Решение №05/332 по делу от 17 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

Резолютивная часть решения оглашена «23» декабря 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» января 2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

 

<…>;

 

<…>,

при ведении протокола с использованием аудиозаписи,

при участии:

<…> – представителя ОАО «РЖД» по доверенности;

<…> – директора ОАО «Анжеро-Судженское погрузочно–транспортное управление» (далее – ОАО «Анжерское ПТУ»),

рассмотрев дело № 22/А-10-2018, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), в лице Анжерской дистанция пути – структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2; адрес местонахождения: 652476, Кемеровская обл., г. Анжеро-Судженск, ул. Станционная, д.41), требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

в результате рассмотрения заявления ОАО «Анжерское ПТУ» приказом Кемеровского УФАС России № 88 от 22.06.2018 возбуждено дело № 22/А-10-2018 по признакам нарушения ОАО «РЖД», в лице Анжерской дистанция пути – структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» требований части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в необоснованном требовании от ОАО «Анжерское ПТУ» оплаты проезда локомотивов, принадлежащих ОАО «Анжерское ПТУ», по железнодорожным путям станции Анжерская, не предусмотренной договором № 36/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Открытого акционерного общества «Анжеро-Судженское погрузочно-транспортное управление», примыкающего к станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги (далее – Договор № 36/Н).

Определением от 22.06.2018 г. рассмотрение дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 14.08.2018 г. на 15 часов 00 минут.

13.08.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступило пояснение ОАО «РЖД» относительно рассматриваемых в деле № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства обстоятельств.

14.08.2018 г. по результатам рассмотрения дела № 22/А-10-2018 Комиссией была установлена необходимость предоставления дополнительных доказательств, в связи с чем определением от 14.08.2018 г. рассмотрение настоящего дела было отложено на 19.10.2018 г. на 14 часов 00 минут.

Определением от 21.09.2018 г. срок рассмотрения дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства продлен до 22.03.2019 г.

24.09.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения ОАО «РЖД» согласно которым ответственным подразделением ОАО «РЖД» за взимание денежных средств за рассматриваемые «внутристанционные» перевозки (пробег локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» с одного железнодорожного (ж/д) пути необщего пользования ст. Анжерская на другой ж/д путь необщего пользования ст. Анжерская) и выставление счетов (в случае наличия обращения ОАО «Анжерское ПТУ») является Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания – структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД».

Аналогично ОАО «Анжерское ПТУ» в 2018 году оформлялись отправки по пробегу собственного локомотива (тепловоза) с одного ж/д пути необщего пользования на другой ж/д путь необщего пользования в пределах одной станции еще 3 организации в Кузбасском регионе: ООО «Беловопромжелдортранс», ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса», ПАО УК «Южный Кузбасс», с начислением провозной платы в размере 16 079 руб. без НДС.

Кроме того, ОАО «РЖД» указало, что Договором № 36/Н не предусмотрена возможность пробега локомотива в одиночном следовании между промышленными станциями Анжерская Копь и Физкультурник, следовательно, данное перемещение осуществляется за рамками данного договора.

08.10.2018 г. ОАО «РЖД» представлен подробный алгоритм расчета провозной платы за перевозку тепловоза ОАО «Анжерское ПТУ» в пределах ст. Анжерская.

16.10.2018 г. ОАО «Анжерское ПТУ» представлены пояснения и материалы, запрошенные определением об отложении рассмотрения настоящего дела от 14.08.2018 г.

19.10.2018 г. на рассмотрении дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ОАО «РЖД» поддержала данные ранее пояснения и позицию ОАО «РЖД» по настоящему делу, указала, что поскольку ж/д пути необщего пользования ОАО «Анжерское ПТУ» имеют 2 примыкания к ж/д путям общего пользования ОАО «РЖД», за движение порожнего локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» по путям общего пользования также берется плата, независимо от целей движения локомотива по данным путям, в том числе и для подачи (уборки) вагонов.

Представители ОАО «Анжерское ПТУ» указали, что в рассматриваемом случае нормы пункта 2.17.2 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5 (зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2003 № 4882) (далее – Прейскурант № 10-01) неприменимы, поскольку раздел 2.17 Прейскуранта № 10-01 регулирует тарифы за перевозку в составе поездного формирования, в то время как в рассматриваемом случае локомотив ОАО «Анжерское ПТУ» передвигается в порожнем состоянии, а в силу приказа Минтранса России от 21.12.2010 № 286 поездное формирование – это поезд, сформированный из локомотива и вагонов. Кроме того, согласно пункту 3.2 Распоряжения ОАО «РЖД» № 2341р от 15.11.2017 в случае пробега локомотива в пределах одной станции для выполнения работ по подаче и уборке вагонов, оформление перевозочного документа не требуется. Также, по мнению ОАО «Анжерское ПТУ», плата за пробег локомотива, не связанный с подачей (уборкой) вагонов определена в пункте 21, раздела 2 Перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок при заключении соответствующего договора.

В результате рассмотрения 19.10.2018 г. дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлена необходимость истребования дополнительных доказательств, в связи с чем определением от 19.10.2018 г. рассмотрение настоящего дела отложено на 29.11.2018 г. на 14 часов 00 минут. Кроме того, уточнено наименование ответчика по настоящему делу, которое данным определением было указано следующим образом: «признаки нарушения требований части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ содержатся в действиях ОАО «РЖД», в лице Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» (630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 12)».

12.11.2018 г. от ОАО «РЖД» поступили письменные пояснения, согласно которым при обслуживании ж/д пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя данного пути вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику на предусмотренные договором выставочные ж/д пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки-выгрузки и возврат на выставочные пути, обеспечивается локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В силу абз.2 п.3.2 Порядка взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при пробеге по инфраструктуре ОАО «РЖД» локомотивов сторонних организаций, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 15.11.2017 № 2341р указанные перемещения локомотива владельца ж/д пути необщего пользования не оформляются перевозочными документами. Действия, производимые локомотивом ОАО «Анжерское ПТУ» при подаче-уборке вагонов своих контрагентов перечислены в § 6 Договора № 36/Н. Иные перемещения локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» не входят в состав работ по подаче и уборке вагонов. Порядок определения платы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» при пробеге локомотива в пределах одной станции с одного пути необщего пользования на другой путь необщего пользования с выходом на пути общего пользования ОАО «РЖД» предусмотрен п.2.17.1 и 2.17.2 Прейскуранта № 10-01, в связи с чем плата за пробег локомотива ОАО «Анжерское ПТУ», не связанная с подачей-уборкой вагонов, взималась ОАО «РЖД» с ОАО «Анжерское ПТУ» в соответствии с законодательством РФ.

Уведомлением № 05/11692 от 29.11.2018, в связи с производственной необходимостью, рассмотрение дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 18.01.2019 г. на 14 часов 00 минут.

В результате рассмотрения 18.01.2019 г. настоящего дела, Комиссией установлена необходимость получения дополнительных материалов в связи с чем определением от 19.10.2018 г. рассмотрение настоящего дела отложено на 21.02.2019 г. на 14 часов 00 минут.

12.02.2019 г. поступили пояснения с приложенными материалами, согласно которым ОАО «Анжерское ПТУ» указало, что пробег локомотива от локомотивного депо к вагонам и обратно не включается в понятие подачи (уборки) вагонов. Плата за пробег локомотива, не связанный с подачей (уборкой) вагонов определена в п.5 Раздела II Перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов от 01.01.2019 г. и составляет на 610 рублей/тепловоз. Данная плата включена в Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов лишь 24.07.2018 г. Плата за пробег локомотива должна осуществляться в соответствии с заключенным между ОАО «РЖД» и ОАО «Анжерское ПТУ» договором № ДУ-547 от 01.04.2010 на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам на основании поданной заявки. Подача (уборка) вагонов осуществляется ОАО «Анжерское ПТУ» на основании договора № 36-Н от 20.06.2014 и п.3.2 Распоряжения ОАО «РЖД» № 2341р от 15.11.2017 и в случае пробега локомотива в пределах одной станции для выполнения работ по подаче и уборке вагонов, оформление перевозочного документа не требуется, следовательно, плата взиматься не должна.

ОАО «Анжерское ПТУ» также указано, что ООО «Аверс», находящееся на ст.Физкультурник отказывается пользоваться услугами ОАО «Анжерское ПТУ» по подаче (уборке) вагонов и пользуется для отправки груза (леса) автомобильным транспортом, поскольку плата за пользование инфраструктурой ОАО «РЖД» несоизмеримо высока.

Уведомлением № 05/199э от 13.02.2019, в связи с производственной необходимостью, рассмотрение дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 04.03.2019 г. на 14 часов 00 минут.

Уведомлением № 05/1944 от 04.03.2019, в связи с производственной необходимостью, рассмотрение дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 14.03.2019 г. на 11 часов 00 минут.

12.03.2019 г. поступили пояснения ОАО «РЖД», согласно которым договором № 36-Н от 20.06.2014 не предусмотрен пробег локомотива в одиночном следовании между промышленными станциями Анжерская копь и Физкультурник. В силу § 6 договора № 36-Н от 20.06.2014 действия локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» включают в себя: выезд локомотива с пути необщего пользования на установленный договором выставочный путь, объединение локомотива с вагонами, возврат локомотива с выставочного пути на путь необщего пользования с вагонами и дальнейшая их расстановка на места погрузки и выгрузки. Иные перемещения локомотива не входят в состав работ по подаче (уборке) вагонов.

Перевозка локомотивов ОАО «Анжерское ПТУ» с одного ж/д необщего пользования на другой ж/д путь необщего пользования с выходом на пути общего пользования ст. Анжерская осуществлялась по полным перевозочным документам, оформленным самим ОАО «Анжерское ПТУ».

Приказом ФСТ РФ от 29.12.2004 № 435-Т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте и в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования.

В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте, утв. приказом Минтранса России от 22.10.2007г. №150 (далее - Правила ПФ), в качестве поездного формирования может рассматриваться и собственный (арендованный) локомотив без вагонов. При этом данные правила допускают возможность перевозки собственного поездного формирования в пределах одной станции. Кроме того, в пункте 6 Правил ПФ прямо указано, что пробег собственного (арендованного) локомотива без вагонов производится по предъявлении без подачи заявки формы ГУ-12.

Копия транспортной ж/д накладной формы ГУ-27 на перевозку локомотива №15428113 (имеется в материалах дела) подтверждает факт оформления договора оказания услуг по перевозке и его оформления в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 №39.

Для оказания услуг в рамках договора № ДУ-547 на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам от 01.04.2010 (Договор № ДУ-547) необходима подача от ОАО «Анжеро-Судженское ПТУ» письменной заявки. По окончании данной услуги составляется акт общей формы и взимается договорной сбор в размере, указанном в вышеуказанном перечне. После введения в действие Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок (ЕПУ) письменных заявок в рамках Договора № ДУ-547 по оказанию ОАО «Анжеро-Судженское ПТУ» услуги, предусмотренной п.5 раздела II вышеуказанного перечня, не поступало.

Указанная услуга и договорной сбор за ее оказание может применяться со стороны ОАО «РЖД» в части не противоречащей вышеуказанным нормам Устава, Тарифного руководства № 1 и Правил ПФ.

14.03.2019 г. на рассмотрении настоящего дела представители ОАО «РЖД» и ОАО «Анжерское ПТУ» полностью поддержали данные ранее пояснения и доводы. Представитель ОАО «РЖД» пояснила также, что связь движения локомотива с подачей (уборкой) вагонов зависит от цели его движения, так в случае если локомотив движется на пути общего пользования (выставочные (приемо-отправочные) ж/д пути) с целью подачи (уборки) вагонов своих либо контрагентов, движение локомотива связано с подачей (уборкой) вагонов.

Рассмотрев 14.03.2019 г. дело № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией принято решение об отложении рассмотрения данного дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, в связи с чем определением от 14.03.2019 г. рассмотрение дела было отложено на 08.05.2019 г. на 10 часов 00 минут.

07.05.2019 г. от ОАО «РЖД» поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 22/А-10-2018 (исх. № исх-3021/З-СибЖД от 07.05.2019), согласно которым ни Договором № 36/Н ни законодательством РФ не предусмотрен в рамках услуги по подаче и уборке вагонов пробег (передвижение, перемещение) локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» без порожних или груженых вагонов с (на) путей станции Анжерская Копь на (с) пути станции Физкультурник через пути общего пользования станции Анжерская ОАО «РЖД». Следовательно, стороны Договора № 36/Н не вправе были включать в условия данного договора спорное действие локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» и соответствующую плату.

Согласно статьям 784, 785 Гражданского кодекса РФ, статье 3 Устава железнодорожного транспорта РФ, Правил перевозок грузов в поездах …, утв. приказом Минтранса РФ от 22.10.2007 № 150 пробег собственного одиночного локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» в одиночном следовании по инфраструктуре общего пользования относится к правоотношениям по перевозке, оформляется (в отличие от услуги по подаче и уборке вагонов) транспортной ж/д накладной. ОАО «Анжерское ПТУ» добровольно оформляло соответствующую накладную для проезда локомотива через ж/д пути общего пользования.

Кроме того, по мнению ОАО «РЖД» Комиссия не вправе оценивать действия ОАО «РЖД» в части применения (неприменения) собственного локального документа (распоряжения № 2341р от 15.11.2017).

На рассмотрении 08.05.2019 г. настоящего дела представитель ОАО «РЖД» полностью поддержал возражения на заключение об обстоятельствах дела № 22/А-10-2018 (исх. № исх-3021/З-СибЖД от 07.05.2019), указал, что позиция ОАО «РЖД» подтверждается наличием в Договоре № 36/Н § 34, а также пояснил, что со стороны ОАО «РЖД» были направлены запросы о разъяснении рассматриваемых в настоящем деле обстоятельств в адрес Департамента государственной политики в области ж/д транспорта Минтранса РФ (исх. № 9843/ЦФТО от 17.04.2019),  ФАС России (исх. № исх-7584 от 24.04.2019). По состоянию на 08.05.2019 г. ответов на данные запросы ОАО «РЖД» не получено.

Законный представитель ОАО «Анжерское ПТУ» согласился с заключением об обстоятельствах дела № 22/А-10-2018.

В результате рассмотрения 08.05.2019 г. дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела, Комиссия посчитала необходимым дождаться ответов на направленные ОАО «РЖД» запросы, в связи с чем рассмотрение дела было отложено.

27.06.2019 г. ОАО «РЖД» представлена копия ответа ФАС России на запрос от 24.04.2019 № исх-7584, а также сообщило, что на обращение ОАО «РЖД» от 17.04.2019 № 9843/ЦФТО от Минтранса России ответ не поступал.

По состоянию на 08.11.2019 г. ответ на обращение ОАО «РЖД» от 17.04.2019 № 9843/ЦФТО в Кемеровское УФАС России не представлен, в связи с чем уведомлением от 08.11.2019 г. № 05/11364 рассмотрение настоящего дела было назначено на 25.11.2019 г. на 15 часов 00 минут.

25.11.2019 г. на рассмотрение дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства законный представитель ОАО «Анжерское ПТУ» пояснил, что три месяца назад ОАО «Анжерское ПТУ» подало заявку ОАО «РЖД» на перегон порожнего локомотива по ставке 610 рублей за один проезд в пределах одной станции на расстояние не более 5 км, в соответствии с пунктом 5 раздела II Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 24.07.2018 № 1574/р. Данная заявка была согласована и в октябре 2019 г. локомотив ОАО «Анжерское ПТУ» прошел по указанной ставке по путям общего пользования станции «Анжерская» Западно-Сибирской железной дороги в направлении от путей необщего пользования станции «Анжерская Копь» к путям необщего пользования станции «Физкультурник» и обратно, о чем свидетельствуют соответствующие акты от 15.10.2019 г. и иные документы.

На рассмотрении настоящего дела представитель ОАО «РЖД» представил ответ Минтранса России на запрос № 9843/ЦФТО от 17.04.2019, полностью поддержал все представленные ранее доводы и пояснения, а также указал, что, по его мнению, представленные ФАС России и Минтрансом России ответы на запросы полностью подтверждают позицию ОАО «РЖД».

По поводу пояснений законного представителя ОАО «Анжерское ПТУ» представитель ОАО «РЖД» указал, что ничего не знает об изменившейся ситуации с размером ставки за пробег порожнего локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» и по его данным все должно было оставаться как и прежде, т.е. тариф за указанный проезд для ОАО «Анжерское ПТУ» должен составлять 16 079 руб. без НДС. Пояснил также, что данная ситуация требует уточнения.

В результате рассмотрения 25.11.2019 г. дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела, Комиссия посчитала необходимым истребовать сведения у ОАО «РЖД» о ситуации с размером платы за проезд порожнего локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» взимаемой на дату рассмотрения дела, в связи с чем определением от 25.11.2019 г. рассмотрение настоящего дела было отложено на 23.12.2019 г. на 15 часов 00 минут.

19.12.2019 г. от ОАО «РЖД» поступили пояснения, согласно которым позиция ОАО «РЖД» по рассматриваемым в настоящем деле обстоятельствам не изменилась. В октябре 2019 г. с ОАО «Анжерское ПТУ» необоснованно был осуществлен договорной сбор за перемещение тепловоза с подъездных путей (ст. Анжерская Копь) на подъездные пути (ст. Физкультурник) и в обратном направлении. В связи с чем 02.12.2019 г. на станции Анжерская был проведен соответствующий разбор, по результатам которого со всеми причастными должностными лицами (агентами СФТО) проведен инструктаж о порядке оформления указанного пробега согласно Прейскуранта 10-01. Кроме того, в адрес ОАО «Анжерское ПТУ» направлена претензияот 18.12.2019 г. № исх.-16832/З-С ТЦФТО об оплате причитающихся ОАО «РЖД» денежных средств.

23.12.2019 г. состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представитель ОАО «РЖД» полностью поддержал все пояснения и доводы, изложенные ранее, настаивал на прекращении дела с учетом позиции, изложенной ФАС России и Минтрансом России в соответствующих ответах на запросы, направленных ОАО «РЖД» в рамках настоящего дела.

Законный представитель ОАО «Анжерское ПТУ» пояснил, что на данный момент ОАО «Анжерское ПТУ» никаких претензий от ОАО «РЖД» не получало. Поддержал представленные ранее пояснения и доводы.

Изучив материалы дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующее:

ОАО «Анжерское ПТУ» (Заявитель) является владельцем ж/д путей необщего пользования от промышленных станций «Физкультурник» и «Анжерская копь», примыкающих к станции «Анжерская» Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД» (далее – станция «Анжерская»). Правоотношения между ОАО «РЖД» и Заявителем, касающиеся использования ж/д путей необщего пользования и ж/д путей общего пользования станции «Анжерская» оформлены Договором № 36/Н, Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на ж.д. путях необщего пользования ОАО «Анжеро-Судженское ПТУ», примыкающих к станции Анжерская Западно-Сибирской ж.д., утвержденной директором ОАО «Анжерское ПТУ» 18.10.2011 г., согласованной 18.10.2011 г. заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому региону (далее – Инструкция), Единым технологическим процессом работы железнодорожных путей необщего пользования  ОАО «Анжеро-Судженское ПТУ» и станции примыкания Анжерская Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», утвержденной 12.09.2013 г. директором ОАО «Анжерское ПТУ» и 02.08.2013 г. начальником Западно-Сибирской дирекции управления движением ОАО «РЖД» (далее – Единый технологический процесс).

Согласно пункту 1.2 Инструкции ж/д пути необщего пользования ОАО «Анжерское ПТУ» обслуживаются собственными локомотивным парком, составляющим 8 локомотивов серии ТЭМ-2 (согласно изменениям № 4 к Инструкции, согласованным зам. начальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению 04.08.2017 и утвержденным директором Заявителя, инвентарный парк составляет 7 локомотивов серии ТЭМ2). Все тепловозы приписаны к локомотивному депо, расположенному на территории станции «Анжерская копь». В нерабочее время локомотивы находятся в холодном состоянии на путях отстоя при локомотивном депо. Депо имеет два ремонтных стойла, вместимостью 4 локомотива одновременно.

Согласно схеме расположения станций «Анжерская копь» и «Физкультурник», локомотивы Заявителя не имеют доступа к ж/д путям необщего пользования станции «Физкультурник» иначе, чем через ж/д пути общего пользования станции «Анжерская».

Платы, которые ОАО «Анжерское ПТУ» осуществляет ОАО «РЖД», в рамках правоотношений между данными хозяйствующими субъектами, возникающих в связи с примыканием ж/д путей необщего пользования от станций «Анжерская копь» и «Физкультурник», принадлежащих Заявителю к ж/д путям общего пользования станции «Анжерская», предусмотрены § 16 Договора № 36/Н. Согласно указанному параграфу, плата за использование ОАО «Анжерское ПТУ» инфраструктуры ОАО «РЖД» путем проката локомотива Заявителя для подачи и уборки вагонов, прибывающих в адрес ОАО «Анжерское ПТУ» и его контрагентов, не предусмотрена. Иных положений, предусматривающих необходимость внесения Заявителем данной платы, Договор № 36/Н не содержит.

За пробег локомотивов по путям общего пользования станции «Анжерская»  ОАО «РЖД», в лице Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД», в том числе, при пробеге локомотивов ОАО «Анжерское ПТУ» для оказания услуг контрагентам по подаче и уборке вагонов на станции «Физкультурник», взимается с ОАО «Анжерское ПТУ» плата в размере 16 079 рублей. В обоснование наличия возможности взимания указанной платы с Заявителя, ОАО «РЖД» ссылается на пункт 2.17.2 Прейскуранта № 10-01, а также на то, что пробег локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» в одиночном следовании с путей необщего пользования станции «Анжерская копь» к путям необщего пользования станции «Физкультурник» для подачи (уборки) вагонов своим контрагентам не предусмотрен Договором № 36/Н, в связи с чем данным договором не регулируется и в силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ, статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» для осуществления такого перемещения заключается договор перевозки груза, путем заполнения полных перевозочных документов.

Согласно мнению, содержащемуся в письмах ФАС России от 18.06.2019 № АР/50895/19 и Минтранса России от 22.11.2019 № Д4/26397-ИС в рассматриваемой в настоящем деле ситуации, при расчете платы за пробег порожнего (без вагонов) локомотива ОАО «Анжерское ПТУ» по путям общего пользования станции «Анжерская» ОАО «РЖД» необходимо руководствоваться пунктом 2.17.2 Прейскуранта № 10-01. Грузоотправитель (ОАО «Анжерское ПТУ») должен представить перевозчику (ОАО «РЖД») на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов ж/д транспортом накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Таким образом, ФАС России и Минтранс России поддержали позицию ОАО «РЖД» в настоящем деле, в том числе правовое обоснование действий ОАО «РЖД» при рассматриваемых обстоятельствах. В связи с вышеизложенным Комиссия считает дело № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства подлежащим прекращению, поскольку ОАО «РЖД» действовало в рамках требований законодательства РФ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

прекратить рассмотрение дела № 22/А-10-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в лице Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» ИНН 7708503727.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны