Определение №09/10935 о возбуждении дела от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«18» декабря 2020г.                        г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении обществом с ограниченной ответственностью «КТЛ» (далее – ООО «КТЛ», юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, 25, оф. 1, ОГРН 1204200008539, дата присвоения ОГРН 22.06.2020, ИНН 4212041743, КПП 421201001) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение прокуратуры Ленинского района г. Кемерово (исх. от 15.10.2020 № 2-127в-2020, вх. от 20.10.2020 № 4826) о рассмотрении заявления заместителя начальника Сибирского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. от 23.09.2020 № Т6-30/26256) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «КТЛ».

Из поступившего обращения следует, что на здании по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8, размещена следующая информация:

«КомиссионТорг Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим под залог: ноутбуков, телефонов…Берем все <…>»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем ввсе!9:00-21:00 без выходных Покупаем дорого! Продажа/Обмен/Залог По любым вопросам звонить <…>».

Согласно  пункту  1  статьи  3  ФЗ  «О  рекламе»  под рекламой  понимается  информация,  распространенная  любым  способом,  в любой  форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному  кругу  лиц  и  направленная  на  привлечение  внимания  к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

  Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

  В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой. При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

  К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

  Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым   к  вывеске  Законом  Российской  Федерации «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

  Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ  «О рекламе» не распространяются.

  Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара), в данном случае путем использования слов «Берем все! Продажа/Обмен/Залог Покупаем дорого», а также указания номера контактного телефона,  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет, (www.cbr.ru) ООО «КТЛ» в перечнях действующих субъектов рынка микрофинансирования отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

Согласно статье 4 ФЗ № 353 профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц.

Из изложенного следует, что лица, если они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или непрофессионального участника финансового рынка, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, по своей организационно – правовой форме не относятся к субъектам, наделенным правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставления потребительских займов.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

В тексте вышеуказанной содержится слово «Ломбард», что дает основание потребителям предполагать, что индивидуальный предприниматель, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

   В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Как указано выше, ООО «КТЛ» не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В нарушение данных правовых норм в рекламе ООО «КТЛ» размещена реклама о деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».    

Кроме того, из ответа КУМИ Мысковского городского округа (исх. от 17.11.2020 № 3854) следует, что КУМИ Мысковского городского округа разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещенных по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8, не выдавалось.

  Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

  Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В нарушение данной правовой нормы ООО «КТЛ» разместило рекламные конструкции по адресу г. Мыски, ул. 17 квартал, 8,  без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частями 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «КТЛ». 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 042/05/28-2068/2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью «КТЛ» (юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, 25, оф. 1, ОГРН 1204200008539, дата присвоения ОГРН 22.06.2020, ИНН 4212041743, КПП 421201001) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Назначить дело № 042/05/28-2068/2020 к рассмотрению на 04 февраля 2021г. на 09 часов 30 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 09 часов 20 минут в каб. 316.

3. ООО «КТЛ» необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 03 февраля 2021 письменные пояснения о размещении вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а также копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;

- договоры со всеми приложениями на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы в местах осуществления хозяйственной деятельности;

- платежные поручения, счета – фактуры или иные документы, подтверждающие факт изготовления и размещения рекламы по вышеуказанным адресам;

- утвержденные условия предоставления займов под залог.  

Дополнительно сообщаем, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Кемеровское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (образец расписки о согласии прилагается), а также принять одно из следующих решений:

  1. Направление ходатайства о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для участия в рассмотрении дела дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, Вам необходимо заранее (за 3 рабочих дня до заседания) заявить соответствующее ходатайство с указанием данных IT-специалиста вашей организации (номер телефона, адрес электронной почты) и получить гиперссылку для подключения видеоконференцсвязи.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

Обращаем Ваше внимание, с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, дистанционный способ заседание Комиссии по рассмотрению дела является ПРИОРИТЕТНЫМ.

  1. Обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время с учетом части 2 Распоряжения губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11.05.2020 года № 62-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» гражданам, находящимся на территории Кемеровской области - Кузбасса, соблюдать масочный режим, соответственно в Кемеровское УФАС России будут допущены лица, имеющие защитные маски.

 Кемеровское УФАС России рекомендует на заседание Комиссии по рассмотрению дела направлять не более одного представителя с обеспечением его защитной маской и перчатками.

  1. Направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КТЛ"
ИНН 4212041743, ОГРН 1204200008539