Решение б/н Решение по жалобе № 24/03-18.1-2017 от 7 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 24/03-18.1-2017

«01» марта 2017 г.                                                                                                    г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

 

Чубукова  Анатолия Анатольевича – начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Наумовой Валерии Валерьевны – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Юканкина Дмитрия Сергеевича – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

в присутствии представителей:

ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Кузбассэнерго» (по доверенности) - <…>;

ООО «Поликапитал» (по доверенности) – <…>,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Поликапитал» (650033, г. Кемерово, ул.Аллейная, 9-187; ИНН: 4205122141 (далее также – ООО «Поликапитал», Заявитель) и материалы по жалобе № 24/03-18.1-2017,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба от 16.02.2017 г. (вх. №929) ООО «Поликапитал» на действия заказчика Кузбасское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (650000, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 30, ИНН/КПП: 4200000333/420501001 (далее также - ПАО «Кузбассэнерго», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса предложений на право заключения договора подряда на выполнение работ по ремонту кабинетов и помещений общего пользования для нужд Беловской ГРЭС ПАО «Кузбассэнерго» (Закупка № 729-2017-КФ), размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – Запрос предложений) (Извещение № 31704688696).

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 2,  ч. 8 ст. 4, п.п. 1, 11 ч. 10 ст. 4, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Запроса предложений, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ;

- в извещении о закупке и в закупочной документации содержится противоречивая информация о заказчике и о сроке окончания приема заявок;

- в положении и в закупочной документации содержится противоречивая информация о времени принятия решения о внесении изменений в закупочную документацию; 

- в закупочной документации некорректно указаны даты проведения запроса предложений.

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования п. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, т.к. предъявленные требования к участникам в части предоставления допуска СРО на работы на особо опасных и технически сложных объектах не соответствуют работам, предусмотренным к выполнению в рамках запроса предложений, поскольку будут выполняться в здании ОВК, которое не относится к особо опасным или технически сложным объектам.    

Уведомлением от 21.02.2017 г. № 03/1508 рассмотрение жалобы ООО «Поликапитал» было назначено на 01.03.2017 г. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес ПАО «Кузбассэнерго», ООО «Поликапитал» и ООО «Сибирская генерирующая компания».

21.02.2017 г. на рассмотрение Комиссией жалобы № 24/03-18.1-2017 представитель Заявителя поддержал требования, изложенные в жалобе от 16.02.2017 г. (вх. № 929), а также указал на то, что требование о предоставлении СРО на работы на особо опасных и технически сложных объектах не позволили ООО «Поликапитал» принять участие в данной закупке.

Представитель ПАО «Кузбассэнерго» и ООО «Сибирская генерирующая компания» просила признать жалобу ООО «Поликапитал» необоснованной, приложив письменные пояснения (вх. № 1083 от 27.02.2017 г.).

Согласно указанным пояснениям, у антимонопольного органа отсутствовали полномочия на рассмотрение жалобы ООО «Поликапитал», поскольку участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях, указанных в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Жалоба Заявителя не подпадает под вышеуказанные основания.

Также из данных пояснений следует, что Организатором закупки и Заказчиком допущены отдельные незначительные технические ошибки (описки, опечатки) в Закупочной документации, которые не повлияли и не могли повлиять на допуск участников, подавших предложения (заявки) на участие в Запросе предложений, а также на определение победителя, соответственно не привели и не могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, по мнению ООО «Сибирская генерирующая компания», ПАО «Кузбассэнерго» требования Закона о закупках  не распространяются на ООО «Сибирская генерирующая компания».

Изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В состав ПАО «Кузбассэнерго» входят две блочные электростанции Кемеровской области – Беловская ГРЭС и Томь-Усинская ГРЭС и Газотурбинная электрическая станция Новокузнецкая.

Беловская ГРЭС и Томь-Усинская ГРЭС ПАО «Кузбассэнерго» являются теплоисточниками и отпускают тепловую энергию в горячей воде от коллекторов станции в тепловые сети Общества с ограниченной ответственностью «Беловская теплотранспортная компания» (ООО «БТТК») и Общества с ограниченной ответственностью «Новокузнецкая теплотранспортная компания» (ООО «НТТК») соответственно.

Таким образом, ПАО «Кузбассэнерго» осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к организациям, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Советом директоров ОАО «Кузбассэнерго» 26.12.2016 г. утверждено Положение «О порядке проведения закупок, товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Кузбассэнерго» (Пл-КЭ-В5-01) (далее – Положение о закупках), которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). 

В соответствии с п. 5.1 Положения о закупках, Закупочная документация для каждой закупки утверждается Организатором закупки.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц  ООО «Сибирская генерирующая компания» является управляющей организацией, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа ПАО «Кузбассэнерго» (далее также – управляемая компания).

ООО «Сибирская генерирующая компания» (далее также – Организатор торгов, ООО «СГК») оказывает услуги ПАО «Кузбассэнерго» в рамках агентского договора № 70-093/01-КЭ-УК-2015 от 11.08.2015г. (далее – агентский договор).

Согласно вышеуказанному договору ООО «СГК» обязано на возмездной основе осуществлять закупочную деятельность в интересах  ПАО «Кузбассэнерго», в том числе выступать в качестве организатора процедуры закупок материально-технических ресурсов, работ и услуг, а также по согласованию с ПАО «Кузбассэнерго», оказывать услуги по сопровождению и исполнению обязательств по договорам на выполнение работ/оказание услуг, заключенным ПАО «Кузбассэнерго».

20.01.2017 г. Организатором закупки на Официальном сайте от лица ПАО «Кузбассэнерго» было размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора подряда на выполнение работ по ремонту кабинетов и помещений общего пользования для нужд Беловской ГРЭС ПАО «Кузбассэнерго».

Организатором закупки,  в отношении указанной закупки, разработана и утверждена Закупочная документация (Закупка № 729-2017-КФ) (далее – Закупочная документация).

  1. Требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, установлены в разделе 4 Закупочной документации.

Согласно пп. 4.1.1. Закупочной документации участвовать в данной процедуре закупки может только субъект малого и среднего предпринимательства или несколько субъектов малого и среднего предпринимательства, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным закупочной документацией.

Участник должен полностью соответствовать требованиям, указанным в разделе 4 Технического задания (п. 4.1.4 Закупочной документации).

В соответствии с п. 4.2.1.5 Закупочной документации участник должен включить в состав предложения следующие документы, подтверждающие его соответствие требованиям Закупочной документации, Лицензии, патенты, свидетельства, подтверждающие членство СРО на выполнение работ (вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, в соответствии с действующим законодательством РФ (нотариальная копия или копия, заверенная участником), в том числе:

- п. 12.3. «Защитное покрытие лакокрасочными материалами»;

- п. 15.2. «Устройство и демонтаж системы отопления».

Аналогичное требование содержится в п. 4.1 Технического задания (Приложение №1 Закупочной документации).

Согласно частям 1, 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 утверждён Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень). Согласно разделу 3 Перечня работы указанные в п. 12.3. «Защитное покрытие лакокрасочными материалами», п. 15.2. «Устройство и демонтаж системы отопления», требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьёй 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, под понятия которых, данных указанной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации, объекты ПАО «Кузбассэнерго» - кабинеты и помещения общего пользования не подпадают.

Учитывая изложенное, действия Заказчика и Организатора торгов, выразившиеся в установлении в п. 4.2.1.5. Закупочной документации и п. 4.1 Технического задания требований к участникам Запроса предложений о наличии в составе заявок на участие в закупке заверенной копии свидетельства, подтверждающие членство СРО на выполнение работ «Защитное покрытие лакокрасочными материалами», «Устройство и демонтаж системы отопления», вступают в противоречие с требованиями раздела 3 Перечня.

Таким образом, ООО «Поликапитал» не смогло подать заявку для участия в данном запросе предложений. 

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок.

Таким образом, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, действия ПАО «Кузбассэнерго» и ООО «Сибирская генерирующая компания» выразившиеся во включении в п. 4.2.1.5 Закупочной документации и п. 4.1 Технического задания, требований о том, что в составе заявок участников закупки должны содержаться, в том числе, заверенной копии свидетельства, подтверждающие членство СРО на выполнение работ «защитное покрытие лакокрасочными материалами», «устройство и демонтаж системы отопления», противоречат требованиям п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также являются нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ограничили круг потенциальных участников закупки, о чем в том числе свидетельствует жалоба ООО «Поликапитал».

  1. Довод заявителя о несоответствии Закупочной документации извещению о проведении запроса предложений в части информации о заказчике и даты и времени окончания подачи заявок является обоснованным.

Согласно извещению о проведении Запроса предложений:

- Наименование заказчика Кузбасское публичное акционерное общество энергетики и электрификации, адрес: 650000, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 30;

- Дата и время окончания срока подачи заявок 06.02.2017 в 21:00 (МСК+4).

В разделе 1 Закупочной документации указано наименование Заказчика: Беловская ГРЭС ПАО «Кузбассэнерго», адрес: 652644, Кемеровская область, г. Белово, пгт. Инской, Технологический микрорайон, д.5.

Из п. 5.1 Закупочной документации срок окончания приема предложений 12.00 час мск 06.02.2017 г.

Следовательно, в извещении о проведении Запроса предложений и в Закупочной документации имеется противоречие, относительно наименования Заказчика, а также окончания даты и времени подачи заявок.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Таким образом, ПАО «Кузбассэнерго» и ООО «Сибирская генерирующая компания» были нарушены требования ч. 8 ст. 4 Закона о закупках.

3. Согласно п. 8.3.4. Положения о закупке, Организатор закупки вправе принять решение о внесении изменений в закупочную документацию не позднее даты окончания подачи предложений.

В соответствии с п. 6.1.2 Закупочной документации Организатор закупки вправе в любое время внести изменения в Закупочную документацию по открытому запросу предложений. 

Таким образом, довод Заявителя о несоответствии п. 6.1.2 Закупочной документации п. 8.3.4. Положения о закупке является обоснованным.

  1. В пункте 1.1 Закупочной документации указано, что срок проведения закупки: 20.01.2017г. - 23.03.2017.2017г.

Таким образом, довод заявителя о том, что в Закупочной документации некорректно указана дата проведения запроса предложений также является обоснованным.

Следовательно, Заказчиком и Организатором запроса предложений нарушены требования п.11 ч.10 ст. 4 Закона о закупках.

  1. Довод заявителя о том, что в Закупочной документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Запроса предложений, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, т.к. отсутствует проектная документация, является необоснованным, поскольку указанные сведения отражены в Техническом задании, в том числе в локальных сметных расчетах (Приложение № 1 Закупочной документации).

Кроме того, перечень работ, указанный в Закупочной документации свидетельствует о проведении текущего ремонта кабинетов и помещений общего пользования, не является капитальным ремонтом. В соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации проведение текущего ремонта не требует разработки проектной документации.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. По правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Фактически названная норма дополняет и развивает положения Закона о закупках, указывает на возможность ее применения не только на этапе организации закупки, но и на стадии ее проведения; устанавливает право обжалования как действий (бездействия) заказчика, так и иных лиц (оператора электронной площадки, конкурсной комиссии и др.).

По смыслу указанных норм, исходя из целей законодательства о конкуренции и закупках, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы участников закупки не только по основаниям, указанным в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, но и в тех случаях, когда жалоба содержит сведения о нарушениях при организации и проведение закупки требований антимонопольного законодательства и иных положений названного Закона.

Отказ антимонопольных органов в рассмотрении жалоб, поданных в связи с обстоятельствами, не предусмотренными в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, лишает участников закупки (в том числе потенциальных участников) инструмента оперативного устранения нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиты его нарушенных прав и законных интересов, так как при рассмотрении жалобы судами участник закупки будет лишен возможности устранения нарушения его прав и законных интересов до заключения договора по результатам закупки, что может в свою очередь привести к невозможности в восстановлении нарушенных прав и законных интересов.

Таким образом, довод ПАО «Кузбассэнерго» и ООО «Сибирская генерирующая компания» о том, что у антимонопольного органа отсутствовали полномочия на рассмотрение жалобы ООО «Поликапитал» подлежит отклонению.

ООО «Сибирская генерирующая компания» (агент) оказывает ПАО «Кузбассэнерго» (принципал) услуги по организации закупочных процедур на основании агентского договора.

Согласно п. 2.1.4 агентского договора ООО «Сибирская генерирующая компания» осуществляет действия и мероприятия по формированию и утверждению закупочной документации. В соответствии с п. 2.1.1. агентского договора ООО «Сибирская генерирующая компания» обязуется при исполнении данного договора соблюдать требования действующего законодательства, регламентирующего порядок закупок отдельными видами юридических лиц, Положения о закупках, а также иных нормативных документов ПАО «Кузбассэнерго».

Ввиду того, что в Законе о закупках обязанность соблюдать нормы данного закона для организаций, осуществляющих по договору функции организатора торгов, не установлена, к данным правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства. Из агентского договора следует, что агент ООО «Сибирская генерирующая компания» оказывает данные услуги от лица принципала ПАО «Кузбассэнерго» и за счет принципала. В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского Кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. На основании системного толкования данной нормы права и положений Закона о закупках ответственность за нарушение организатором торгов Закона о закупках несет заказчик ПАО «Кузбассэнерго».

Таким образом, довод представителя ООО «Сибирская генерирующая компания», что требования Закона о закупках не распространяется на ООО «Сибирская генерирующая компания» является неправомерным.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Поликапитал» на действия ПАО «Кузбассэнерго» по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора подряда на выполнение работ по ремонту кабинетов и помещений общего пользования для нужд Беловской ГРЭС ПАО «Кузбассэнерго» (Закупка № 729-2017-КФ) обоснованной.

2. Признать ПАО «Кузбассэнерго» и ООО «Сибирская генерирующая компания» нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 8 ст. 4, п. 11 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать ПАО «Кузбассэнерго» и ООО «Сибирская генерирующая компания» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу для принятия решения о возбуждении в отношении ПАО «Кузбассэнерго» дела об административном правонарушении.

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                  Л.И. Ланцман

Члены Комиссии:                                                                                                    А.М. Давыдова

А.А. Чубуков

В.В. Наумова

Д.С. Юканкин

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны