Определение №24.05.16 09/5791 Определение о прекращении производства по делу № 55/Р-2016 от 27 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 55/Р-2016

«22» июня 2016г.                                                                                   г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

   Ланцман Л.И. -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

  Каминской Е.Б. -    

 

   

 Акатьевой И.С. -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

главного специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

 

рассмотрев дело № 55/Р-2016, возбужденное в отношении Акционерного общества «Сибирская угольная энергетическая компания» (далее – АО «СУЭК») (ИНН 7708129854, юридический адрес: 115054, г.Москва, ул.Дубинская, д. 53, стр. 7) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии:

- представителя АО «СУЭК» <…> по доверенности № 16/35 от 18.05.2016г.;

- представителя Некоммерческой организации «Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК-РЕГИОНАМ» (далее – Фонд «СУЭК-РЕГИОНАМ») <…> по доверенности № 5 от 15.06.2016г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на торце средней общеобразовательной школы № 20.

29.04.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 55/Р-2016 в отношении АО «СУЭК» и назначено к рассмотрению на 25.05.2016г. на 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес АО «СУЭК» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП Почта России о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

25.05.2016г. состоялось рассмотрение дела № 55/Р-2016 в присутствии  представителя АО «СУЭК» <…> по доверенности, который пояснил, что АО «СУЭК» не является рекламодателем и не занималось размещением рекламы по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, 46 на торце здания средней общеобразовательной школы № 20. Спорный рекламный баннер, был размещен Фондом «СУЭК – РЕГИОНАМ». «Трудовой отряд СУЭК» - это социально ориентированный общественно-полезный проект частно-государственного партнерства по трудоустройству молодежи. «Трудовой отряд СУЭК» создается и финансируется Фондом «СУЭК – РЕГИОНАМ». Логотип в виде шестеренки серо-желтого цвета используется Фондом «СУЭК – РЕГИОНАМ» в обычной хозяйственной деятельности, при этом АО «СУЭК», являясь учредителем Фонда «СУЭК – РЕГИОНАМ», не возражает против использования Фондом указанного логотипа в хозяйственной деятельности.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств и привлечения к рассмотрению данного дела Фонд «СУЭК – РЕГИОНАМ».

Определением от 25.05.2016г. рассмотрение дела № 55/Р-2016 было отложено на 22.06.2016г. на 14:00. Данное определение было направлено в адрес АО «СУЭК» и Фонд «СУЭК-РЕГИОНАМ» заказными письмами с уведомлением (уведомления о вручении почтовых отправлений имеются в материалах дела).

22.06.2016г. состоялось рассмотрение дела в присутствии представителя АО «СУЭК» <…> по доверенности, представителя Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» <…> по доверенности, которые пояснили, что реклама размещалась по инициативе Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ», с нарушением не согласились, поскольку была размещена реклама трудового отряда СУЭК, который создается и финансируется Фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ», а значит в рекламе содержится упоминание о социально ориентированной некоммерческой организации, упоминание о которой допускается в социальной рекламе в силу части 5 статьи 10 ФЗ «О рекламе».

Представитель Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» <…> пояснила,  что Фонд на законных основаниях с разрешения АО «СУЭК» использует логотип в виде стилизованной шестеренки в своей хозяйственной деятельности, поскольку «Трудовой отряд СУЭК» это социально-ориентированный проект по трудоустройству молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.  «Трудовой отряд СУЭК» создается и финансируется Фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ», следовательно, в рекламе на законных основаниях размещен логотип в виде шестеренки как указание на деятельность Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ».

Рассмотрев материалы дела № 55/Р-2016, заслушав пояснения представителей, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

Реклама следующего содержания: «Трудовой отряд СУЭК МЫ делаем город лучше! С любовью к городу!» с изображением девушки на фоне города, размещенная на торце средней общеобразовательной школы № 20 по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, 46, содержит изображение средства индивидуализации юридического лица Фонд «СУЭК-РЕГИОНАМ» – логотип в виде стилизованной круглой шестеренки серо – желтого цвета.

Пункт 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе» содержит понятие социальной рекламы, в соответствии с которым социальная реклама это - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

На баннере, размещенном на здании средней общеобразовательной школы № 20, содержится информация о том, что трудовой отряд СУЭК делает город лучше, данная информация направлена на достижение общественно полезных целей – формирование у детей уважения к труду, а, следовательно, попадает под понятие социальной рекламы.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ФЗ «О рекламе» органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 3 статьи 10 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Частью 4 статьи 10 ФЗ «О рекламе» установлено, что в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит понятие некоммерческой организации, согласно которому некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В письме ФАС России от 16.06.2011 № АК/22793 «О внесении изменений в статью 10 ФЗ «О рекламе» содержатся разъяснения о том, что в социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В силу пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 данного Федерального закона.

По смыслу части 3 статьи 14, части 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» сведения об осуществлении некоммерческой организацией деятельности, позволяющей ей получить статус социально ориентированной, должны содержаться в ее учредительных документах.

Таким образом, при решении вопроса о правомерности упоминания в социальной рекламе определенной некоммерческой организации необходимо установить, соответствует ли ее статус положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях» о социально ориентированных некоммерческих организациях, путем исследования учредительных документов.

При этом следует учитывать, что упоминания о таких организациях в социальной рекламе допускается исключительно при условии, что содержание этой социальной рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В соответствии с уставом, утвержденным решением № 1 единственного учредителя от 12.10.2006г., основной целью деятельности Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» является реализация социальных программ в регионах и населенных пунктах, где расположены предприятия угольной промышленности и энергетические предприятия, а также морские порты, через которые осуществляется перевалка угля, для создания стабильной социальной среды и улучшения качества жизни жителей указанных регионов, городов, поселков  и иных населенных пунктов.

В материалы дела АО «СУЭК» была представлена копия договора № Ф-50/15 от 01.06.2015г., заключенного между Фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ» (жертвователь) и МБУ «Молодежная биржа труда» (получатель), согласно которому жертвователь обязуется безвозмездно передать получателю денежные средства в качестве пожертвования для использования в целях создания рабочих мест для трудоустройства участников «Трудового отряда СУЭК».

Поскольку, Фонд «СУЭК-РЕГИОНАМ» является социально ориентированной некоммерческой организацией, спонсором и создателем «Трудового отряда СУЭК», то есть организацией, упоминание о которой в силу части 5 статьи 10 ФЗ «О рекламе», допускается в социальной рекламе, признаки нарушения части 4 статьи 10 ФЗ «О рекламе» в действиях АО «СУЭК» отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 55/Р-2016  в отношении АО «СУЭК» (ИНН 7708129854, юридический адрес: 115054, г.Москва, ул. Дубинская, д. 53, стр. 7)  прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:                                             Л.И. Ланцман

 

Члены Комиссии:                                                                            Е.Б. Каминская

 

И.С. Акатьева 

Связанные организации

Связанные организации не указаны