Решение №21.04.15 № 09/3781 Решение по делу № 19/А-14-2015 от 22 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «17» апреля 2015 г.                              г. Кемерово

Решение изготовлено в полном объеме «21» апреля  2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

Клостер Е.А. -  заместителя руководителя  управления;

 

Членов Комиссии:                  

Чубукова А.А. - начальника отдела судебной и правовой работы;

 

 

 

Каминской Е.Б. -  начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

Акатьевой И.С – ведущего специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 19/А-14-2015, возбужденное по признакам нарушения Страховым акционерным обществом «ВСК» (далее по тексту – САО «ВСК»; ИНН 775001001; юридический адрес: г.Москва, ул.Островная, 4) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей САО «ВСК»:

- <…….> по доверенности № 755 от 16.01.2015г.;

- <…….> по доверенности от 10.12.2014г.,

      

УСТАНОВИЛА:

 

В отдел рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков Кемеровского УФАС России были переданы материалы отделом контроля в сфере закупок Кемеровского УФАС России по жалобе Кемеровского филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее – ООО «Росгосстрах») на предмет рассмотрения нарушения статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК»).

По мнению заявителя, участниками электронного аукциона СОАО «ВСК», ОАО «Альфа Страхование», ОАО «СОГАЗ» в аукционной заявке некорректно представлен расчет страховой премии, в последующем СОАО «ВСК» стало победителем электронного аукциона.

Из представленных материалов следует, что СОАО «ВСК» в заявке на участие в аукционе в электронной форме № 70 (номер закупки 0339100005014000151) была указана начальная (минимальная) цена контракта 58989,00 рублей.

ООО «Росгосстрах» был произведен расчет страховой премии в строгом соответствии с приведенными нормами и алгоритмами методики определения уровня безопасности ОПО, размещенной на официальном сайте Национального союза страховщиков ответственности (НССО), что обусловило определение единственно верной минимальной цены контракта в размере 62150 рублей.

Расчет страховой премии, представленный Кемеровским филиалом ООО «Росгосстрах»:

 

Вид страхования

Способ проведения тендера

Страховая сумма руб. согласно ТЗ

Страховая премия руб. (цена контракта) согласно ТЗ

Объект страхования

Страховая сумма руб.

Базовый страховой тариф

КУБ

Итоговый страховой тариф

Страховая  премия

11

ОСАГО

Аукцион (РТС)

-

62200

Аммиачно-холодильная установка

10000000

0,1900

0,8500

0,1615

16150

Лифты

10000000

0,0500

0,7000

0,0350

3500

Сеть  газо- потребления

25000000

0,2000

0,8500

0,1700

42500

ИТОГО

45000000

-

-

,

62 150

Страховая премия, указанных участниками в заявке на участие в аукционе должна составлять 62150 рублей.

Указанная в заявке участника аукциона СОАО «ВСК» начальная (максимальная) цена контракта 58989,00 рублей, послужила обоснованием для признания данного участника закупки победителем.

В ходе рассмотрения вышеуказанных материалов было установлено, что из документов, представленных СОАО «ВСК» на участие в аукционе в электронной форме (устав новой редакции от 14.04.2014г., выписка из ЕГРЮЛ от 15.04.2014г. и другие документы) общество зарегистрировано как СОАО «ВСК», вместе с тем из сведений, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы по состоянию на 11.03.2015г., общество имеет наименование Страховое акционерное общество «ВСК», сокращенное наименование САО «ВСК».

Приказом Кемеровского УФАС России от 16.03.2015 № 47 было возбуждено дело № 19/А-14-2015 по признакам нарушения САО «ВСК» части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушения порядка расчета страховой премии, установленного ФЗ № 225-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 808, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими субъектами страховой деятельности.

Определением от 19.03.2015г. дело № 19/А-14-2015 было назначено к рассмотрению на 17.04.2015г. на  11 часов 00 минут.

 Копии определения от 19.03.2015г. и приказа Кемеровского УФАС России  от 16.03.2015 № 47 были направлены в адрес САО «ВСК» и заявителю заказными письмами с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления и распечатка с сайта ФГУП «Почта России» о вручении почтового отправления имеются в материалах дела).

17.04.2015г. состоялось рассмотрение дела № 19/А-14-2015 в присутствии представителей САО «ВСК»: <…….> и <…….> по доверенностям, которые пояснили, что неверное определение коэффициента КУБ произошло в результате сбоя программы на компьютере.  

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей САО «ВСК», Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

На официальном сайте http://www.rts-tender.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 70 от 28.11.2014г. «На оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» для нужд Федерального Государственного казенного учреждения комбината «Малахит» (далее – ФГКУК «Малахит»).

Из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0339100005014000151 от 16.12.2014г. следует, что к участию в аукционе  было допущено пять претендентов с ценой предложения:

- СОАО «ВСК» - 58989,00 рублей, время подачи предложения 12.12.2014 в 06:02:30.997 время Московское;

- ОАО «АльфаСтрахование» - 59300,00 рублей, время подачи предложения 12.12.2014 в 06:00:11.357 время Московское;

- ОАО «СОГАЗ» - 59300,00 рублей, время подачи предложения 12.12.2014 в 06:00:29.620 время Московское;

- ООО «Росгосстрах» - 62150,00 рублей, время подачи предложения 12.12.2014 в 06:00:35.193 время Московское;

- ООО «НПСК» - 62150,00 рублей, время подачи предложения 12.12.2014 в 06:08:52.983 время Московское.

Согласно Протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0339100005014000151 от 16.12.2014г. комиссия приняла решение о признании победителем - СОАО «ВСК», предложившего цену государственного контракта ниже остальных участников, а именно - 58989,00 рублей.

14.01.2015г. Заказчик и СОАО «ВСК» заключили государственный контракт № 55/А-2014 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ № 225-ФЗ) страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов (часть 6 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» (далее - Постановление Правительства РФ № 808) утверждены тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете размера страховой премии, которые едины для всех страховщиков.

Установленные в соответствии с ФЗ № 225-ФЗ страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Из ответа НССО на запрос Кемеровского УФАС России о правильности расчета страховой премии спорных опасных объектов, следует:

Частью 9 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ установлено, что коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости, в том числе, от уровня безопасности опасного объекта, в том числе, с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. При этом, применение соответствующего коэффициента является правом страховщика. 

В случае, если страховщик намерен применить соответствующий коэффициент, то он обязан определить уровень безопасности опасного объекта.

Частью 10 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ установлено, что порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с ФЗ № 225-ФЗ.

Правила профессиональной деятельности «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта» (далее – Правила ПД), в соответствии с требованиями ФЗ № 225-ФЗ, утверждены Постановлением НССО от 13.04.2011г. и согласованы с Министерством Финансов Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В обосновании расчета страховой премии при проведении аукциона в электронной форме № 70 (номер закупки 0339100005014000151) НССО представило следующую информацию:

В соответствии с Правилами ПД, уровень безопасности для целей применения предусмотренного частью 9 статьи 7 ФЗ № 225-ФЗ дополнительного коэффициента соответствует:

- для опасного объекта «Аммиачно-холодильная установка» - уровень безопасности средний;

- для опасного объекта «Система газоснабжения предприятия» - уровень безопасности средний;

- для опасного объекта «Площадка лифтов» - уровень безопасности высокий.

Учитывая соответствующие уровни безопасности страховщики имели возможность применить дополнительный коэффициент в зависимости от уровня безопасности исходя из следующих значений:

- для опасного объекта «Аммиачно-холодильная установка» - 0,85;

- для опасного объекта «Система газоснабжения предприятия» - 0,85;

- для опасного объекта «Площадка лифтов» - 0,7.

Из анализа вышеизложенных норм следует, что законодательство не предусматривает возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Следовательно, страховая премия при проведении обязательного страхования гражданской ответственности следующих опасных объектов: «Аммиачно-холодильная установка», «Система газоснабжения предприятия», «Площадка лифтов» в соответствии с ФЗ № 225-ФЗ у всех страховщиков должна была быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах: «Аммиачно-холодильная установка», «Система газоснабжения предприятия», «Площадка лифтов» является нарушением ФЗ № 225-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 808.

Из представленных в адрес Кемеровского УФАС России ФГКУК «Малахит» следует, что участником аукциона в электронной форме № 70 (номер закупки 0339100005014000151) СОАО «ВСК» была указана страховая премия опасных объектов («Аммиачно-холодильная установка», «Система газоснабжения предприятия», «Площадка лифтов») в размере 58989,00 рублей, однако при расчете данных, единственно верной минимальной ценой контракта является расчет цены контракта, предложенный участниками вышеуказанного аукциона ООО «Росгосстрах» и ООО «НПСК», указавшими  цену контракта в размере 62150,00 рублей.

Таким образом, в заявке участника аукциона САО «ВСК» была указана заниженная цена контракта 58989,00 рублей, что послужило обоснованием для признания данного участника закупки победителем.

Пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции». 

Кемеровским УФАС России установлено, что при расчете страховой премии СОАО «ВСК» в нарушение ФЗ № 225-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 808 занизило суммы страховых премий, что привело к уменьшению цены государственного контракта.

Данное обстоятельство повлияло на решение конкурсной комиссии при выборе победителя котировок - СОАО «ВСК», как участника аукциона, предложившего наименьшую цену государственного контракта.

Действия САО «ВСК», выразившиеся в виде нарушения порядка расчета страховой премии, установленного ФЗ № 225-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 808, что привело к уменьшению цены контракта и к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования, которое причинило убытки конкуренту в виде недополученной прибыли, противоречат действующему законодательству ФЗ «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, принципам разумности, справедливости, а, следовательно, не соответствуют требованиям части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия Страхового акционерного общества «ВСК», выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного постановлением Правительства № 808, нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с заключением государственного контракта № 55/А-2014 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд Федерального Государственного казенного учреждения комбината «Малахит».

 

Председатель Комиссии

Е.А. Клостер

Члены Комиссии

А.А. Чубуков

Е.Б. Каминская

 

И.С. Акатьева

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны