Решение №09/2247 по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе от 1 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/20-227/2022

 

«28» марта 2022г.                                                                                            г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

<…> -

 

 

 

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-227/2022, возбужденное  в отношении общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Профи» (далее –  ООО «ГК «Профи», юридический адрес: 127434, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 13, корп. 3, кв. 45, ОГРН 1114217004417, Дата присвоения ОГРН 19.05.2011, ИНН 4217134430, КПП 771301001)  по признакам нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                            

 УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку (исх. от 24.01.2022 № 5/587, вх. от 01.02.2022 № 357) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

Из обращения следует, что 16.01.2022 в г. Новокузнецке зарегистрировано дорожно – транспортное происшествие по вине водителя автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, в результате которого травмирован 1 участник дорожного движения.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены признаки нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы мероприятия на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, следующего содержания:

«Доставка от 30 минут Кафе с детской комнатой. Пицца Фабрик РФ…».

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

25.02.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-227/2022 в отношении ООО «ГК «Профи» и назначено к рассмотрению на 28.03.2022 в 10 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

28.03.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-227/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку (исх. от 24.01.2022 № 5/587, вх. от 01.02.2022 № 357) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

Из обращения следует, что 16.01.2022 в г. Новокузнецке зарегистрировано дорожно – транспортное происшествие по вине водителя автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, в результате которого травмирован 1 участник дорожного движения.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены признаки нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы мероприятия на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, следующего содержания:

«Доставка от 30 минут Кафе с детской комнатой. Пицца Фабрик РФ…».

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1101, Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Указанное в материалах данного дела транспортное средство ПАЗ 32054 выпускается ООО «ПАЗ» и относится к транспортным средствам категории М3 согласно классификации, установленной Приложением №1 к Техническому регламенту.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения №8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Подтверждением наличия угрозы безопасности дорожного движения является также письмо изготовителя автобусов ПАЗ – ООО «ПАЗ» от 13.04.2018 № 018-004-5/82, в котором указывается о недопустимости нанесения дополнительных покрытий на аварийные стекла, поскольку это ограничивает способ их открывания при аварии, так как для обеспечения аварийного выхода требуется разбить стекла.

Необходимо отметить, что завод – изготовитель при производстве транспортного средства, учитывая его конструктивные особенности, производит транспортное средство с учетом необходимости обеспечения безопасности и имеет право давать соответствующие разъяснения.

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания, а также ограничивает обзор пассажирам и другим участникам дорожного движения.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Поскольку только собственник транспортного средства вправе размещать, либо давать согласие на размещение на своем имуществе (автобус ПАЗ) рекламных материалов, рекламораспространителем, в данном случае, является ООО ГК «Профи» как собственник транспортного средства, в соответствии с карточкой учета транспортного средства, представленной ОГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку. 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Профи» (юридический адрес: 127434, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 13, корп. 3, кв. 45, ОГРН 1114217004417, Дата присвоения ОГРН 19.05.2011, ИНН 4217134430, КПП 771301001), размещенную  на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>,  поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

2.Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Профи» (юридический адрес: 127434, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 13, корп. 3, кв. 45, ОГРН 1114217004417, Дата присвоения ОГРН 19.05.2011, ИНН 4217134430, КПП 771301001) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «01» апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны