Решение №09/5684 по делу от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-1682/2020

«27» мая 2021г.                                         г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/5-1682/2020, возбужденное в отношении <…> (далее – <…>, адрес: <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение КУМИ г. Юрги (исх. от 20.08.2020 № 01-12/1539, вх. от 24.08.2020 № 3925) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламных конструкций без соответствующего разрешения органов местного самоуправления следующего содержания:

 «Фирменный отдел КОНФЕТКИНО кондитерские изделия лучших Российских фабрик в розницу – по оптовым ценам». Конструкции размещены по адресу г. Юрга, ул. Московская, 19, лицом, эксплуатирующим рекламные баннеры является <…>.

  Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

  В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

  Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

19.10.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-1682/2020 в отношении <…>  и назначено к рассмотрению на 24.11.2020 на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «неудачная попытка вручения» имеется в материалах дела).

24.11.2020 на рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 <…>  не явилась. Сведениями о надлежащем уведомлении <…>  о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 24.11.2020 рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 было отложено на 14.01.2021 на 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам, 30.12.2020 вручена адресату почтальоном» имеется в материалах дела).

14.01.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 в отсутствие <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 14.01.2021 рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 было отложено на 16.02.2021 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

16.02.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 отложить, в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 16.02.2021 рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 было отложено на 06.04.2021 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

06.04.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 06.04.2021 рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 было отложено на 27.05.2021 в 11 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

13.04.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…>  (исх. от 12.04.2021), из которых следует, что на предписание КУМИ г. Юрги от 24.01.2020 № 01-12/147, собственник помещения <…>  ответила обращением к председателю КУМИ г. Юрги <…>, в котором просила отсрочки данного предписания до 15.05.2020.

Как стало возможным, 24.04.2020 баннер был демонтирован, произведена корректировка обозначений торговой точки и коммерческого обозначения. Слова – кондитерские изделия лучших Российских Фабрик в розницу и оптом декоративно заклеены (подтверждающие фотографии прилагаются).

Требования ФЗ «О рекламе» <…>  не нарушены, так как в данном случае имеется только коммерческое обозначение торговой точки.

27.05.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1682/2020 в отсутствие <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

 Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение КУМИ г. Юрги (исх. от 20.08.2020 № 01-12/1539, вх. от 24.08.2020 № 3925) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламных конструкций без соответствующего разрешения органов местного самоуправления следующего содержания:

 «Фирменный отдел КОНФЕТКИНО кондитерские изделия лучших Российских фабрик в розницу – по оптовым ценам». Конструкции размещены по адресу г. Юрга, ул. Московская, 19, лицом, эксплуатирующим рекламные баннеры является <…>.

  Согласно  пункту  1  статьи  3  ФЗ  «О  рекламе»  под рекламой  понимается  информация,  распространенная  любым  способом,  в любой  форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному  кругу  лиц  и  направленная  на  привлечение  внимания  к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

  Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

  В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой. При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым   к  вывеске  Законом  Российской  Федерации «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ  «О рекламе» не распространяются.

Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара), в данном случае путем использования слов «Кондитерские изделия лучших Российских фабрик» также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначений «кондитерские изделия лучших Российских фабрик» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем рекламной конструкции по адресу г. Юрга, ул. Московская, 19, является <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу <…> (адрес: <…>), размещенную  по адресу г. Юрга, ул. Московская, 19, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19  ФЗ «О рекламе».

 2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдавать в связи с устранением нарушения.

 3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «09» июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны