Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 17 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 226/11-АДМ-2015

«07» августа 2015 г.                                                                                      г. Кемерово

                                                                                                       ул. Ноградская, 5

 

Я, Стельмах Светлана Владимировна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы  дела  об  административном  правонарушении   № 226/11-АДМ-2015, возбужденного в отношении должностного лица – <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии защитника <…> (по доверенности от 06.08.2015, № 3241),   

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.11.2014 г. на основании приказа Кемеровского УФАС России № 278 было возбуждено дело № 93/А-15-2014 по признакам нарушения комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела № 93/А-15-2014 комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о признании комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в предоставлении преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, посредством установления на 2012 – 2013 финансовый год муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление», что способствовало заключению договоров на оказание услуг по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу:  г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, с ООО «Производственно-строительная компания «Радикал», ООО «КузбассИдеалРемонт» без проведения торгов.

В соответствии  с подпунктом 5.6 пункта 5 положения о комитете образования и науки администрации г. Новокузнецка утв. решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.06.2011 г. № 6/103 (далее по тексту – Положение) непосредственное руководство деятельностью комитета осуществляет председатель комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Главой города Новокузнецка по представлению первого заместителя Главы города по социальным вопросам.

   Подпунктом 5.8.1 пункта 5 Положения установлено, что председатель комитета руководит деятельностью комитета на принципах единоначалия.

   Подпунктом 5.8.2 пункта 5 Положения предусмотрено, что председатель комитета обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на комитет, и несет персональную ответственность за работу комитета.    

Следовательно, председатель комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка осуществляет руководство порученной ему сферой на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет задач. 

13.06.2012 на основании распоряжения администрации Новокузнецкого городского округа № 581к <…> назначена на должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка.

Установлено, что муниципальное задание для муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление» на 2012, 2013 г.г., со стороны комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка были подписаны председателем комитета образования и науки администрации                     г. Новокузнецка <…>.

  Местом совершения правонарушения является местонахождение комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка – 654080,  г. Новокузнецк,  ул. Кирова, 71.

   Временем совершения правонарушения является дата издания приказа           № 2526 «Об утверждении муниципального задания» - 26.10.2012, а также дата издания приказа № 2912 «Об утверждении муниципального задания» - 29.12.2013. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 указанного  Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

            Действия <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, а именно: утверждение 26.10.2012, 29.12.2013 муниципальных заданий для муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление», в соответствии с которыми муниципальному автономному учреждению «Ремонтно-эксплуатационное управление» необходимо выполнить работы, в том числе по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, привели (могли привести) к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, предоставлению преимуществ муниципальному автономному учреждению «Ремонтно-эксплуатационное управление» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

26.05.2015 г. определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было возбуждено дело № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении в отношении <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначена дата составления и подписания протокола (19.06.2015 г. на 11 часов 00 минут). Определение было направлено заказным письмом с уведомлением в адрес<…>.

19.06.2015 в назначенное время <…> на составление и подписание протокола не явилась, защитника не направила. Сведениями о вручении определения о возбуждении дела № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26.05.2015 г. Кемеровское УФАС России не располагало.     

Определением от 23.06.2015 г. составление и подписание протокола по делу № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении назначено на 24.07.2015 г., на 10-00.

24.07.2015 г. защитником <…> в адрес Кемеровского УФАС России были предоставлены письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 226/11-АДМ-2015 обстоятельствам.

Из представленных пояснений следует, что на основании ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа субсидий муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям Новокузнецкого городского округа на иные цели утвержден постановлением администрации города Новокузнецка от 30.11.2010 № 114 «О совершенствовании правового положения муниципальных учреждений».

В рамках данного Порядка и долгосрочной городской целевой программы «Детские сады 2010-2014» МАУ «РЭУ» из бюджета Новокузнецкого городского округа была предоставлена субсидия на иные цели путем заключения соглашения от 14.05.2014 № А/29/2-2 о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальному автономному учреждению, в том числе на капитальный ремонт здания детского сада № 76 по ул. М. Тореза, 117а.

В соответствии с п. 3.7 Устава МАУ «РЭУ» для выполнения установленного

Учредителем задания, Учреждение вправе привлекать сторонние организации.

В целях проведения конкурентных процедур, на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 5.18.9 Устава МАУ «РЭУ» были проведены заседания Наблюдательного совета, где из нескольких предложений были выбраны подрядчики для выполнения капитального

ремонта МБ ДОУ «Детский сад № 76» и заключены договоры № 3/12 от 01.07.2012г. с ООО «КузбассИдеалРемонт» и № 4/12 от 03.09.2012г. с ООО «Производственно-строительная компания «Радикал».

Таким образом, муниципальные задания МАУ «РЭУ» в 2012, 2013 годах, в части выполнения капитального ремонта МБДОУ «Детский сад № 76» были утверждены председателем комитета, поскольку в данном деянии не усматривалось никаких нарушений и считалось, что выполнение МАУ «РЭУ» капитального ремонта не противоречит действующему законодательству.

В назначенное время 24.07.2015 г. в 10 ч. 00 м. на процедуру составления и подписания протокола должностное лицо <…> извещенная надлежащим образом не явилась, направив защитника <…> (доверенность № 3063 от 17.07.2015 г.).

24.07.2015 г. состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении в отсутствие <…>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте составления протокола.

            Копия протокола по делу № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении от 24.07.2015 г. была направлена 24.07.2015 г. в адрес <…> для сведения.

Определением от 24.07.2015 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении дело № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 07.08.2015 на 09 часов 30 минут.

07.08.2015 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <…> о рассмотрении дела об административном правонарушении № 226/11-АДМ-2015 в ее отсутствие.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

В назначенное время на рассмотрение дела № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении <…> не явилась, направив защитника <…> (доверенность № 3241 от 06.08.2015 г.).

Защитник <…> ознакомлен с правами защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными статьей 51 Конституции РФ, частью 1 статьи 25.5 КоАП РФ.

07.08.2015 г. на рассмотрении дела № 226/11-АДМ-2015 об административном правонарушении защитник <…> сообщил, что совершение <…> административного правонарушения является малозначительным, так как последствия его совершения не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (данное деяние не привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, а также позволило сэкономить бюджетные средства в размере 6 379 195 рублей 96 копеек). 

Учитывая изложенное, защитник <…> просит освободить <…> от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Изучив материалы административного дела № 226/11-АДМ-2015, заместитель руководителя Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

Распоряжением Главы г. Новокузнецка от 09.07.2009 г. № 2097 создано МАУ «РЭУ».

В соответствии с Уставом муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – МАУ «РЭУ»), утв. председателем комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка (далее – КОиН), по согласованию с председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка, функции учредителя МАУ «РЭУ» осуществляет КОиН.

МАУ «РЭУ» является юридическим лицом, созданным в форме муниципального автономного учреждения на базе муниципального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Уставом определено, что МАУ «РЭУ» создано в целях организации и производства работ по техническому обслуживанию, содержанию, эксплуатации, текущему ремонту конструктивных элементов инженерного оборудования (в том числе котельных) и сетей зданий и сооружений объектов Учредителя.

26.10.2012 комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка был издан приказ № 2526 «Об утверждении муниципального задания».

Вышеуказанным приказом для МАУ «РЭУ» утверждено муниципальное задание на 2012 финансовый год и плановый период 2013-2015 гг.

29.12.2013 комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка был издан приказ № 2912 «Об утверждении муниципального задания».

Вышеуказанным приказом для МАУ «РЭУ» утверждено муниципальное задание на 2013 финансовый год и плановый период 2014-2016 гг.

Согласно данным приказам комитета образования и науки администрации   г. Новокузнецка МАУ «РЭУ», в соответствии с установленными муниципальными заданиями, необходимо выполнить работы, в том числе по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк,  ул. М. Тореза, 117а.

            14.05.2012 между КОиН и МАУ «РЭУ» было заключено соглашение № А/29/2-2 о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальному автономному учреждению.

            Предметом данного соглашения является порядок, объем и условия предоставления КОиН из средств бюджета города субсидий на иные цели - (Долгосрочная городская целевая программа «Детские сады 2010-2014»).   

Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Соглашения КОиН обязуется определять и предоставлять размер субсидии, в том числе на капитальный ремонт здания детского сада № 76 по ул. М.Тореза, 117 .

Установлено, что 01.06.2012 г. между МАУ «РЭУ» (Заказчик) и ООО «КузбассИдеалРемонт» (Подрядчик) был заключен договор № 3/12 на выполнение работ для муниципальных нужд.

Согласно условиям данного договора Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, а Заказчик оплатить оказываемые услуги. Стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, составляет 45 721 470 рублей.

Срок оказания услуг: с 01.06.2012 г. по 15.11.2012 г.

Также установлено, что 03.09.2012 г. между МАУ «РЭУ» (Заказчик) и ООО «Производственно-строительная компания «Радикал» (Подрядчик) был заключен договор № 4/12 на выполнение работ для муниципальных нужд.

Согласно условиям данного договора Подрядчик обязуется выполнить ремонт ж/б лотковой кровли МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, а Заказчик оплатить оказываемые услуги. Стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, составляет 1 340 946,11 рублей.

Торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводились.

Таким образом, МАУ «РЭУ» работы, указанные в муниципальном задании, не выполнялись самостоятельно, а заключались соответствующие договоры с выбранными им хозяйствующими субъектами.

Денежные средства, выделенные МАУ «РЭУ», направлялись на оплату работ для муниципальных нужд.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктами 3, 14, 23  части 1  статьи 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ № 131-Ф3).

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1, частью 1.1 статьи 17 ФЗ            № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения могут осуществлять и иные полномочия, установленные частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона, иными федеральными законами.

В частности, согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать расходные обязательства муниципального образования по решению вопросов местного значения.

При этом действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом путем проведения капитального ремонта, в муниципальных бюджетных дошкольных учреждениях образования в части либо в полном объеме могут быть переданы для исполнения муниципальным автономным учреждениям.

Согласно части 1 статье 31 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (действовавшего в момент заключения договоров            № 3/12 от 01.07.2012, № 4/12 от 03.09.2012, далее - Закон «Об образовании») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Понятие организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на создание качественных, комфортных условий пребывания обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении.

Следовательно, капитальный ремонт объектов недвижимости, предназначенных для осуществления образовательного процесса, а также организация и проведение необходимых мероприятий по капитальному ремонту с целью его последующего использования для оказания услуг дошкольного образования (ремонт ж/б лотковой кровли, ремонтные работы и т.п.) является одной из составляющей частей, необходимой для решения вопросов местного значения в сфере образования.

Установлено, что КОиН является отраслевым органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Основными задачами КОиН являются:

- осуществление управления в сфере образования города Новокузнецка в пределах компетенции, определенной действующим законодательством.

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

- организация предоставления дополнительного образования детей в подведомственных учреждениях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

- осуществление иных задач в рамках компетенции, определенной действующим законодательством.

Из изложенного следует, что КОиН является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по организации общеобразовательного процесса на территории Новокузнецкого городского округа.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ № 131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частью 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Следовательно, все расходы, возникающие при строительстве объектов недвижимости, предназначенных для осуществления образовательного процесса, а также при организации и проведении необходимых мероприятий по строительству с целью его последующего использования для оказания услуг образования финансируются за счет бюджетных средств.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего в момент заключения договоров № 3/12 от 01.07.2012, № 4/12 от 03.09.2012, далее – ФЗ  № 94 - ФЗ) установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21. 07. 2005 г.         № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94-ФЗ) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном ФЗ № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 ФЗ № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 ФЗ № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В связи с изложенным при заключении договоров на выполнение работ,  оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд в обязательном порядке необходимо руководствоваться нормами ФЗ № 94-ФЗ, регулирующими размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, заключение государственного или муниципального контракта.

Частью 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Исключения из общего правила размещения заказа на выполнение работ,  оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд путем проведения торгов установлены статьей 55  Закона о размещении заказов,  предусматривающей  случаи,  когда заказ может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя,  подрядчика).
Кроме того,  частью 2  статьи 1  Закона о размещении заказов установлен ограниченный перечень случаев,  когда этот закон не применяется.  Настоящий Федеральный закон не применяется в случаях,  если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями,  созданными в соответствии с международными договорами,  участником которых является Российская Федерация,  а также международными финансовыми организациями,  с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.  Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

При этом согласно статье 8 указанного Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Круг этих лиц не ограничен организационно-правовой формой, формой собственности, местом нахождения.

К полномочиям КОиН, как исполнительного органа местного самоуправления, относится решение вопроса местного значения – капитальный ремонт объектов недвижимости, предназначенных для осуществления образовательного процесса и решение вопросов по организации и проведению необходимых мероприятий по капитальному ремонту объекта недвижимости с целью его последующего использования в сфере образования.

Из приведенных выше норм следует, что самостоятельное решение КОиН определенного круга вопросов местного значения не предполагает делегирование решения этих вопросов иным лицам, а их реализация возможна органом местного самоуправления только в рамках ФЗ № 94-ФЗ.

Таким образом, реализация полномочий по капитальному ремонту объекта недвижимости, организации и проведению необходимых мероприятий по капитальному ремонту объекта недвижимости с целью его последующего использования для осуществления образовательного процесса возможна только путем проведения торгов, в которых могут принять участие любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данной отрасли.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, доводы защитника <…> о проведении конкурентных процедур, на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 5.18.9 Устава МАУ «РЭУ» в соответствии с которым к компетенции Наблюдательного совета относится рассмотрение предложений руководителя о совершении крупных сделок не могут быть приняты заместителем руководителя Кемеровского УФАС России.

Указанные действия <…> по утверждению 26.10.2012, 29.12.2013 муниципальных заданий для муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление» привели или могли привести к ненадлежащему расходованию бюджетных средств, что способствовало заключению договоров на оказание услуг по проведению капитального ремонта МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, без проведения торгов, а также к созданию для МАУ «РЭУ» возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующем товарном рынке.

Федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в указанных сферах деятельности 

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11).

            Действия <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, а именно: утверждение 26.10.2012, 29.12.2013 муниципальных заданий для муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление», в соответствии с которыми муниципальному автономному учреждению «Ремонтно-эксплуатационное управление» необходимо выполнить работы, в том числе по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, привели (могли привести) к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, предоставлению преимуществ муниципальному автономному учреждению «Ремонтно-эксплуатационное управление» в сфере осуществления предпринимательской деятельности вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и влекут наложение административного взыскания, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое                  КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, должностное лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В данном случае у должностного лица – <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации указанным должностным лицом предпринято не было.

Должностное лицо – <…>, занимающая должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, документально не подтвердила наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, что были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению положений законодательства Российской Федерации.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия  (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (статья 2.2  Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Действия должностного лица – <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации                           г. Новокузнецка, следует признать виновными, совершенными по неосторожности.

Срок давности привлечения должностного лица – <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должностному лицу учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Заместитель руководителя Кемеровского УФАС России считает возможным, с учетом положений ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, признать в качестве обстоятельства, смягчающего вину должностного лица – совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

Совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч рублей  до тридцати тысяч рублей.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину должностного лица – <…>, занимающей должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как действия, которые привели или могли привести к ненадлежащему расходованию бюджетных средств, что способствовало заключению договоров на оказание услуг по проведению капитального ремонта МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, без проведения торгов, а также к созданию для МАУ «РЭУ» возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующем товарном рынке и назначает административное наказание <…> в пределах санкции, определенной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Негативные последствия действий <…> выразились в нарушении прав и законных интересов потенциальных исполнителей указанных работ (услуг), которые были лишены возможности участвовать в размещении заказа на выполнение работ по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу:  г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, что, безусловно, является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям, регулируемым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом оценки конкретных обстоятельств совершения данного правонарушения, заместитель руководителя Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Признать должностное лицо – <…>, занимающую должность председателя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, виновной  в  совершении  административного  правонарушения  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

 

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово

БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКТМО: 32701000

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 226/11-АДМ-2015.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                                 С.В. Стельмах

Связанные организации

Связанные организации не указаны