Решение №22.01.2015 г. № 08/447 Решение по делу № 13/З-2015 в отношении ФГБОУ ВПО «Кемеровск... от 23 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  «20» января 2015 года                                                                                           г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В.     -

заместителя руководителя

Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 Романовой К.Е. -     

ведущего специалиста - эксперта  отдела контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

 

 

 Вагас М.А.          -

 

 

Лыжина Д.А        -

 

старшего государственного инспектора отдела контроля в сфере закупок;

начальника отдела  контроля в сфере закупок;

 

 при участии:

- <…>, <…> – председателей  ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», по доверенностям,

рассмотрев  дело № 13/З-2015, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 24.07. 2012 г.  № 498,

 

 

установила:

14.01.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Азия плюс» (вх. № 177 от 14.01.15)  (далее – Заявители) на действия заказчика – ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности». В жалобе указывается на  нарушения в положениях документации электронного аукциона № 0339100005814000002 «На право заключения государственного контракта на возведение здания гидротехнического сооружения, предназначенного для занятий водными видами спорта».  По мнению заявителя, ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» нарушил:

- требования пункта 1 части 1  и часть 3 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, указав в пункте 192 Технического задания наименование производителя используемого материала «ТехноНИКОЛЬ»;

- требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, указав при описании объекта закупки наряду с  характеристиками общестроительных работ и используемых в процессе строительства материалов не связанных с выполнением работ   отдельных видов товара: мебели и техники. Включив  в состав объекта закупки работы, которые  требуют от участников закупки  допусков СРО и лицензий и поставку товара, которую могут осуществить организации, у которых отсутствуют указанные допуски и лицензии, заказчик ограничил количество участников закупки.

На доводы жалобы ООО «Азия плюс»  представителем заказчика <…>  принесены возражения об их необоснованности.

В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

30.12.2014 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  заказчиком  – ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» было размещено изменение о проведении электронного аукциона 0339100005814000002 «На право заключения государственного контракта на возведение здания гидротехнического сооружения, предназначенного для занятий водными видами спорта» и аукционная документация.

Согласно пунктам 1.2, 2.2.1  соглашения  о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов  № 10.982.24.0074 от 19.05.2014 г. ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»  переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию здания гидротехнического сооружения, предназначенного для занятий водными видами спорта.

В процессе рассмотрения доводов жалобы ООО «Азия плюс»  Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности ее доводов по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент.

В пункте 192 Технического задания «Общестроительные работы» ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» указал материал «Полимерная гидроизоляционная мамбрана «ТехноНИКОЛЬ» или эквивалент.

В материалы дела представлены сведения Федеральной службы по интеллектуальной собственности RU 373582 о том, что ТехноНИКОЛЬ является зарегистрированным товарным знаком, что подтверждается информацией с официального сайта http: //www1.fips.ru.  В  соответствии с требованиями частей 1-3  статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.  Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

В пункте 192 Технического задания отсутствуют  сведения об организационно- правовой форму  юридического лица, что указывает на отсутствие указания о наименовании производителя товара. Из сведений Федеральной службы по интеллектуальной собственности RU 373582 усматривается то, что  обладателем товарного знака ТехноНИКОЛЬ является ЗАО «ТехноНИКОЛЬ» г. Москва, т.е. организация с определенной организационно-правовой формой.

Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России усматривает соблюдение со стороны ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ при описании в пункте 192 Технического задания материала  с указанием товарного знака и ссылкой, выраженной словами «или эквивалент».

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ  в документации аукциона в электронной форме не допускается установление  требований, влекущих за собой ограничение количества  участников такого аукциона и ограничение доступа к участию  в таком аукционе.

Частью 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Документацией об аукционе в электронной форме предусматривается, что предметом данной является возведение здания до 31.12.2015 г. с необходимостью ввода указанного объекта  в  эксплуатацию.

На официальном сайте опубликованы приложения к документации аукциона в электронной форме, которые содержат сметную документацию и ведомость объемов работ и материалов (товаров) и техническое задание. В сметной документации и ведомости объемов работ и материалов (товаров) отражается весь объем работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных и требований к их составу и содержанию.

В соответствии с указанными документами в рамках данной закупки участник должен осуществить возведение здания гидротехнического сооружения, предназначенного для занятий водными видами спорта, и выполнить работы по строительству с использованием своего материала, а также в процессе выполнения работ выполнить все необходимые технические и технологические формальности, включая ввод Объекта в эксплуатацию (пункт 4.1.3 проекта государственного контракта), т.е. строительство данного объекта "под ключ".

Согласно  п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 г. № 147 предусматривается понятие "строительство объектов «под ключ».

Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Согласно п. 2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.

В п. 3.14 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" указано, что сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты.

Потребностями Заказчика обусловлено установление им любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия конкретного участника в процедуре закупки, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров либо невозможностью выполнения каких-либо работ, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ  документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пункт 3 части 3 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ предусматривает, что  при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации). Все указанные критерии описания  технических характеристик используемого товара участник закупки может произвести только при полном представлении об объеме работ и используемом материале при производстве работ в строгом соответствии с проектно-сметной  документацией.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 ФЗ № 44-ФЗ  заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 ФЗ № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

 

В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации. Документацией об аукционе и проектом государственного контракта  предусматривается, что участник закупки обязан соблюдать определенные сроки и последовательность выполнения работ.

 Такой вывод Комиссией Кемеровского УФАС России делается на основе анализа извещения о проведении данной закупки, аукционной документации  и проектно-сметной документации.

 

В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки.

Пунктом 2 Информационной карты данного аукциона в электронной форме предусматривается объем выполнения работ в соответствии с техническим заданием, проектной и сметной документацией.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 предусматривается, что  Проектная сметная документация на строительство должна содержать  подраздел «Технологические решения». В составе таковых технологических   решений в состав проектно-сметной документации включена смета № 06-13/П на технологическое оборудование сооружаемого здания (оборудование, используемое для бассейна, мебель, электро-техническое оборудование и т.п.).  Представленная проектно-сметная документации прошла государственную экспертизу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», что подтверждено  представителями заказчика в материалы дела Положительным заключением государственной экспертизы № 343-14/КРЭ-2251/02 от 05.11.2014 г. «Объект капитального строительства «Бассейн по адресу: г. Кемерово, б-р Строителей, д. 47, 49», Положительным заключением № 347-14/КРЭ-2251/05 от 07.11.2014 г. «Проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации «Бассейн по адресу: г. Кемерово, б-р Строителей, д. 47, 49», выполненных Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы».

Учитывая изложенное, обосновано объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта – здания бассейна  вместе с поставкой и установкой оборудования, направленных на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Оборудование необходимо для функционирования бассейна. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, осуществление контроля за осуществлением работ и оснащением сооружаемого объекта в рамках одного объявленного размещения закупки, без дополнительных временных и организационных затрат.

 

В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации после ввода его в эксплуатацию. В  итоге это должно привести к  рациональному расходованию бюджетных денежных средств.

Информационной картой документации предусматривается перечень требований к участникам закупки. Предусматривается возможность подрядчику участвовать в настоящей закупке при наличии копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно следующему перечню: пунктов 12.;12.9.; 17.1.; 20.2.. И 2) Лицензию МЧС России, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225 “О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений”, на право осуществлять техническое обслуживание технических систем и средств охраны, а именно: 1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; 2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; 3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; 5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. В случае отсутствия допуска на какой-либо из вышеперечисленных видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, участник закупки должен представить свидетельство саморегулируемой организации по п.33.3. «Жилищно-гражданское строительство», т.е. допуска до работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)

Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы  по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечнем видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом № 624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития РФ, установлена  необходимость наличия допуска СРО, что предполагает возможность  участнику закупки в рамках субподрядных договоров привлечь необходимых поставщиков (подрядчиков) для выполнения условий контракта, которые не носят специализированный для данной организации характер.

            Учитывая, что предметом аукциона является создание объекта капитального строительства «под ключ», требование предоставления указанного допуска СРО является обоснованным и не ограничивающим круг участников закупки, поскольку наличие указанного допуска напрямую предусматривается при данном объекте закупки как  документ, подтверждающий соответствие  участника закупки требованиям документации.

Таким образом, для надлежащего соблюдения Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчика имеет право требовать от участников закупки наличия свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в том числе по п.33.3. Жилищно-гражданское строительство» Перечня возникает необходимость исключительно  в тех случаях, когда  имеет место наличие хотя бы одного из видов работ, предусмотренного в Перечне видов работ  в технической части документации.

            Учитывая, что предметом аукциона является строительство объекта капитального строительства «под ключ», требование предоставления указанных лицензий и допусков СРО является обоснованным.

 

  При рассмотренных обстоятельствах комиссия Кемеровского УФАС России не усматривает в действиях ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу  об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.

 

      Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России

                                     

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу ООО «Азия плюс» на действия заказчика– ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» при проведении электронного аукциона № 0339100005814000002 «На право заключения государственного контракта на возведение здания гидротехнического сооружения, предназначенного для занятий водными видами спорта» необоснованной.

 

2.      Производство по делу № 13/З-2015  прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                   С.В. Стельмах

 

Члены  комиссии:                                                              Д.А. Лыжин

                                                                                                

                                                                                             К.Е. Романова

 

                                                                                             М.А. Вагас 

Связанные организации

Связанные организации не указаны