03.2015г. заказчик (администрация Новокузнецкого муниципального района) и ЗАСО «ЭРГО Русь» заключили муниципальный контракт                           № 0139300027715000022 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - ФЗ № 225-ФЗ) страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов (часть 6 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 9 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ, установлено, что при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта.

Постановлением Правительства российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» (далее - Постановление Правительства РФ № 808) утверждены тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете размера страховой премии, которые едины для всех страховщиков.

Установленные в соответствии с ФЗ № 225-ФЗ страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Правильность расчета ОАО «ЧСК» страховой премии подтверждается письмом Национального союза страховщиков ответственности (НССО), направленного в адрес ОАО «ЧСК», из которого следует, что:

Частью 9 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ установлено, что коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости, в том числе, от уровня безопасности опасного объекта, в том числе, с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. При этом, применение соответствующего коэффициента является правом страховщика. 

В случае, если страховщик намерен применить соответствующий коэффициент, то он обязан определить уровень безопасности опасного объекта.

Частью 10 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ установлено, что порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с ФЗ № 225-ФЗ.

Правила профессиональной деятельности «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта» (далее – Правила ПД), в соответствии с требованиями ФЗ № 225-ФЗ, утверждены Постановлением НССО от 13.04.2011г. и согласованы с Министерством Финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Конкретное значение дополнительного коэффициента исходя из уровня безопасности опасного объекта, определенного в соответствии с требованиями  Правил ПД об оценке уровня безопасности, устанавливается страховыми организациями – членами НССО в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденными Постановлением Президиума НССО от 14.12.2011 приказ № 34.

Дополнительно НССО представило информацию о том, каким образом должен быть осуществлен расчет страховой премии по объектам электронного аукциона               №  0139300027715000022 (в случае применения понижающего коэффициента), и который в сумме составляет 264 700 рублей.

Проанализировав расчет страховой премии по опасным объектам электронного аукциона №  0139300027715000022, представленный ЗАСО «ЭРГО Русь», Комиссия Кемеровского УФАС России установила несоответствие представленного расчета ЗАСО «ЭРГО Русь» и требуемого расчета страховой премии, представленного НССО, а именно ЗАСО «ЭРГО Русь» были применены заниженные понижающие коэффициенты по следующим объектам:

№ п/п

Наименование опасного объекта

Местоположение опасного объекта

Базовая ставка страхового тарифа

Понижающий коэффициент, представленный НССО  

Понижающий коэффициент, примененный

ЗАСО «ЭРГО Русь»

1

Участок трубопровода теплосети

Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Безруково

0,22

0,95

0,7

2

Участок трубопровода теплосети

Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Красная Орловка

0,22

0,95

0,7

3

Участок трубопровода теплосети

Кемеровская область, Новокузнецкий район,

п. Металлургов

0,22

0,95

0,7

4

Котельная

Кемеровская область, Новокузнецкий район,

п. Казанково

0,22

1

0,85

5

Котельная

Кемеровская область, Новокузнецкий район,

п. Степной

0,22

1

0,85

6

Котельная

Кемеровская область, Новокузнецкий район,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              п. Загорский

0,22

1

0,7

Из анализа вышеизложенных норм следует, что законодательство не предусматривает возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Следовательно, страховая премия при проведении обязательного страхования гражданской ответственности опасных объектов, находящихся в собственности муниципального образования (22 объекта) в соответствии с ФЗ № 225-ФЗ у всех страховщиков должна была быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах является нарушением ФЗ № 225-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 808.

Из представленных в адрес Кемеровского УФАС России администрацией Новокузнецкого муниципального района документов следует, что участником электронного аукциона №  0139300027715000022 ЗАСО «ЭРГО Русь» была указана страховая премия опасных объектов, находящихся в собственности муниципального образования (22 объекта) в размере 236 540,00 рублей, однако при расчете данных, единственно верной минимальной ценой контракта является расчет цены контракта, предложенный участниками вышеуказанного аукциона ОАО «ЧСК» и ОСАО «Ингосстрах», указавшими  цену контракта в размере 264 700,00 рублей.

Таким образом, в заявке участника аукциона ЗАСО «ЭРГО Русь» была указана заниженная цена контракта 236 540,00 рублей, что послужило обоснованием для признания данного участника закупки победителем.

Пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции». 

Кемеровским УФАС России установлено, что при расчете страховой премии ЗАСО «ЭРГО Русь» в нарушение ФЗ № 225-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 808 занизило суммы страховых премий, что привело к уменьшению цены государственного контракта.

Данное обстоятельство повлияло на решение конкурсной комиссии при выборе победителя - ЗАСО «ЭРГО Русь», как участника аукциона, предложившего наименьшую цену государственного контракта.

Действия ЗАСО «ЭРГО Русь», выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного ФЗ № 225-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 808, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования, которые причинили убытки конкуренту в виде недополученной прибыли, противоречат действующему законодательству ФЗ «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, принципам разумности, справедливости, а, следовательно, не соответствуют требованиям части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия Открытого акционерного общества «Чрезвычайная страховая компания», выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного ФЗ № 225-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 808, нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с заключением муниципального контракта № 0139300027715000022 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд администрации Новокузнецкого муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии

Е.А. Клостер

Члены Комиссии

Е.Б. Каминская

Л.И. Ланцман

 

И.С. Акатьева

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны