Решение б/н Решение по жалобе № 18/03-18.1-2017 от 16 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 18/03-18.1-2017

«13» февраля 2017 г.                                                                                                    г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Члены Комиссии:

Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

 

Поляковой Юлии Александровны – начальника отдела контроля органов власти;

Чубукова Анатолия Анатольевича – начальника отдела судебной и правовой работы;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии представителей ООО «ЕвразЭнергоТранс» (по доверенности):

- <…>;

- <…>;

- <…>,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Альфа ЭМС» (620142, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 108, оф. 145; ИНН/КПП 6685030710/667101001) (далее также – ООО «Альфа ЭМС», Заявитель) и материалы по жалобе № 18/03-18.1-2017,

 

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. № 416э от 03.02.2017 г.) ООО «Альфа ЭМС» (далее – Заявитель) на действия заказчика Общество с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» (ИНН/КПП: 4217084532/421701001) (далее также – Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обследованию электромагнитной обстановки и по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств на ПС 35/6кВ Шерегеш-3 и ПС 35/6 кВ Казская, размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – Запрос предложений) (Извещение № 31704691495).

По мнению заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также ст. 17 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно:

- место оказания услуг указано в документации некорректно, а также документация ограничивает возможность Исполнителя оказать услуги в полном объеме, поскольку испытания на помехоустойчивость могут быть выполнены только в лабораторных условиях;

- заказчиком в одном предмете закупки неправомерно объединены услуги, технологически и функционально не связанные друг с другом, а именно услуги по обследованию электромагнитной обстановки являются технически и функционально не связанными с услугами  по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств.  

Уведомлением от 06.02.2017 г. № 03/1088 рассмотрение жалобы ООО «Альфа ЭМС» было назначено на 13.02.2017 г. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес ООО «ЕвразЭнергоТранс» и ООО «Альфа ЭМС».

13.02.2017 г. от Заявителя поступили дополнения к жалобе (вх. № 549э), согласно которым ООО «ЕвразЭнергоТранс» необоснованно включены в закупочную документацию работы по испытаниям на помехоустойчивость, поскольку испытания на помехоустойчивость производят изготовители технических средств.

Также по-мнению Заявителя ГОСТ Р 51317.6.5-2006 и другие нормативные акты не регламентируют проведение испытания на помехоустойчивость технических средств в процессе эксплуатации энергообъектов, в том числе, данное требование не содержится в предписании Ростехнадзора от 04.07.2016 №14-15/II-ТСЭ-061 «не выполнена проверка электромагнитной обстановки и не проведена проверка электромагнитной совместимости устройств РЗА».

13.02.2017 г. на рассмотрение Комиссией жалобы № 18/03-18.1-2017 представители ООО «Альфа ЭМС», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы № 18/03-18.1-2017, не явились, направив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя Заявителя.

Представители ООО «ЕвразЭнергоТранс» просили признать жалобу ООО «Альфа ЭМС» необоснованной, приложив письменные пояснения.

Изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

ООО «ЕвразЭнергоТранс» осуществляет виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, следовательно, относится к организациям, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ООО «ЕвразЭнергоТранс» в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о закупках разработано Положение о порядке закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЕвразЭнергоТранс», которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). 

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

ООО «ЕвразЭнергоТранс» утверждена закупочная документация по проведению запроса положений на оказание услуг по обследованию электромагнитной обстановки и по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств на ПС 35/6кВ Шерегеш-3 и ПС 35/6 кВ Казская (далее – Закупочная документация № 31704691495).

Запрос предложений проводится в соответствии с планом закупок ООО «ЕвразЭнергоТранс» на 2017 год, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

Согласно материалам жалобы № 18/03-18.1-2017 включение данной закупки в План закупок вызвано необходимостью выполнения п.141 и п. 142 предписания Ростехнадзора №14-15/II-ТСЭ-061 от 04.07.2016г. (далее – Предписание). 

Согласно п. 141, п. 142 Предписания ООО «ЕвразЭнергоТранс» нарушены п. 1.1.3, п.5.9.2 ПТЭЭСиС и ГОСТ Р 51317.6.5-2006, а именно не обеспечены условия нормальной работы аппаратуры РЗА и вторичных цепей ПС 35/6кВ Казская и ПС 35/6кВ Шерегеш-3, ввиду того, что не выполнена проверка электромагнитной совместимости устройств РЗА, применяемых на данных ПС.

Согласно п. 1.1.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. № 229 (далее – ПТЭЭСиС) безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.

В соответствии с п. 5.9.2 ПТЭЭСиС в эксплуатации должны быть обеспечены условия нормальной работы аппаратуры РЗА и вторичных цепей (допустимые температура, влажность, вибрация, отклонения рабочих параметров от номинальных, условия электромагнитной совместимости и др.).

Согласно п. 1 ГОСТ Р 51317.6.5-2006 настоящий Стандарт устанавливает требования электромагнитной совместимости в части устойчивости к электромагнитным помехам к электротехническим и электронным изделиям и аппаратуре (далее – технические средства), предназначенным для применения организациями – поставщиками электрической энергии при производстве, передаче и распределении электрической энергии и в связанных с этими процессами телекоммуникационных системах.

Требования помехоустойчивости установлены для технических средств (ТС), применяемых на электростанциях и электрических подстанциях.

Область применения ГОСТ Р 51317.6.5-2006 относится к электромагнитной совместимости оборудования, используемого организациями - поставщиками электрической энергии при производстве, передаче и распределении электрической энергии и в связанных с этими процессами телекоммуникационных системах. Целью настоящих технических условий является оказание помощи поставщикам электрической энергии в обеспечении устойчивого функционирования электронного оборудования и систем, предназначенных для применения на электростанциях и подстанциях.

В пункте 3 раздела 7 «Техническая часть» Закупочной документации №31704691495 указан объем оказания услуг:

Услуги по обследования электромагнитной обстановки и по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств выполняются с целью действующих норм и правил:

- п.1.1.3 и п.5.9.2 ПТЭЭСиС;

- Методических указаний по определению электромагнитной обстановки и совместимости на электрических станциях и подстанциях (СО 34.35.311-2004);

- Методических указаниях по защите вторичных цепей электростанций и подстанций от импульсных помех (РД 34.20.116-93),

на ПС 35/6кВ Шерегеш-3 и ПС 35/6кВ Казская и включают в себя:

  1. Оценку электромагнитной обстановки;
  2. Испытания на устойчивость к электромагнитным помехам шкафов релейной защиты;
  3. Испытания на устойчивость к электромагнитным помехам устройств телемеханики;
  4. Испытания качества электрической энергии проводится по ГОСТ 32144-2013 по методикам, изложенным в ГОСТ 30804.4.30-2013;
  5. Подготовку отчета;
  6. Предоставление отчетных документов.

В СО 34.35.311-2004 приведена расчетно-экспериментальная методика определения наибольших уровней электромагнитных помех, воздействующих на аппаратуру автоматических и автоматизированных систем технологического управления энергообъектами в процессе эксплуатации. Указана измерительная техника, применяемая при измерениях, а также используемые при расчетах программные продукты.

В п. 1 СО 34.35.311-2004 указано, что данные методические указания предназначены для решения актуальной комплексной задачи: определения наиболее неблагоприятной электромагнитной обстановки (ЭМО), характеризуемой наибольшими, но реально возможными электромагнитными воздействиями в местах расположения аппаратуры автоматизированных систем технологического управления (АСТУ); проверки электромагнитной совместимости (ЭМС) АСТУ на действующих объектах и в случае необходимости разработки предложений по улучшению ЭМО; разработки требований по классам жесткости испытаний на помехоустойчивость аппаратуры АСТУ, устанавливаемой на объектах.

Таким образом довод Заявителя о том, что ГОСТ Р 51317.6.5-2006 и другие нормативные акты не регламентируют проведение испытания на помехоустойчивость технических средств в процессе эксплуатации энергообъектов не нашел своего подтверждения. Кроме того, заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов, его качественные и количественные характеристики в соответствии с собственными потребностями. 

Электромагнитная совместимость (ЭМС) технических средств – способность технических средств одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим техническим средствам.

Проверка ЭМС включает в себя следующее:

  1. Определение неблагоприятной электромагнитной обстановки (ЭМО) на объекте, характеризуемой возникающими электромагнитными воздействиями на работу технических средств и оборудования.
  2. Проведение измерений и расчетов для получения данных о значениях электромагнитных воздействий. Измерения проводятся на базе натурных и имитационных испытаний на объектах, при этом, методика экспериментов предусматривает проведение работ по определению ЭМО таким образом, что не нарушать нормальную работу энергообъекта и не повреждать устройства АСТУ.
  3. Разработка мероприятий по снижению электромагнитных помех до допустимых значений при превышении уровней помехоустойчивости устройств.

Проверка ЭМО проводится:

-   на вновь строящихся объектах при пусконаладочных работах

-   при техническом перевооружении действующих объектов на этапе

  1. Проверка ЭМС осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по определению электромагнитных обстановки и совместимости на электрических станциях и подстанциях» СО 34.35.311-2004, утвержденных в 2004 г. в качестве отраслевых методических указаний РАО «ЕЭС России», а также с учетом стандартов и рекомендаций МЭК.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что работы по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств напрямую зависит от работ по обследованию электромагнитной обстановки.

Таким образом, довод Заявителя о том, что: услуги по обследованию электромагнитной обстановки являются технически и функционально не связанными с услугами по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств является необоснованным.

Кроме того, выполнение работ по обследованию электромагнитной обстановки и по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств разными организациями приведет к не достижению конечного результата работы из за потери центра ответственности, увеличению стоимости работ в связи с увеличением накладных расходов, связанных с транспортировкой оборудования на подстанцию, доставкой людей, а так же затратами рабочего времени на проведение инструктажей и допусков к работам.

Согласно пункту 5.2 раздела 7 «Техническая часть» Закупочной документации №31704691495 Участник должен иметь производственную базу:

- наличие действующей электролаборатории для технического диагностирования электротехнического и электроэнергетического оборудования, а также для испытания качества электрической энергии;

- наличие оборудования: имитатор кондуктивных помех; комплект устройств связи/развязки; имитатор микросекундных импульсных помех; имитатор наносекундных импульсных помех; имитатор провалов напряжения; имитатор магнитного поля промышленной частоты; имитатор колебательного магнитного поля; имитатор импульсных помех; имитатор гармоник напряжения; имитатор магнитного поля; имитатор импульсных напряжений (микросекундных импульсных помех); имитатор кратковременных синусоидальных токов; имитатор тока импульсных помех; имитатор электростатических разрядов; измерители показателей качества электрической энергии.

Электротехническая лаборатория – это современная электротехническая организация, которая предоставляет определённый спектр услуг, связанных с электрическими измерениями сети в офисах, на производстве, торговых центрах, домах и квартирах. Она может осуществлять различные виды работ, направленные на проверку любого оборудования, питание которого осуществляется от сети.

Данная организация является единой системой, в которую входят:

- профессиональные и высококвалифицированные специалисты;

- электроизмерительное оборудование;

- индивидуальный подход к каждому объекту исследования;

- проверка согласно существующим нормативным документам и требованиям.

Согласно пункту 7 ГОСТ Р 51317.6.5-2006 если проведение испытаний в условиях испытательной лаборатории не представляется возможным из-за больших размеров ТС или необходимости обеспечения связи ТС с элементами системы, в отдельных и обоснованных случаях допускается проведение испытаний на помехоустойчивость на месте установки ТС. При этом должны быть приняты меры к тому, чтобы не нарушить работоспособность ТС.

Указанные выше Стандарты не требуют стационарного оборудования для производства работ по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости.

Таким образом, довод Заявителя о том, что оборудование, необходимое для производства работ по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств, должно быть только в лабораторных (стационарных) условиях, является несостоятельным.

Кроме того, в пункте 17 раздела 5 «Информационной карты запроса предложений» Закупочной документации № 31704691495 указано на возможность привлечения соисполнителей при согласовании с Заказчиком при сохранении ответственности исполнителя за действия соисполнителя перед Заказчиком.

Таким образом, в случае отсутствия у Заявителя возможности для участия в Запросе предложений № 31704691495 в связи с отсутствием необходимого оборудования и аттестованного персонала по оказанию услуг по проведению измерений на помехоустойчивость, он имел право привлечь к выполнению указанных услуг соисполнителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Альфа ЭМС» на действия заказчика ООО «ЕвразЭнергоТранс» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обследованию электромагнитной обстановки и по проведению измерений на помехоустойчивость и комплексных испытаний по электромагнитной совместимости технических средств на ПС 35/6кВ Шерегеш-3 и ПС 35/6 кВ Казская (Закупка  № 31704691495) необоснованной.

Председатель Комиссии                                                                                        Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                                                    А.М. Давыдова

Ю.А. Полякова

А.А. Чубуков

Г.Н. Ананьева

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны