Решение №09/3231 по делу от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«30» марта 2021г.                                                                              г.  Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-2068/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «КТЛ» (далее - ООО «КТЛ», юридический адрес: 652507, г. Ленинск - Кузнецкий, пр. Ленина, 25, оф. 1, ОГРН 1204200008539, дата присвоения ОГРН 22.06.2020, ИНН 4212041743, КПП 421201001) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ   «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение прокуратуры Ленинского района г. Кемерово  (исх. от 15.10.2020 № 2-127в-2020, вх. от 20.10.2020 № 4826) о рассмотрении заявления заместителя начальника Сибирского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. от 23.09.2020 № Т6-30/26256) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «КТЛ».

Из поступившего обращения следует, что на здании по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8, размещена следующая информация:

«КомиссионТорг Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим под залог: ноутбуков, телефонов…Берем все <…>»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем ввсе!9:00-21:00 без выходных Покупаем дорого! Продажа/Обмен/Залог По любым вопросам звонить <…>».

18.12.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-2068/2020 в отношении ООО «КТЛ» и назначено к рассмотрению на 04.02.2021 на 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «КТЛ» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам» имеется в материалах дела).

04.02.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-2068/2020 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 04.02.2021 рассмотрение дела № 042/05/28-2068/2020 было отложено на 30.03.2021 в 09 часов 00 минут. Копия определения об отложении рассмотрения данного дела была направлена в адрес ООО «КТЛ» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам» имеется в материалах дела).

30.03.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-2068/2020 в отсутствие представителя ООО «КТЛ», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

 Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение прокуратуры Ленинского района г. Кемерово (исх. от 15.10.2020 № 2-127в-2020, вх. от 20.10.2020 № 4826) о рассмотрении заявления заместителя начальника Сибирского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. от 23.09.2020 № Т6-30/26256) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «КТЛ».

Из поступившего обращения следует, что на здании по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8, размещена следующая информация:

«КомиссионТорг Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим под залог: ноутбуков, телефонов…Берем все <…>»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем ввсе!9:00-21:00 без выходных Покупаем дорого! Продажа/Обмен/Залог По любым вопросам звонить <…>».

Согласно  пункту  1  статьи  3  ФЗ  «О  рекламе»  под рекламой  понимается  информация,  распространенная  любым  способом,  в любой  форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному  кругу  лиц  и  направленная  на  привлечение  внимания  к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

  Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

  В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой. При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

  К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

  Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым   к  вывеске  Законом  Российской  Федерации «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

  Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ  «О рекламе» не распространяются.

  Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара), в данном случае путем использования слов «Берем все! Продажа/Обмен/Залог Покупаем дорого», а также указания номера контактного телефона,  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет, (www.cbr.ru) ООО «КТЛ» в перечнях действующих субъектов рынка микрофинансирования отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

Согласно статье 4 ФЗ № 353 профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц.

Из изложенного следует, что лица, если они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или непрофессионального участника финансового рынка, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, по своей организационно – правовой форме не относятся к субъектам, наделенным правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставления потребительских займов.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

В тексте вышеуказанной содержится слово «Ломбард», что дает основание потребителям предполагать, что индивидуальный предприниматель, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

   В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Как указано выше, ООО «КТЛ» не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В нарушение данных правовых норм в рекламе ООО «КТЛ» размещена реклама о деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».    

Кроме того, из ответа КУМИ Мысковского городского округа (исх. от 17.11.2020 № 3854) следует, что КУМИ Мысковского городского округа разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещенных по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8, не выдавалось.

  Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

  Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В нарушение данной правовой нормы ООО «КТЛ» разместило рекламные конструкции по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8,  без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частями 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «КТЛ».            

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать общество с ограниченной ответственностью «КТЛ» (юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, д. 25, оф. 1,   ИНН 4212041743,  ОГРН 1204200008539, дата присвоения ОГРН 22.06.2020, КПП 421201001) нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела № 042/05/28-2068/2020 для  вынесения предписания о демонтаже рекламной конструкции в соответствии с частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в КУМИ Мысковского городского округа.

4. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.  Передать материалы дела № 042/05/28-2068/2020  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отдел МВД России по г. Мыски.

 

Решение изготовлено в полном объеме «09»  апреля 2021 года.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КТЛ"
ИНН 4212041743, ОГРН 1204200008539