Решение №19.02.2018 № 11/1552 Решение по жалобе № 12/11-18.1-2018 от 15 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 12/11-18.1-2018
«15» февраля 2018 г.                                                                                                 г. Кемерово

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) 
     рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу ООО «Экотехнологии-42» и материалы жалобы № 12/11-18.1-2018,
УСТАНОВИЛА:
     07.02.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «Экотехнологии-42» на действия организатора торгов – департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее – ДЖКиДК КО) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми  коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области (извещение № 291217/20608049/01, размещено на сайте www.torgi.gov.ru).
     По мнению заявителя, организатором торгов – ДЖКиДК КО в документацию по проведению конкурсного отбора внесены изменения, касающиеся срока начала выполнения региональным оператором своих обязанностей, не позволяющие региональному оператору в установленный срок приступить к их исполнению.
     Уведомлением от 12.02.2018 № 11/1320 рассмотрение жалобы было назначено на 15.02.2018 на 14 часов 00 минут.
     15.02.2018 на рассмотрении жалобы № 12/11-18.1-2018, представитель ООО «Экотехнологии-42» поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил, что в пункт 7.8 документации по конкурсному отбору внесены изменения, касающиеся даты начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, а именно: пунктом 1.5 соглашения установлено, что указанной датой является 01.07.2018. Представитель ООО «Экотехнологии-42» сообщил, что внесенные изменения существенно ущемляют интересы претендентов на получение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории зоны «Север» Кемеровской области, поскольку в установленные организатором торгов сроки региональный оператор не будет иметь возможности приступить к своим обязанностям в установленный соглашением срок. Кроме того, представитель ООО «Экотехнологии-42» сообщил, что в адрес ДЖКиДК КО был направлен запрос о разъяснении документации по конкурсному отбору, в установленные сроки ответ не был получен.      
     Представитель ДЖКиДК КО, присутствовавший 15.02.2018 на рассмотрении жалобы № 12/11-18.1-2018, пояснил, что при установлении даты 01.07.2018 (срока начала осуществления региональным оператором своих обязанностей по соглашению), организатор торгов руководствовался тем, что при условии заключения 12.03.2018 между ДЖКиДК КО и региональным оператором соглашения установленный период (110 дней) является достаточным сроком для проведения всех необходимых мероприятий по подготовке к началу осуществления региональным оператором функций, предусмотренных соглашением. Для осуществления подготовительных мероприятий региональному оператору необходимо сформировать документацию и провести конкурсные процедуры по выбору операторов ТКО в соответствии с территориальной схемой, а также принять меры по установлению единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. В общей сложности срок проведения данных мероприятий составляет 60 дней. Также представитель ДЖКиДК КО сообщил, что в пункт 1.5 соглашения, устанавливающий дату начала осуществления региональным оператором своих обязанностей по соглашению (01.07.2018), в любой момент при необходимости можно внести изменения в части переноса указанной даты.
     Изучив имеющиеся материалы, пояснения представителей ООО «Экотехнологии-42», ДЖКиДК КО, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
     Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
     Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
     29.12.2017 организатором торгов – ДЖКиДК КО на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru опубликовано извещение № 201117/1406012/01 о проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО. 
     Согласно указанному извещению дата начала подачи заявок – 09.01.2018, дата окончания подачи заявок – 29.01.2018, срок подписания протокола о результатах конкурса – 14.02.2018. 
     24.01.2018 в извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию внесены изменения: изменена дата окончания подачи заявок – 13.02.2018, а также срок подписания протокола о результатах конкурса – 02.03.2018.
     Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
     В соответствии с частью 4 статьи 24.6 ФЗ № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО установлен правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881).
     Согласно абзацу 6 пункта 2 Правил № 881 соглашение – это соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурсного отбора, устанавливающее права и обязанности сторон по обеспечению обращения с ТКО.
     Таким образом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории субъекта Российской Федерации осуществляется региональным оператором, выбранным по результатам конкурсного отбора, проведенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в соответствии с соглашением, заключенным между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
     Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458-ФЗ) установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
     Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 486-ФЗ) статья 29.1 ФЗ № 89-ФЗ дополнена пунктами 3 и 4 следующего содержания:
     - соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года (пункт 3 статьи 29.1 ФЗ № 89-ФЗ);
     - предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации - в орган местного самоуправления не позднее 1 июля 2018 года (пункт 43 статьи 29.1 ФЗ № 89-ФЗ).
     Таким образом, действующим законодательством предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО в срок до 01.01.2019, при этом субъектам Российской Федерации  необходимо:
     - не позднее 01.05.2018 заключить соглашения с региональными операторами;
     - до 01.07.2018 обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования;
     - не позднее 01.01.2019 обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО с учетом утвержденного единого тарифа. 
     Пунктом 10 Правил № 881 установлено, что организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе регионального оператора.
     В соответствии с подпунктом «щ» пункта 12 Правил № 881 документация об отборе содержит проект соглашения.
     Согласно пункту 7.8 документации об отборе, размещенной 29.12.2017 на официальном сайте торгов, дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, определяется по согласованию с победителем конкурсного отбора и указывается в соглашении (но не позднее 01.01.2019).
     В соответствии с приказом ДЖКиКД КО № 9 от 24.01.2018 в документацию об отборе внесены изменения, в том числе касающиеся пункта 7.8, который изложен в следующей редакции: датой начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, указывается в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
     Согласно пункту 1.5 проекта соглашения (приложение № 5 к документации об отборе) датой начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, является 01.07.2018.
     Права и обязанности сторон по соглашению установлены пунктами 2.1-2.17 данного соглашения.
     Пунктом 2.1 соглашения установлено, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку ТКО самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
     В соответствии с пунктом 2.2 соглашения региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО путем заключения договоров с операторами по обращению с ТКО, деятельность которых предусмотрена территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, которыми региональный оператор владеет и/или пользуется на законных основаниях. 
     Согласно пункту 2.4 соглашения региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО по форме и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Таким образом, региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО.
     Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.
     Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО (пункт 5 раздела II Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484).
     Согласно пункту 2  раздела II Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, регулируемая организация – это  оператор по обращению с ТКО, региональный оператор по обращению с ТКО, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.
     В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
     Единый тариф на услугу регионального оператора может быть установлен только при получении организацией статуса регионального оператора. 
     Исходя из изложенного, с учетом того, что направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования должно быть осуществлено не позднее 01.07.2018, процедура установления тарифа занимает до 60 дней, следовательно, в течение данного периода региональный оператор фактически будет лишен возможности исполнять свои обязанности по обращению с ТКО, установленные соглашением, а именно: с 01.07.2018.
     Таким образом, претенденты, желающие участвовать в конкурсном отборе на право получения статуса регионального оператора, у которых отсутствуют установленные тарифы по обращению с ТКО, изначально поставлены в неравные условия по отношению к претендентам, для которых установлены данные тарифы.  
     Действия организатора торгов, выразившиеся в несоблюдении порядка подготовки и организации конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми  коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области, а именно: в установлении в пункте 1.5 проекта соглашения (приложение № 5 к документации об отборе) даты начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением - 01.07.2018, ущемляют (могут ущемлять) права и законные интересы потенциальных участников конкурсного отбора, заинтересованных в приобретении статуса регионального оператора, в том числе заявителя – ООО «Экотехнологии-42», привели (могли привести) к созданию условий, препятствующих подачи потенциальными участниками заявок на участие в конкурсном отборе, а также к сокращению числа участников конкурсного отбора, вступают в противоречие с частью 8 статьи 23 ФЗ № 458-ФЗ.
     Довод ООО «Экотехнологии-42» о том, что ДЖКиДК КО не представлены разъяснения конкурсной документации, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям:  
     Пунктом 18 Правил № 881 установлено, что организатор конкурсного отбора или конкурсная комиссии обязаны представлять в письменной форме разъяснения положений документации об отборе по запросам заявителей, если такие запросы поступили организатору конкурсного отбора или в конкурсную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока представления заявок. 
     В Комиссию Кемеровского УФАС России представлен скриншот о направлении ООО «Экотехнологии-42» запроса о разъяснении конкурсной документации, согласно которому датой его направления является 05.02.2018 15 ч. 49 мин. 
     Таким образом, с учетом того, что датой и временем окончания подачи заявок является 13.02.2018 17 ч. 00 мин., запрос о разъяснении конкурсной документации должен быть направлен не позднее 03.02.2018 17ч. 00 мин., следовательно, ООО «Экотехнологии-42» пропущен срок направления запроса, установленный пунктом 18 Правил № 881.
     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
     1. Признать жалобу ООО «Экотехнологии-42» на действия организатора торгов – департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми  коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области (извещение № 291217/20608049/01), обоснованной.
     2. Признать департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области нарушившим часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
     3. Выдать департаменту жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области предписание о прекращении нарушения процедуры торгов.
     4. Передать материалы жалобы № 12/11-18.1-2018 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
  
                                                                                                                   

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны