Решение №03/11863 по жалобе от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-2019/2021

Резолютивная часть решения оглашена «10» декабря 2021г.                                   г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «15» декабря 2021г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <…>

в присутствии представителя ОАО «СКЭК» по доверенности,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (659306, Алтайский край, г. Бийск, ул.Красногвардейская, д.68, кв.20; ИНН: 2204089297 (далее также – ООО «Энергострой», Заявитель) и материалы по жалобе № 042/07/3-2019/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Энергострой» исх. № б/н от 23.11.2021 (вх. № 7939э от 21.10.2021) на действия заказчика – Открытое акционерное общество «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (6500000, г. Кемерово, ул. Кузбасская, д. 6, ИНН: 4205153492) (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путём проведения запроса коммерческих предложений Капитальный ремонт объектов теплоснабжения г. Полысаево. Капитальный ремонт котла КВР-7,58-95 (КВм-7,58К) в газоплотном исполнении котельной ППШ, ул. Читинская, 90. Реестровый номер 101041001681, размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, Извещение № 32110821463 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, Заказчиком закупки нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путем составления Документации о Закупке с нарушениями действующего законодательства, а именно: сокращения сроков подачи предложении, а также в необоснованном требовании у потенциальных участников справки налоговых органов об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная ФНС России не ранее чем за 30 дней до дня размещения на сайте извещения о проведении Закупки.

Уведомлением от 26.11.2021 № 03/11091 рассмотрение жалобы № 042/07/3-2019/2021 было назначено на 01.12.2021. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заявителя и Заказчика.

01.12.2021 Комиссия, заслушав пояснения представителя Заказчика в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции отложила принятие решение до 10.12.2021, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, о чем уведомило Заявителя и Заказчика письмом исх. № 03/11395 от 03.12.2021.

10.12.2021 Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и способе рассмотрения жалобы № 042/07/3-2019/2021 явку не обеспечил, защитников не направил. Представитель Заказчика просила признать жалобу не обоснованной, направив возражения.

 10.12.2021 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-2019/2021 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

ОАО «СКЭК» осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере тепло и электроснабжения, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением единственного акционера ОАО «СКЭК» от 14.07.2021 утверждено Положение «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «СКЭК» (далее – Положение о закупках), которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). 

Согласно п. 12.1 Положения о закупках, запрос коммерческих предложений – Запрос коммерческих предложений проводится в случаях, когда основными оценочными критериями для Заказчика, наряду с ценой, являются  качество продукции, технические и потребительские характеристики, квалификация участника процедуры закупки, его статус (изготовитель, дистрибьютор, официальный дилер, посредник и др.), опыт работы на рынке закупаемых товаров (выполняемых работ,  оказываемых услуг), сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), условия оплаты и иные критерии, определенные в закупочной документации. Это форма конкурентной закупки, не являющейся торгами.

16.11.2021 Заказчиком закупки на официальном сайте было размещено извещение №32110821463 о проведении запроса коммерческих предложений на право заключение договора на выполнение капитального ремонта объектов теплоснабжения г.Полысаево. Капитальный ремонт котла КВР-7,58-95 (КВм-7,58К) в газоплотном исполнении котельной ППШ, ул.Читинская, 90. Реестровый номер 101041001681».

В отношении указанной закупки, разработана и утверждена документация (Закупка (далее – Документация).

Дата и время окончания приема предложений согласно извещению – до 09-00 часов 23.11.2021 года.

В соответствии с п. 23 ст.3.2 Закона о закупках при проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса. По мнению Заявителя, Заказчик установив срок подачи заявок подачи предложений менее семи рабочих дней со дня извещения, нарушил вышеуказанный срок.

Вместе с тем, спорная Закупка проводится не форме запроса предложений, а в форме запроса коммерческих предложений.

Согласно п. 12.5 Положения о закупках извещение о проведении запроса коммерческих предложений размещается Заказчиком (Организатором процедуры закупки) в единой информационной системе или на сайте электронной площадки, не менее чем за 4 (четыре) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие.

Учитывая изложенное, вышеуказанный довод Заявителя является не обоснован.

Довод Заявителя о том, что Заказчик в Документации требует подтверждение опыта выполнения работ, не соответствующего предмету закупки, чем нарушает требования Закона о закупках и ограничивает конкуренцию, не состоятелен в силу следующего.

Информационная карта запроса коммерческих предложений действительно содержит опечатку в пункте, регламентирующем Опыт выполнения аналогичных ремонтно-строительных работ по сетям и сооружениям электроснабжения, квалификация участника – 60%.

Вместе с тем, согласно п. 6.7.3. Положения о закупках в случае выявления ошибок и расхождений между информацией, содержащейся в извещении, и информацией, содержащейся в иных частях закупочной документации, в том числе проекте договора, приоритет отдается сведениям, содержащимся в извещении, указанные расхождения в проекте договора устраняются при подписании путем подписания протокола разногласий или внесением в него исправлений заказчиком.

В извещении, размещённом на сайте и из закупочной документации следует, что предмет (наименование закупки) «Капитальный ремонт объектов теплоснабжения г. Полысаево. Капитальный ремонт котла КВР-7,58-95 (КВм-7,58К) в газоплотном исполнении котельной ППШ, ул. Читинская, 90. Реестровый номер 101041001681»

Соответственно аналогичными ему работами являются работы на объектах теплоснабжения. 

Ни один из участников закупки не обращался за разъяснениями по указанному недочету, все полученные заявки содержали документы, подтверждающие выполнение аналогичных работ на объектах теплоснабжения. Таким образом, допущенная в информационной карте Заказчика опечатка не привела и не могла привести к ограничению конкуренции.

Оценив довод Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о закупках путем установления необоснованного требовании  о представлении в составе заявки  справки налоговых органов об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная ФНС России не ранее чем за 30 дней до дня размещения на сайте извещения о проведении Закупки, с учетом того, что сроки получения указанной справки составляют больше, чем сроки для подачи предложений потенциальных участников, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Заказчиком в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках и Положения о закупке в пп. 6 п. 3.2.2 Документации установлено, что участник в составе заявки должен приложить документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям настоящей Документации, в т.ч.  справку налоговых органов (оригинал, либо должным образом заверенная копия) об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная ФНС России не ранее чем за 30 дней до дня размещения на сайте извещения о проведении открытого запроса коммерческих предложений (для индивидуальных предпринимателей, все сведения, содержащиеся в ЕГРИП).

Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика установленными в Документации, участник закупки обязан был в составе своей заявки представить вышеуказанные документы, выданные соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок.

По сведениям Заявителя, учитывая установленные налоговым законодательством сроки выдачи такой справки (10 дней), а также сроки окончания приема заявок на участие в Закупке (4 дня), Заявителю не представилось возможным подать заявку на участие в данном Закупке.

При этом согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также порядок ее формирования утверждены приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@ (далее - Порядок).

При этом справка может быть представлена в форме электронного документа.

Так в соответствии с п. 8 Приложения к Приказу ФНС от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@ справка, формируемая в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Таким образом, возможность предоставления справки предусмотрена как в бумажном, так и в электронном виде (п. п. 7, 8 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@), установленные Приказом ФНС (пп. 6, 7 п. 13 Приказ ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@) сроки предоставления справки (в течение 10 рабочих дней) являются максимальными, что не означает факт предоставления указанных сведений исключительно на 10 рабочий день.

Срок предоставления справки налоговыми органами определен как в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса, вместе с тем, срок предоставления электронной справки составляет 1 рабочий день.

В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу, что потенциальные участники Закупки не лишены возможности предоставления справки, указанной в пп. 6 п. 3.2.2. Документации, в течение срока подачи заявок, установленного Документацией (Извещением). Согласно Документации форма подачи заявки предоставляется на бумажном носителе, соответственно документ не может быть предоставлен в электронном виде, так как накопитель не может быть прошит в составе заявки. Оригиналом признаются все формы документа, выдаваемые ФНС РФ.

Кроме того, наличие у участника закупки задолженности по налоговым обязательствам свидетельствуют о неблагоприятном финансовом состоянии компании, не позволяющем своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи.

Допуск такого участника к участию в закупке в случае его победы может привести к ненадлежащему исполнению договора.

Также целью установления указанного требования является предотвращение неблагоприятных последствий для заявителя, которые могут возникнуть в случае, если налоговыми органами в отношении участника, ставшего победителем закупки, будут применены меры принуждения, связанные с наличием недоимки или задолженности.

В таком случае победитель закупки не сможет исполнить обязательства по договору в связи с препятствиями в ведении хозяйственной деятельности, возникающими в результате законных действий налоговых органов.

Установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках в действиях Заказчика отсутствуют.

Также необходимо отметить, что согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений от 23.11.2021 в Закупке заявки подали 4 участника, ко всем приложена справка налоговых органов, указанная в пп. 6 п. 3.2.2 Документации.  

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Энергострой» на действия ОАО «СКЭК» по проведению проведения запроса коммерческих предложений Капитальный ремонт объектов теплоснабжения г. Полысаево. Капитальный ремонт котла КВР-7,58-95 (КВм-7,58К) в газоплотном исполнении котельной ППШ, ул. Читинская, 90. Реестровый номер 101041001681 (извещение № 32110821463) необоснованной.

Заместитель председателя Комиссии                                                          <…>

Члены Комиссии:                                                                                               <…>

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны